Найти тему
НАШЕ КИНО

Татьяна Лиознова и «Семнадцать мгновений весны». Как создавался советский телешедевр

Известно, что вначале Юлиан Семёнов отдал свой сценарий «Ленфильму». Но буквально на следующий день к нему пришла Татьяна Лиознова. Она накануне прочитала сценарий и очень захотела снять это кино. Неизвестно, какие слова она нашла, чтобы убедить Семёнова, но на следующий день он отозвал свой сценарий из Ленинграда и вернул им авторский гонорар. А через несколько недель Лиознова добилась того, чтобы она, как режиссёр, начала снимать этот телесериал на «Мосфильме».

-2

Тихонов позже вспоминал, что его удивляло то, что Лиознова никогда не задумывалась, как снять ту или иную сцену. У него было такое ощущение, что весь фильм уже был заранее «отснят» в голове у режиссёра. Она всегда очень точно указывала всё как надо делать, вплоть до мелочей.

-3

Даже работая с немецкими актёрами (в фильме снимались артисты из ГДР) и, не зная немецкий язык, она умудрялась одними жестами и мимикой всё им объяснить, если переводчик временно отсутствовал.

-4

На фильм был выделен урезанный бюджет, поэтому большинство сцен были сняты в павильонах «Мосфильма» при достаточно скромных по цене декорациях. Лиознова не жалела времени и сил, чтобы сразу объяснить актёрам суть каждой сцены. Если удавалось что-то снять с первого или второго дубля, у неё сразу поднималось настроение, так как лишние дубли, это были дополнительные затраты. Несмотря на то, что фильм был телевизионный, всё снимали на киноплёнку. В то время еще не было качественной цифровой видеозаписи.

-5

Натурные съёмки улиц Германии и Швейцарии снимали в Риге и Берлине, а также на советской военной базе в Майсене (ГСВГ).

-6

Лиознова много времени уделяла Вячеславу Тихонову, потому что именно от него зависел успех фильма. Позже он с гордость рассказывал, что сцену немой встречи Штирлица с женой придумал именно он. Лиознова тут же с благодарностью подхватила эту идею и согласовала с её Семёновым. Увидев потом этот эпизод в фильме, Семёнов решил вставить его и в книгу.

-7

Вся работа над фильмом была пронизана харизмой Татьяны Михайловны. К ней с большим уважением относились даже самые заслуженные и популярные актёры, которых в картине было немало.

-8

Первоначально в сценарии Семёнова было 13 серий. Но по причине сокращённого бюджета, сократили и сценарий.

-9

Татьяна Михайловна всегда сама определяла расположение камеры и ракурс, в котором будет сниматься та или иная сцена. Это подтверждало слова Тихонова, будто весь фильм уже был снят в её голове, и она пыталась воплотить его в реальность.

Конечно, успех картины во многом зависел от увлекательного сюжета и сценария Семёнова, но то, как этот сюжет на экране увидели зрители, заслуга гениальной женщины нашего отечественного кино - Татьяны Михайловны Лиозновой.

-10

___________________