Найти тему

Развиваем малыша от 10 дней до 1 года.

Оглавление

"Рождение ребенка - это невероятное событие, которое меняет жизнь родителей навсегда. Каждый день с ним представляет собой новые возможности для роста и развития малыша. В этой серии статей мы будем рассматривать различные аспекты развития малыша с помощью игр и общения,а так же я расскажу вам ,что ребенок должен делать на определенной стадий своего развития. Присоединяйтесь к захватывающему и наполненному любовью путешествию по развитию малыша."

Развитие ребенка до 1 месяца

Уже в 10 дней ваш малыш должен удерживать в поле зрения движущийся предмет, и часто терять его из виду, это называется «ступенчатое слежение», вздрагивать и моргать при резком звуке, лежать на спине. У младенца появляется рефлекторный крик.
На
20 день младенец должен удерживать в поле зрения неподвижный яркий предмет (не издающий звуки) или лицо взрослого, успокаиваться при сильном звуке. Рефлекторный крик и рефлекторные звуки: издавать растянутые гласные («у-а, э-э, а-й»).

Для развития ребенка представляю вам игры, расписаны по недельно .

Игры для детей до 1 месяца
1-2 недели

Формируем у ребенка умение удерживать в поле зрения лицо взрослого и движущийся предмет (ступенчатое слежение).
Игра «Идет рогатая коза »
Взрослый наклоняется к лицу ребёнка и удаляется от него, напевно произнося слова:
Идет коза рогатая,
Молочком богатая.
Кашки покушай,
Сказочку послушай.
Кашку съели ложкой
Да запили чаем,
А теперь немножко

Вместе поиграем.
Щекотаем малыша за ушками, поглаживаем шейку, тормошии его за грудку, улыбаемся ребёнку, нежно и ласково говорим с ним. Так можно начинать ежедневные занятия.

Игра « Султанчик разноцветный »
Разноцветные ленты нужно прикрепить к палочке. Привлекаем внимание малыша к султанчику, приближаем его на расстояние 20-30 см и удаляем на расстояние вытянутой руки. Нужно убедиться, что ребёнок зафиксировал взгляд на игрушке. После этого медленно перемещаем султанчик вправо, а затем влево.

Игра «Ах, какая погремушка!»
Взять погремушку размером не менее 8-10 см. Перемещаем ее в поле зрения ребенка на расстоянии 40-50 см от него вправо-влево в горизонтальном направлении.

Игра «Колечко!»
Прикрепляем к стержню кольцо. Слегка покачиваем кольцо, показываем его малышу на расстоянии 60-70 см от его лица. Когда малыш задержит взгляд на колеблющемся предмете, игрушку, также слегка покачивая, перемещаем вправо, затем влево, вверх, вниз, приближаем к малышу на расстоянии 20-30 см и удаляем на расстояние вытянутой руки. Желательно, чтобы размер колец был диаметром 5-7 см.
Я колечко покажу,
И колечком помашу.
Взад-вперед его качаю
К… (имя ребенка) приближаю.

В яркий, солнечный день малыши лучше следят за перемещением зелёных, синих, голубых и фиолетовых игрушек, в пасмурный день – за предметами теплых цветовых тонов: красного, оранжевого, желтого.
Занятия проводить 1-2 минуты, повторять 2-3 раза подряд.

Формируем умение прислушиваться к голосу взрослого.
Игра «Как у нашего щенка»
Наклоняться над лицом ребёнка и удаляться от него, напевно произнося:
Как у нашего щенка
Шубка очень хороша

А усы ,удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
Улыбнуться малышу, пощекотать его за ушками, погладить шейку, ручки, потормошить за грудку. Затем еще раз нежно и ласково рассказать ему потешку.

Игра «Совушка-сова»
Приучения малыша к разному тембру голоса взрослого нужно произносить его имя то высоким, то нежным, но низким голосом. Менять тон голоса несколько раз. Читать потешку, меняя по ходу чтения тон голоса:
Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И – полетела!


Игра«Варим кашу »
Нежно поглаживать ручки и ножки малыша, проводить пальцем по его щечкам и шейке, улыбаться ему, смотреть ему в глазки, ласково приговаривая:
Гу-гу-ту, гу-гу-ту,
Варим кашу мы круту,
Подливаем молочка,
Накормили малыша!


Игры для стимулирования первой улыбки ребенка.
Игра «Кто у нас хороший?»
Поглаживаем ручки, ножки, шейку малыша, приговаривая:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
(имя ребенка) хорошая!
(имя ребенка) пригожая!

