Найти тему

Богатый Жених, омытый водой, приготовленной для бедной Невесты [о величии произошедшего на реке Иордан]

Святой Иаков Саруга: 

"Явление Господа нашего на Иордане есть действительная грань между Ветхим и Новым заветом. Начинателем закона был Моисей, а завершителем его был Иоан. С этлго времени вместо закона будет слышно исполнение из уст нашего Господа, исполнившего путь праведности чрез Свое крещение: «ибо так подобает нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). 

Моисей в облаках горы Синайской открыл источник млека, питаясь и укрепляясь которым мир поднялся бы на высоту и мог бы стать совершенным; Иоанн предложил миру вместо молока спасительное средство, показав ему Христа, Который говорил: «Я есмь хлеб» (Ин. 6:35). „Закон был молоком, а я – хлеб; отвернитесь же, дети, от молока и приходите, живите хлебом – пищею взрослых людей». Это возглашал и Иоанн, когда велегласно говорил народу: «я крещу водой, я даю вам только молоко закона Моисеева; грядущих же за мной более меня есть: , ибо Toт вас крестит Духом Святым и огнем (Мф. 3:11; Лк. 3:16). Он соделает вас действительными чадами Божиими. Он возродит вас, дабы вы могли именовать Бога Отцом вашим».

По этой причине и был избран Иоанн завершителем закона и начинателем Евангелия. На нем почило пророчество Моисея и дух ревнителя Илии, дабы он мог служить силой обоих заветов; он дал одним разрешение, чтобы могли успокоиться, а других приглашал к трапезе, дабы могли ей утешиться.

 Иоанн в пустыне призывал народ, дабы он отвернулся от молокка и взялся за здоровую пищу, которая дает силу и совершенный рост. Стоя на границе Ветхого Завета и проповедуя величие новой красоты, он оказался в пустыне, как утренняя звезда, говорящая о Солнце, приближающемся к восходу. 

 

Невеста (т. е. Церковь) предала Себя истинному водителю своему и верила в его духовное предводительство, что он – жених, утешитель ее; он же, сохранив в чистоте Невесту, открылся ей: „я – не Христос, но тот, которого Он послал». И когда она спросила его: „кто – ты», то он открыто сказал народу: я голос (Ин. 1:23), через который вы должны узнать, что Слово обнаруживает Себя посредством голоса: ибо голос свидетельствует о слове, и есть посланник, глашатай слова. Когда Иоанна вопросили: „кто – ты“, то он сказал, что он – провозвестник Слова, дабы чрез это в народе возбудить любовь к Тому, для Кого он – голочс, – т. е. в Невесте возбудить огонь к Жениху, дабы Она стремилась к Нему. 

Иоанн представил ей Христа великим, а себя показал ничтожным, желая, чтобы величие Его (Господа) было познаваемо чрез его (Иоанново) ничтожество. "Я недостоин развязать ремень у обуви Его". (Ин. 1:27). Он хотел перед Невестой изобразить наглядно величие Жениха, когда говорил: „обувь твоего хваленного стоит выше, чем моя голова. Если бы я протянул свои руки, то я не мог бы касаться ремня обуви Его; если бы я был даже еще выше, то опять недостоин был бы целовать стопы Его. Красота Его природы превосходит мою голову: ибо Он настолько отстоит от меня, насколько небо – от земли, слово – от голоса, насколько Дух возвышается над пророками. Бог – над людьми. Грядущий свыше, над всеми есть. Сущий от земли, от земли есть, и от земли говорит (Ин. 3:31). Он – сверху. А я – снизу; Он – великий, а я – малый; Он тело, а я – тень; Он – от вечного Отца, а я – от Захарии; Он – от Девы, а я – от замужней женщины. Он – самый сильный в мире (Ис. 9:6), Бог; а я – цвет земной, ныне же имеющий увянуть (Мф. 6:30), человек». – Такими пламенными словами Иоанн возбуждал любовь к Жениху в Невесте, которую он омывал крещением. 

И когда она слышала это, веровала и любила его, и желала ежедневно, непрестанно видеть Жениха. Но Господь наш соделал Себя именно неузнаваемым: мир не познал Его, пока Иоанн со Отцом и Святым Духом не засвидетельствовали о Нем.

Христос – Жених ежедневно был открываем на Иордане от Иоанна, однако же иудеи не знали Кто такой – Он. Но вот Он пришел к славившему Жениха Иоанну, дабы этой водой, которая была приготовлена для Невесты, омыть и Его Всевышнего. Увидевший Его приближение, Иоанн был объят радостью и, указывая на Него перстом народу, в тоже самое время говорил: „вот Агнец Божий, вместо агнца Моисеева; вот берущий на Себя грехи мира (Ин. 1:29), вместо жертвы левитов. 

