Начало смотрите тут:
Очень часто родители, приходя на консультацию с запросом "чтобы ребенок жевал твердую пищу и ел всё", искренне удивляются необходимости убирать мультики во время еды.
- Во-первых, с ними же легче кормить его и незаметно подсовывать полезную еду.
- Во-вторых, какая экономия времени и сил для мамы.
- В-третьих, никакого стресса: ребенок увлечен сюжетом и мало обращает внимание на содержимое тарелки.
Одна семья на этапе первичной диагностики прислала видео кормления своего 5,5-летнего ребенка. В целях конфиденциальности я не могу выкладывать его в публичное пространство без разрешения, просто опишу кратко происходящее:
За кадром было шумно: звучало что-то очень динамичное про роботов: скрежет, быстрая речь, хлопки, визг, рёв.
Мальчик сидел за кухонным столом и неотрывно смотрел на экран. Его ручки сжимали машинку.
Мама, придвинув к себе тарелку блендерированного пюре с мясом, активно работала ложкой. Для сына. Он же механически открывал рот и заглатывал содержимое ложки, даже не жуя.
За все время мальчик едва ли пару раз окинул взглядом тарелку. Все внимание было приковано к происходящему на экране. А собственные руки, вместо того, чтобы есть самому ложкой, были заняты машинкой.
В таких условиях практически нет шансов что-то изменить в пищевом поведении ребенка, пока не будет убран сильный отвлекающий фактор. Им может быть не только мультик, но и игрушка, мешающая самому взяться за еду, интересная книжка и т.д.
Почему? И как не угодить в такую ситуацию?
Дело в том, что ребенку, у которого только формируется пищевое поведение, с раннего детства, начиная с прикорма, очень важно видеть, ЧТО он ест.
Не только видеть, но и осязать, ощупывать ручками еду перед собой. Привет милым грязнулькам :)
Да, я все прекрасно понимаю, лишняя уборка, стирка.. но данный этап крайне необходим... поверьте, дорогие мамы-перфекционисты и чистюли!
Включение всех систем органов чувств в процесс еды помогает ребенку быстрее привыкать к текстурной пище и усваивать ее самому.
Ему важно видеть обстановку вокруг него, как едят его родители, братья и сестры (если они есть). Социальный опыт дома, повторяющийся каждый день несколько раз (число приемов пищи) помогает быстрее усваивать нормы пищевого поведения. А ведь так часто мамы и бабушки отдельно кормят ребенка и только потом идут есть сами...
Ребенку крайне необходимо пространство для изучения содержимого своей тарелки. Что-то сжать, сплющить, сдавить, выкинуть, притянуть, попробовать на вкус, помусолить и подержать во рту. И даже выплюнуть, задумчиво рассматривая некую получившуюся субстанцию...)) Но мамы, вечно спешащие куда-то, стремятся побыстрей накормить его.
Ребенку важно участвовать в сервировке стола по мере своих сил. Сначала он может положить салфетки возле каждого прибора. Затем - раскладывать ложки, далее чистые тарелки, далее тарелки с едой и помогать маме убирать грязную посуду со стола.
Любое взаимодействие с пищей в естественных бытовых условиях дает неизмеримое богатство представлений о ней.
Знакомясь с разными видами еды, ребенок снижает свою чувствительность и остроту восприятия к новым видам пищи, тем самым, быстрее и легче переходя к ее освоению.
И если вы даете ребенку все эти возможности и условия, не скатываясь в быстрые способы кормления - у него высоки шансы выстроить нормальное пищевое поведение.
Но если у вас ситуация зашла далеко, это не повод опускать руки. Подобно большому кораблю, медленно разворачивайтесь и ложитесь на правильный курс.
Если у вас есть вопросы, связанные с едой, на которые вы не можете найти ответ - приходите на консультацию. Проведем диагностику, как ест ваш ребенок, изучим и отследим все трудности и обязательно подберем коррекционный путь, который поможет ребенку наладить пищевое поведение.
Подпишитесь на рассылку "Едок-привереда" - там будет методичка по данной теме, которую можно скачать себе на компьютер или телефон.