Найти тему
BFM.ru

Онлайн-видеосервисы избавляются от следов ЛГБТ-пропаганды

   Elnur / Фотобанк Лори
Elnur / Фотобанк Лори

Роскомнадзор начал рассылать онлайн-видеосервисам список фильмов, которые подпадут под запрет о пропаганде ЛГБТ. В перечень включены такие фильмы, как «Горбатая гора», «Назови меня своим именем», сериалы «Сексуальная жизнь студенток» и «Будет больно», сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники. Также ведомство подготовило проект приказа, в котором перечисляется, что именно расценивается как пропаганда ЛГБТ.

Одной из главных уязвимостей закона о полном запрете ЛГБТ-пропаганды, который приняли в конце прошлого года, называли его размытые формулировки. Неясно было, что именно можно истолковать как пропаганду нетрадиционных ценностей. Теперь Роскомнадзор предлагает практически чек-лист, по которому создатель контента или дистрибьютор может оценить, вписывается ли он в рамки дозволенного. Например, в онлайн-кинотеатрах теперь не пройдет фильм, который демонстрировал бы привлекательность нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок.

Но и это объяснение закона вызывает вопросы. Комментирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко:

— Это проект, который проходит общественное обсуждение, и, вполне возможно, он будет еще отредактирован перед тем, как его подпишет глава Роскомнадзора.

— А насколько конкретны должны быть критерии Роскомнадзора для обозначения контента, который нужно удалять?

— Абсолютно неконкретные. В этом смысле проект приказа можно назвать скорее затычкой, чем действительно работающим подзаконным актом. Проведение такой комплексной экспертизы, если бы оно было действительно основано на научных методиках, потребовало бы многих недель напряженной работы нескольких экспертов и стоило бы десятки тысяч рублей. Конечно, по старой памяти юристы сервисов и менеджмент будут пытаться как-то выполнить этот закон, как бы сложно это ни было. И, вполне возможно, они будут при формировании репертуара на будущее приобретать права на наиболее безопасные произведения. Или пытаться получать какие-то корочки, бумажки, справки, например от Минкульта или каких-то экспертов, о том, что эти произведения соответствуют требованиям этого закона.

Если проект все же примут в ближайшее время, то формально у онлайн-кинотеатров еще есть время проверить свой контент самостоятельно — до 1 сентября, когда приказ Роскомнадзора должен вступить в силу. Гендиректор компании Park Production, продюсер Дмитрий Добужинский сомневается, что для этого понадобятся целые группы экспертов:

Дмитрий Добужинский гендиректор компании Park Production, продюсер «Продакшн ничего не получал. Платформы, насколько мне известно, пользуются какими-то общими сведениями. В любом случае платформа или кинотеатр, покупая и беря в прокат какое-то произведение, все отсматривает. В принципе не надо быть экспертом, чтобы понимать, показывают гомосексуальные связи или не показывают. Или про смену пола. Честно, я не знаком ни с одним экспертом по этой узкой сфере человеческой деятельности. Я думаю, что это отсматривается на уровне креативных продюсеров или закупщиков, этого достаточно. Я непосредственная жертва закона, потому что сейчас переписываю конкретный сценарий, уже почти написанный, для сериала, и начинаем мы со второй серии. Думаю, что я не одинок, таких жертв полно. Спасибо, что дали время до 1 сентября. Это позитивная сторона. Все остальное к позитивному никак отнести не могу. Это выстрелило в ногу, потому что эти картины приносят деньги, с них платятся налоги».

«Горбатую гору» (гей-мелодраму из нулевых) и «Назови меня своим именем» (главную гей-мелодраму конца 2010-х) уже нельзя посмотреть в онлайн-сервисах. Запретили также показывать сериал «Сексуальная жизнь студенток», но почему-то только первый сезон. В «Кинопоиске» это выглядит странно: посмотреть сериал предлагают сразу со второго сезона. Еще дальше пошли с сериалом «Будет больно» и выборочно запретили несколько эпизодов. Пока что онлайн-сервисы удаляют контент без возражений, можно сказать, по первому зову. Альтернатива — спорить с Роскомнадзором в суде и тратиться на независимую экспертизу. Но юристы считают, что, пока судебная практика сложится, пройдет не менее пяти лет.