Дорогие друзья, снова приветствуем вас в нашем «Дзене». В эфире снова Захаровы — те самые печники-ремесленники, собиратели историй о русской древности и традиций наших с вами родов, старательные продолжатели строительных дел предков. Честно сказать, очень увлекли размышления и исследования славянских традиций, связанных с возведением домов. Вчера мы выпустили начало этого материала и даже не сразу сообразили, что нюансов и тонкостей хватит на несколько статей. Сегодня — продолжаем этот интересный диалог.
Вчера мы с вами уже обсудили, какими важными и ответственными казались нашим предкам моменты закладки первого венца будущего дома, а также матицы — бревна, на который опирался потолок. Несложно обратить внимание на то, что важными эти этапы делает то, что именно они в некотором смысле символизируют собой нижнюю и верхнюю границы дома. Внутри — своё, снаружи — чужое. Внутренний мир и внешний.
По этой же, видимо, причине, огромное значение придавали славяне и прорубанию окон. Как мы с вами уже знаем, в самых первых избах окон и вовсе не было — не умели наши предки прорубать полости в срубе, ведь венцы держались только углами. Со временем стали использовать разнообразные шканты и прочие приспособления для скрепления бревен по всей длине венца, а не только в углах, где собственно они срублены.
Сруб и сейчас строят сплошным, а уже в готовой «коробке» прорубают окна и двери. Так делали и в старину. Двери и окна были символическими переходами между мирами. Внешний мир назывался «потусторонним» (по ту сторону стен дома), то есть по определению более опасным. На месте будущей двери топором вырубали крест, приговаривая: «Двери быть на заперти — злому чуду не зайти». После этого только прорубали дверной проём.
Крыша — еще одно важнейшее свершение в рамках строительства жилища наших далеких предков. Как небо являлось для них крышей внешнего мира, так крыша дома являлась небом мира внутреннего. Именно крыша олицетворяла гармонию и порядок в доме. Все накрытое сверху чем-либо славяне считали завершенным и безусловным. Именно крыша делала дом безопасным и защищенным.
Укладка крыши была поистине этапной вехой строительства. После того, как крыша покрыта, для строителей устраивался последний пир, называвшийся «замочкой крыши». Вы, конечно, понимаете, в чем именно «мочили» крышу и собственные глотки наши предки — всё же это русские люди. Впрочем, делали так не только на Руси. Известный финский производитель деревянных домов даже включил в инструкцию по сборке домового комплекта такой пункт — крепко напоить строителей. Он идет сразу после укладки крыши.
Представители северных народов и вовсе устраивали пир на весь мир — приглашали не только плотников, но и всю родню, соседей и жителей деревни. Назывался такой обед словом «саламатник», так как центральным блюдом была саламата — каша из прожаренной крупы, заваренная на сметане, с добавлением сала и масла.
После саламатника стройку бросали на семь дней. Считалось, что это необходимо для того, чтобы избежать смерти кого-то из домашних. Вполне возможно, что смерть могла наступать из-за подпития строителей. В общем, праздник, похоже, и впрямь удавался на славу. Вашему покорному слуге доводилось слышать и о случаях, когда дом оставляли незавершенным на год — считалось, что, например, через оставленную незаделанной дыру из дома уйдут злые духи.
Мы обязательно продолжим эту историю. Напишите в комментариях, если вам известны какие-либо традиции, связанные со стройкой. Возможно вы видели, как ваши отцы и деды что-то строили. Даже то, что кажется современным, вполне вероятно, пришло из глубины времен. Мы же с вами русские люди, просто так традиций не закладываем — получаем информацию о них по самой надежной связи, связи с нашими предками.
С вами были печники Захаровы. До новых встреч. Мира и добра вашим домам, тепла печам, света душам.