Про город Соледар в ДНР слышали уже, наверное, все. По частоте упоминания и значении его освобождения город может соперничать со знаменитым заводом Азовсталь, бои за который весной прошлого года были тяжелейшими. Можно даже подумать, что это крупный город, с захватом которого наступит коренной перелом в ходе войны.
Но нет, это совсем маленький городок, чуть больше 10 тысяч населения. До 1991 года прозывался Карло-Либкнехтовск (и как они выговаривали это название?). А вообще он достаточно старинный. Когда-то это было село Брянцевка, основанное в семнадцатом веке казаками. Вхождение левобережной Украины в состав России подчинило московскому царю и казачьи войска вместе с их поселениями.
Все эти земли, входящие ныне в ДНР, ЛНР, Херсонскую и Запорожскую и другие, прилегающие к ним области, когда-то именовались «Диким полем». Казалось, не бог весть какое приобретение. Но у этих районов имелось своё природное преимущество, что делало их переход к Москве оправданным – залежи соли.
Соль в те времена по-прежнему стоила очень дорого. Поэтому разработки соляных копий были делом выгодным. Добыча соли процветала и в советское время. Солерудники Брянцевский, Харламовский, имени Карла Либкнехта, Пётр Великий и другие давали работу производственному объединению «Артёмсоль». Почти 40% всей каменной соли СССР производилось здесь.
После распада СССР Украина продолжила эксплуатацию рудников, причём в невиданном доселе темпе, снабжаю солью почти всю Центральную и Восточную Европу. Даже при таких темпах добычи, по подсчётам специалистов, соли хватит ещё на пять тысяч лет.
Но мало ли где добывают соль, чем это может быть интересным в нынешней ситуации с Соледаром. Но фокус состоит в том, что большие объёмы выработки соли привели к созданию огромной протяжённости подземных тоннелей под городом. Они залегают на глубине 200-300 метров, имея не только сотни километров длинной, но и настолько широки, что по ним может свободно перемещаться тяжёлая техника.
Есть сведения, что ещё во времена Великой Отечественной войны здесь устраивались склады оружия, штабы и госпитали. Теперь их здесь устраивают ВСУ, прежде всего, конечно, склады боеприпасов, тем более что эти шахты практически не достигаемы для радаров. По ним можно проникать и в тыл российской армии. Поэтому так важен был захват не только самого города, но и входа в трёхсоткилометровый тоннель, соединявший соляные шахты.
Сколько там укрылось всушников пока точно не известно. По приблизительным подсчётам их может быть от 500 до 1000 человек, включая и польских наёмников. Выкурить их оттуда, как и с Азовстали, непросто. Шахты и тоннели хорошо укреплены, соединены железнодорожными и автомобильными дорогами, которые были устроены для вывоза соли. За последние годы рудники, а их на сегодняшний день осталось действующих пять, были превращены в настоящие укрепрайоны. Держаться в этих катакомбах противник может бесконечно долго, при условии, конечно, достаточных запасов пищи и воды.
Сейчас подходы к шахтам заминированы, но, похоже, Соледар превратится во второй Азовсталь.
Благодарим за дочитывание статьи. Если Вам понравилась статья и оказалась полезной – поставьте лайк! Вам несложно, а нам становится понятно, что именно интересно нашим читателям.
Будем благодарны за подписку на наш канал.