«Это Тот, о Ком я сказал: за мною идет Муж, Который впереди меня стал, потому что прежде меня был». (Ин. 1:30). Се Агнец Божий! Его изображал Моисей во образе агнца, и Его кровью омыты грехи иудеев».

Господь наш приближался к Иоанну, дабы сей крестил Его; но Креститель, исполненный святого удивления, привлек к себе свои руки и сказал Ему: „Господи! аз требую от Тебя креститься, и Ты ли грядешь ко мне (Мф. 3:14)? Огонь нельзя взять беъ клещей: Иордан не может обнять моря, дабы оно крестилось в нем. Неприлично, чтобы Очищающий искал очищения, и чтобы Дарующий спасение был одно с приходящими сюда для получения спасения чрез погружение».

 Господь наш сказал ему: „остави ныне. Не препятствуй Мне креститься во Иордане, ибо ты не воспрепятствовал Мне найти помещение в Деве. Я восхотел и пришел чрез рождение и не препятствуй Мне: ибо Я должен креститься. Тело матери менее, чем река, – и объятия матери менее, чем купель Иордана; но поелику Отец хотел, то тело матери объяло Меня, и так как Он хочет, то и купель Иордана пространна для Меня. Я позволяю крестить Себя, ибо Я родился. Не устраняй Меня с пути, по которому Я направился: ибо Я не буду покидать его, пока не совершу искупление. Чрез законные двери Я вошел в стадо овец (Ин. 10:7, 11), и так подобает нам исполнить всякую правду (Мф. 3:15), установленную Моисеем. 

Итак, Я начинаю в мире служение священническое, подобно Мелхиседеку первосвященнику, который изобразил Мою тайну, – дабы усовершенствовать оное. Я хочу исполнить правду, так показываю окончание ее; Я хочу окончить службу закона, и тогда начну великий путь крестный. Остави ныне! Не говори о Моем величии, ибо теперь – время Моего уничижения».

Богатый Жених благоволил омыться тою водою, которая была приготовлена для бедной Невесты. Но и Невестоводитель выставил свою бедность, когда просил, чтобы крестил его Тот, Который прислал его сюда на Иордан, – Тот, царство Которого совершеннее всех царств. Чнрез свидетельство Иоанново мир узнал своего Господа, что Он – Мессия; вследствие этого крещение Его называется Богоявлением, ибо в тот день, когда Господь крестился, Он открыто явился народу, пришел в свет, почему люди между собою говорили: «Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета» (Ин. 1:45). 

До этого времени распространялась молва о том, что родился Мессия, – отчасти чрез повествование о волхвах с востока, которые были руководимы звездою, отчасти чрез песнь ангельскую к пастырям, а также чрез избиение детей Иродом: эти и другие, подобные им, события говорили о рождении Мессии; но Кто такой – Он и как Он родился, – народу это не было известно. Но вот явился в пустыне Иоанн, исполненный всякой добродетели, украшенный необыкновенными духовными подвигами: он презирал любовь к миру, попирал всякие хотения земные, горячо стремился к бедности, носил в себе образ целомудрия и непорочности, во всех его действиях ясно обнаруживалась его девственность, на его облике не было никакого пятна и ни малейшей искры гнева в его обхождении. 

Потому-то многие и думали, что он – Мессия, так что даже сами священники и левиты обращались к нему с вопросом (Ин. 1:19), дабы узнать от него, не он ли – Тот, о Котором простиралась молва, что Он придет (Мф. 11:5). Но он всем ясно отвечал: "я – не тот; посреде же вас стоит, которого вы не знаете"

Этими словами Иоанна подтверждались и все, еще ранее распространявшиеся о Мессии, предположения, и народ был вполне убежден, что Искупитель должен прийти в скором времени; но кто такое – Он, никто не знал этого, кроме Иоанна. И потому-то к нему ходили люди из Иерусалима и Иудеи, как к Предтече Великого Вождя, не только, чтобы принять от него крещение, но и для того, чтобы спросить его, кто такое – он: не ты ли Христос (Ин. 1:25)?

Так как все были заняты только этим вопросом, и желали получить на это ответ, то Иисус, пришедший с народом к Иоанну, был не замечен: никто не узнал Его. Но когда слуга увидел своего Господа, тогда и сказал: „это – Тот, о Котором я говорил вам, что Он крестит вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). После этого свидетельства Иисус был известен всем, и так как на Нем исполнились слова, сказанные Иоанном, то народ и говорил между собою: обрели Мессию, называемого Христом (Ин. 1:40–41). 