Игра « Ох какие потягушки»
Произносим стишок, при этом нужно поглаживать ножки и ручки ребенка, нежно тормошить его за грудку, улыбаться ему, смотреть в глазки, целовать ручки и ножки малыша:
Глазки открываются,
Потягушки- начинаются
Потягушки- ножки
Ручки и ладошки,
Мама вас целует!
Просыпайся деточка
Как тебя люблю я!

Ласковые прикосновения, поцелуи должны быть неотъемлемой частью утреннего ритуала пробуждения малыша. По мнению психологов, они необходимы ребенку от 6 до 12 раз в день.

Игра « Кто же тут, у нас проснулся?»
Наклоняемся над ребенком, ласково приговариваем потешку:
Это кто же тут проснулся?
Кто так сладко потянулся?
И кого тут любит мама?
Вот кто тут любимый самый!

Затем, называем части лица и тела ребенка, дотрагиваемся до них указательным пальцем, слегка щекочем малыша:
Где же у деточки маленький носик?
Вот он, вот он, маленький носик!
Где же у деточки маленький ротик?
Вот он, вот он, маленький ротик!
Где же у деточки маленький лобик?
Вот он, вот он, маленький лобик!
Где же у деточки розовые щечки?
Вот они, вот они, розовые щечки!
Где же у деточки славные губки?
Вот они, вот они, славные губки!
Где же у деточки нашей животик?
Вот он, вот он, животик!
Где же у деточки быстрые ножки?
Вот они, вот они, быстрые ножки!

Укрепляем мышцы руки и пальцев при проведении массажа, стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков.
Уже со 2 недели жизни ребенка можно делать упражнения с кистями рук. Самое простое – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. На ладони находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для формирования речевого аппарата малыша. Массаж пальчиков также очень полезен маленькому ребенку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец – с сердцем, безымянный – с печенью, средний – с кишечником и позвоночником, указательный – с желудком, большой – с головным мозгом. Каждый пальчик необходимо гладить со всех сторон.
До 3 месяцев у ребенка повышен тонус в мышцах-сгибателях: ручки у ребенка согнуты во всех суставах, кисти сжаты в кулачок. Поэтому перед игрой нужно расслабить ручки малыша: погладить их от кулачка к плечу, потереть кулачки друг о друга, постучать кулачком малыша о свою ладошку. Только когда кисть раскроется, а пальчики разойдутся в разные стороны, можно начинать игру. Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребенку

Игра «Поглаживание»
Поместить малыша перед собой. Можно сесть на пол на коврик так, чтобы спина хорошо на что-либо опиралась, а ноги были согнуты. Малыша разместить на коленях в позе «на спине». Играть с каждой ручкой ребенка отдельно. Ласково поглаживать обе поверхности руки (внутреннюю и наружную) от кисти до локтя, приговаривая при этом:
Ладошка – локоток (3 р.)
Я люблю тебя, сынок!
(Для мальчика).
Ладошка – локоток (2р.)
Локоток – ладошка,
Будь здорова, наша крошка!
(Для девочки).


Игра «Сорока-сорока»
Мягкими круговыми движениями руки постепенно раскрывать ладонь ребенка:
Сорока, сорока,
Сорока-белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашицу – на стол.
Поглаживать каждый палец ребенка:
Этому дала на блюдечке.
Этому – на тарелочке,
Этому – на ложечке,
Этому – поскребушки,
А этому – нет ничего.


Стимулируем произношение отдельных звуков гуканья.
Игра «Болтушка »

Взять малыша на руки, обязательно привлекаем его внимание к своему лицу. Для этого можно пощелкать языком, пофыркать или просто поцеловать кроху. Пропеваем звуки: «Агу-гу, агы-гы, кх-кх, гу-у-у…» Как только малыш станет повторять звуки, то есть «агукать», поддержать его, повторяя за ним его звуки.
Игра-занятие «Забавы»
Высунуть язык, сделать им «болтушку», привлекаем внимание малыша. Пропеваем звуки «а--о»; вытягиваем губы «трубочкой», пропеть «у--у--у--у». Надуть щёки и фыркать.

3 неделя

Присоединяем дыхательную гимнастику
Нужно положить ребенка на живот, следя за тем, чтобы ручки лежали свободно, а головка не была повернута в сторону. Поглаживать спинку малыша снизу вверх и сверху вниз, слегка надавливая. Можно сопровождать проговариванием потешки:
Потягунюшки-потягушки ,
Потягунюшки-потягушки ,

Ручки- наши захватушки,
Ножки-наши топатушки,

Упражнение (от 3 недель-до 1 месяца)
Положить ребенка на спину. Нажимаем на бока, произносим звуки гыканья: «гу, гх, хы, гы!»
Данные упражнения можно также сопровождать проговариванием потешки:

Кто у нас хорошенький ,
Кто у нас пригоженький
Деточка хорошенький,

Деточка пригоженький.

