С начала 1910-х обсуждалась возможность серийного производства современного летающего корабля «Мурена-М». Также заводы Объединенной корпорации кораблей разрабатывали проекты и готовили производство. По имеющимся данным, строительство первых лодок нового типа может начаться в этом году на Хабаровском судостроительном заводе.
Годовой план
9 января в эфире телеканала «Вести.Хабаровск» вышло интервью главного инженера АО «Хабаровский судостроительный завод» (КСЗ) Сергея Королева. Главной темой разговора стали новогодние планы компании на 2023 год и особенности реализации. Поэтому большое внимание уделялось таким вопросам, как работа с кадрами и привлечение молодежи. Кроме того, С.Королев рассказал о ведущемся и планируемом строительстве кораблей и кораблей.
Главный инженер завода напомнил, что в настоящее время сотрудничество с парком РЖД ограничивается ремонтом техники. Однако уже в ближайшее время может начаться строительство новых боевых единиц ВМФ. По словам С.Королева, это станет важным событием в истории завода.
Главный инженер сказал, что именно будет строить ХКЗ. Поэтому промышленность совместно с проектной организацией недавно поддержала инициативу по модернизации Десантных судов (ДКВП) под шифром Murena. В этом году завод надеется получить заказ на строительство такой техники от Минобороны. С.Королев надеется, что первые лодки новой серии будут спущены на воду до конца года.
Минобороны пока не комментирует план управления КСЗ. Планирует ли он заказывать новую лодку или нет, подробности таких планов пока неизвестны. Неизвестно, когда будет оформлен контракт, размер и стоимость сериала. Впрочем, все эти детали могут проясниться в ближайшие месяцы, если власти КСЗ правильно оценят ситуацию.
Корабль готов к посадке. Фото "ОСК".
Для основного проекта
Базовая версия ДКВП фр. 12061 «Мурена» разработан ленинградским ЦКБ «Алмаз» в начале восьмидесятых годов. К середине десятилетия бюро подготовило техническую документацию и передало ее на Хабаровский судостроительный завод для серийной постройки. Вскоре были заложены первые лодки.
Мурена с бортовым номером Д-453 была сдана заказчику в 1985 г. в 1987-1992 гг. ХКЗ построил еще семь лодок и ввел их в строй. Все эти боеголовки предназначались для десанта десанта Тихоокеанского флота. Они были приписаны к части, расположенной в Хабаровском порту. Новый ДКВП несколько раз участвовал в различных маневрах и учениях.
В ноябре 1994 года в связи с общими проблемами ВМФ России было принято решение о полной передаче «Мюрена» из состава десантных войск в Береговую охрану ФСБ. В составе этой структуры катера эксплуатировались до середины 2000-х, когда было принято решение об их удалении в связи с выработкой ресурсов. Первые семь лодок позже были списаны за ненадобностью. Последний представитель серии Д-143 дошел до цеха ХСЗ и был списан.
В первой половине 2000-х КСЗ получил единственный экспортный заказ Мурены. Три российских ДКВП были закуплены ВМС Южной Кореи. Эти лодки были заложены в 2004 и 2005 годах и к концу 2006 года были переданы заказчику и вступили в строй. Он не исключил новых заказов из Южной Кореи в будущем.
Перезапустить строительство
Строительство ДКВП пр.12061 для Российского флота было остановлено в начале девяностых годов. Единственный экспортный контракт был выполнен в середине 2000-х годов, но частыми были предложения возобновить строительство лодок в интересах ВМФ России.
Высадка в море. График «Рособоронэкспорт».
Такая идея получила развитие в начале 1910-х годов в связи со строительством универсального десантного корабля «Мистраль». Для использования на таких УДК был разработан современный ДКВП «Мурена-М». В 2014 году сообщалось, что пять таких боеголовок могут быть построены для оснащения двух десантных катеров. Однако в 2014-15 годах Франция отказалась передавать России готовые УДК, и дальнейшая судьба отремонтированных «Мюренов» стала неопределенной.
В 2018 году стало ясно, что этот проект не заброшен. Аналогичная лодка может быть построена для отечественного УДК нового проекта. Упоминается возможность строительства серии из восьми единиц до 2027 г. Первая «Мурена-М» может быть построена до конца десятилетия.
Однако такой план не был реализован по одной причине. По имеющимся данным, ГСК и проектная организация завершили разработку обновленной версии катера и готовы к производству. Сейчас мы собираемся получить контракт от Министерства обороны, а затем начать строительные работы.
Характеристики
О старом. 12061 Murena был предоставлен для создания традиционной модели вертолета. Такой ДКВП предназначался для перевозки и высадки десанта на невооруженные берега и мог оказывать огневую поддержку. Рассмотрена возможность изготовления майнера.
Катер «Мурена» получил корпус коробчатой формы с внутренней палубой для размещения десанта. По его бокам располагались силовая установка и газогенератор подушки безопасности. Длина катера составляла 31,3 м, ширина — 14,6 м, полное водоизмещение — 150 т, в том числе почти 50 т грузоподъемность.
Модель Морей. Изображение с Викисклада
Силовая установка катера состояла из двух газотурбинных двигателей мощностью по 10 000 лошадиных сил каждый. четное. Через коробку передач распределяется мощность двух нагнетателей на воздушной подушке в корпусе и двух винтов для тяги. Воздушные подушки обеспечивали движение на малой высоте над поверхностью и позволяли преодолевать некоторые препятствия. Лодка могла развивать скорость до 55 узлов и совершать круизы до 200 морских миль.
Внутри корпуса находился полубак, проходящий почти по всей длине лодки. Для погрузки и разгрузки имелась носовая откидная аппарель. Murena может нести основной танк, два БТР или БМП, две пушки на тягаче или до 140 десантников.
Для защиты корпуса десанта и огневой поддержки катер был оснащен двумя пушками АК-306 и двумя установками БП-30 с автоматическими гранатометами АГС-17. Экипаж также имел несколько ПЗРК. После открытия аппарели десант может вести огонь из личного оружия или использовать вооружение своих боевых машин.
По известной информации, текущий проект «Мурена-М» позволяет сохранить основные черты конструкции, решения по размещению и т.д. При этом обновленный ДКВП должен быть оснащен современными двигателями, электронными системами и вооружением. Благодаря этому значительно повысятся тактико-технические и эксплуатационные характеристики. Кроме того, можно будет обеспечить совместимость с современными контурами управления ВМФ.
В ожидании строительства
Российскому флоту нужны разнообразные десантные средства. Катера грузоподъемностью до 150 т и грузоподъемностью до 50 т. Ранее эту сетку занимали ДКВП пр. 12061 Мурена, но они были давно списаны и отправлены в металлолом. В последние годы изучается возможность строительства такой лодки из современных материалов и технологий.
В силу разных причин разработка и подготовка производства проекта «Мурена-М» значительно затянулась. Однако на сегодняшний день проектные организации и производители завершили необходимую подготовку и готовы приступить к строительству. Теперь все зависит от Минобороны, которое должно определить, нужны ли такие катера, в каком количестве и на какой срок, а затем издать соответствующий приказ.
Модернизированный российский десантный катер «Мурена» готов к производству
5 минут
19 января 2023