Иоанн, ежедневно говоривший, что он не достоин прикасаться ремня обуви Христовой, – не хотел спокойно поднять свою руку над головою Его, как что произошло впоследствии: ибо он сознавал свое ничтожество и тем самым в действительности показал народу высоту Господа: ему тяжело было вообразить, что он должен и над Ним совершить то, что – и над всеми неподобными Ему. Но вот, он услышал слова Господа: „оставь теперь“, – и исполнил желание Господа. Иоанн приблизился, чтобы исполнить повеленное, однако не так, как он исполнял над другими, которых сам призывал и убеждал принять от него крещение, а так, что очевидно было, что он исполняет повеленное, – и тем показал, что смирение выше собственной правды.

Все речения и оправдания Господа нашего преисполнены света. Он сказал: смиряющий себя вознесется (Лк. 18:14). Ясно, что это относится и к Иоанну, который уничижал сам себя, и чрез то был возвышен. Он сознавался, что не достоин прикасаться обуви Спасителевой; но через это был возвышен настолько, что удостоился прикасаться даже главы Господа; он простер свои руки, чтобы прикасаться обуви Господней, а на место обуви дотронулся главы Его. Если бы было какое-либо место еще низшее ног Спасителевых, то Иоанн спустился бы и туда; а если бы на Господе было еще какое-либо место высшее главы Его, то Иоанн, Божией милостью, был бы поднят и на это высшее место. поелику же от обуви не было низшего места, и от главы не было высшей части тела, то Иоанн уничижил себя настолько, насколько он был в состоянии; и он возвысился столь высоко, что уже высшего места не было; он спустился, чтобы прикасаться пят Спасителевых, а удостоился видеть высоту Господню. 

Он прикасался ремня обуви Господней не действительно, а положил руку свою на главу Его действительно; когда проповедовал о Господе он был уничижен, а когда крестил Его, был возвышен. Если бы существа горнего мира (ангелы) обладали славолюбием, то серафим должен был бы завидовать Иоанну, что он был поднят столь высоко; серафим носил тайну, так сказать, прикровенно, с огненными клещами (Ис. 6:6), а Иоанн Креститель удостоился прикасаться горящему углю телесными руками.

 О, смирение, столь возвысившееся! О, дивная персть земная, объявшая великую пучину и не уничтожившаяся! Дивно, как в воде был крещен телесно неугасаемый Огонь, и как ступил в Иордан, дабы омыться. Высочайший Пламень (Сын Божий), на свет лица Коего не в состоянии взирать сами серафимы. Спаситель наш вошел в Иордан: тогда дрожало естество водное от такой радости, ибо в воде теперь находился Святейший Источник. Об этом еще Давид пел: видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася: смятошася бездны (Пс. 76:17). Все множество воды (поверхность и нижняя часть) шумело и стремилось кверху, чтобы видеть Тебя. Отец в сей момент испустил свыше глас: „это – Ты, и никто другой“!

Во время явления Сына явилась и едина Троица на Иордане, и Иоанн в трех видах приял эту тайну, сокрытую во все времена и от всех колен (Кол. 1:26). Три Божественные лица открылись, вполне показались Ему: Отец и Дух Святой свидетельствовали о Сыне. Триединое Божество открыло Себя в трех различных видах: Отец – через голос, Сын – через прикосновение, Святой Дух – чрез видимое явление. Иоанн, стоя здесь, слышал своими ушами, касался своими руками, видел своими глазами. Слух Его был исполнен Отцом, чувство осязания – Сыном, и глаза Его – Святым Духом. 

Один Бог был слышан, осязаем и видим: три лица были познаваемы, открываемы и обожаемы. Нет другого Отца, кроме Того, глас Которого звучал в слухе Иоанна; нет другого Сына, кроме Того, Который был крещен на Иордане от Иоанна; нет Святого Духа, кроме Того, Который открылся Иоанну в виде голубя; Иоанн своими ушами слышал, своими руками осязал, своими глазами видел Отца, Сына и Духа. Отец явился свидетельствовать об Единородном Сыне, из Его гласа мы слышали: Сей есть Сын Moй возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17). Святой Дух явился, дабы вместе свидетельствовать об Истине, в виде голубя (Мф. 3:16), и через Свое видимое явление утвердить то, что сказал Отец. Он был познаваем, ибо Он был никто другой, а Истинный Сын; Он был познаваем, как Единородный, через свидетельство Отца и Святого Духа. Аминь".

Если статья или цитата Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!