Формируем умение удерживать в поле зрения лицо взрослого, неподвижный предмет .
Игра «Ты наше солнышко!»
Наклоняемся над ребёнком и удаляемся от него, напевно произнося слова:
Светишь ты как солнышко .

Солнышко- ты наше !
Мама тебя любит,
Мама приголубит!

Пощекотать можно малыша за ушками, погладить шейку, потормошить его за грудку, улыбнуться ребенку, поцеловать его, нежно и ласково поговорить с ним:
Птенчик ты наш ,
Радость ты наша!
Ты цветочек аленький,
Наш котенок маленький!

Игра «Подвешенная игрушка»
Привлекаем внимание ребенка к подвешенной над ним игрушке (погремушке, колокольчику), покачаем ее вправо-влево, слегка трясем, извлекаем звук, и останавливаем движение игрушки. Нежно убедиться , что малыш ее увидел, дать ему самостоятельно рассмотреть игрушку в течение 5-10 секунд. Через 2-3 дня поменять игрушку, т.к. малыш уже привык к ней и дальше рассматривать ее не будет.

Развиваем умение прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов.
Игра «Погремушечка»
Потряхиваем погремушкой на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка, привлекаем к ней внимание малыша . Как только малыш сделает несколько поисковых движений взглядом, нужно поместить погремушку в поле его зрения, если он не отыскал ее сам, значит начинаем перемещать ее вправо, влево, вверх, вниз, приближая и удаляя от ребёнка. Звук погремушки должен быть негромкий, мягкий. Проводить игру 2-3 раза подряд в течение 3-4 ней, затем использовать варианты этой игры с другими игрушками.

Игра «Колокольчики звенят »
Потряхиваем колокольчиком на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка, тем самым привлекаем внимание малыша. Помещаем колокольчик в поле его зрения, перемещаем его вправо-влево, вверх-вниз, приближаем и удаляем от ребенка. Игру проводи 2-3 раза подряд. Через 3-4 дня заменить колокольчик на другую звучащую игрушку.
Формируем положительный эмоциональный настрой на общение со взрослым

Игра «Ой, качь, качь, качь…»
Помахать ярким платочком перед малышом. Затем, поглаживая его ручки, улыбаясь, смотреть в его глазки и ласково приговаривать:
Ой, качь, качь, качь.
Привезет отец калач,
Дочке – саечку,
Сынку – балалаечку!
Привезет он бубенцы,
Трынцы-брынцы, молодцы!
Привезет он погремушки,
Вот веселые игрушки!
Громко, громко так гремят,
Нашу детку веселят!

По окончании игры позвенеть бубенцами, погреметь погремушками.

Игра «Наша птичка»
Поглаживаем щечки, ножки, ручки малыша, перебираем пальчики, дотрагиваемся до каждого ноготка ребенка, приговаривая:
Как у нашего малыша
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Топотушки ножки.
Славный наш ты малышок.


Укрепляем мышцы руки и пальцев при проведении массажа, стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков.
Игра «Раз, два, три, четыре, пять»
Играем с пальчиками малыша, поглаживаем и разминаем каждый пальчик в отдельности:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!


Стимулируем произношение отдельных звуков гуканья.
Игра «Агу-агу»
Читаем стихотворение, выделяем е в нем звуки гуления, приближаемся к лицу ребёнка и отдаляемся , отклоняемся вправо и влево:
Агу-у-агу-у, агу-у-агу-у,
Я смотре-еть могу,
И дыша-ать могу,
Агу-у-аг-у-у, агу-у-агу-у,
Пропе-еть могу,
Агу-у—аг-у-у, агу-у-агу-у.

Игра «Гули-гули"
Проговариваем стихотворение, четко выделяя слог «гу». При появлении звуков «гуканья» у малыша повторить их за ним.
Гу-у-ли - го-о-луби гуля-я-ли,
Голуби-и-ку в клювы кла-а-ли.
Голуби-и-ку гу-у-ля лю-ю-бит.
Гу-у ля гу-у-леньку голу-у-бит.



4 неделя
Формируем координированные движения глаз, реакцию плавного зрительного слежения за движущимся предметом .
Игра « Часики»
Читая стишок, приближаемся к лицу ребенка и отдаляемся, отклоняемся от лица ребенка вправо и влево:
Тик-так, тик-так,
Мы идем вот так ,вот так
Тик-так, тик-так,

Ни минутки не теряем,
Время точно измеряем.


Игра «Колечки»
Надеваем в на палочку длиной 40-60 см кольца от пирамидки. Привлекаем внимание малыша к игрушке, вращаем ее, потряхиваем, устанавливаем ракурс, наиболее благоприятный для прослеживания за ней. Приближаем и удаляем игрушку от глаз ребенка (на 50-70 см), отводим в стороны то медленно, то быстрее, стремясь к тому, чтобы ребенок сосредоточил взгляд на ней, следил за ее перемещениями.

Игра «Погремушки»
Показываем ребенку погремушку на расстоянии 40-60 см для фиксации на ней взгляда. Перемещаем ее влево-вправо (на 20-30 см), активизируем реакцию слежения за предметом. После 3-4 повторений показ игрушки сопровождаем легким встряхиванием, т.е. к зрительному восприятию добавить слуховой. Если реакция слежения за игрушкой отсутствует, то ее вкладывают в руку малыша и ведут вправо и влево.

Слуховое сосредоточение на звучащем предмете, умение прислушиваться к голосу взрослого,

Игра «Колокольчик»

Держим небольшой колокольчик высотой 5-7 см на расстоянии 60-70 см над грудью ребенка, сделать им 2-3 колебательных движения. Дать звуку затихнуть. Повторить 3 раза. Затем беззвучно перемещать колокольчик вправо и влево. По окончании перемещения вызвать его звук. Цель занятия считается достигнутой, если малыш, услышав звук колокольчика, замирает, ищет его взглядом. Вместо колокольчика можно использовать погремушку.Если реакция замирания на звучащий предмет отсутствует, надо вложить колокольчик или погремушку в руку младенца и потрясти.

Игра «Бубен»
Слева, а затем справа от лежащего на спине ребёнка на расстоянии 25-30 см не очень громко ударяем в бубен, вызываем двигательную реакцию на звук. Затем показываем ребенку игрушку, издававшую звук. При появлении зрительного и слухового сосредоточения вызвать фиксацию взора на неподвижном предмете.

Игра «Вместе с птичками поем »
Приближаемся к лицу ребёнка и отдаляемся , отклоняемся вправо-влево, мягко и напевно декламируя ему стих:
Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птичками поем ,
- С добрым утром!
- С ясным днем! –
Вот как славно мы поем!

Если ребенок не смотрит в лицо взрослого и не замирает, нужно взять его ручки, потрясти, приложить к своему лицу.

Формируем положительный эмоциональный настрой на общение, вызываем улыбку ребенка в ответ на эмоциональное обращение.
Игра «Бух!»
Взять малыша на руки, в ритме потешки поднимаем и опускаем его:
Если малышу понравилась игра, повторяем ее несколько раз.
Бух! Бух! Бух! Бух!
Золотой петух!
В красных штанах,
В новых сапогах,
Пошел он плясать,
Да ногами стучать !
Бух! Бух! Бух! Бух!
Вот так ,Ух!


Игра «Ой, люли, люли…»
Положить малыша на спину, дотрагиваемся до разных частей тела ребенка, поглаживаем их, улыбаемся , напевно произносим слова потешки:
Ой, люли, люли, люли,
Прилетели грачи
Как они летели –
Все на них глядели.
Киски все мурлыкали.

Если вызвать улыбку не удается, применить дополнительное стимулирование: пощекотать за ушками или перышком по лицу, потормошить за ручки.

Стимулируем раскрытие кулачка и разведение пальчиков, укрепляем мышцы руки и пальчиков при проведении массажа.
Игра «Пальчики»
Поглаживаем ручки ребенка от кулачка к плечу, потереть кулачки друг о друга и, когда пальчики раскроются, погладить их по очереди от кончиков к ладони:
Раз, два, три, четыре, пять!
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – лег в кровать,
Этот пальчик – чуть вздремнул,
Этот пальчик – уж заснул,
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Пальчики вы не будите.


Игра «Этот пальчик – дедушка…»
Поглаживаем каждый пальчик малыша, начиная с большого, приговаривая:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – деточка.

Стимулируем произношение звуков гуканья в ответ на эмоциональное обращение.
Игра «Перекличка»
Наклоняемся над ребенком, ласково напеваем : «агы, гы, хы, гу, гх, агу», стараемся вызвать звуки у малыша. Если нет ответной реакции, тормошим ребенка. Можно включить дыхательную гимнастику: положив на спину, нажимать на бока, произнося звуки гыканья.

Игра «Музыканты»
Читаем стихотворение, протяжно произносим ударные слоги, приближаясь к лицу ребёнка и отдаляясь, отклоняясь вправо и влево:
Как у нашего сосе-е-да
Весела была бесе-е-да:
Гу-у-си – в гу-у-сли,
У-у-тки – в ду-у-дки,
О-о-вцы – в до-о-онцы,
Тарака-а-аны – в бараба-а--ны.