Найти тему

Книги о том, как мы воспринимаем информацию

На днях в посте об электронных книгах мы упомянули о том, как отличаются наши каналы восприятия информации. И впрямь, кто-то текстоцентричен, кто-то лучше понимает язык числе, кому-то роднее музыка, а кто-то предпочитает визуальные изображения. Не говоря уже о том, какие несложные механизмы нашего мозга используют, чтобы нас обманывать. Ну или не обманывать. Наша память, бывает, творит чудеса, мы верим, что нас нельзя обмануть, потому что тайно верим в свою гениальность.

Мы знаем не так уж много о том, как работает наш мозг, хотя очень любим верить, что это не так. В этой подборке попробуем проникнуть в некоторые механизмы его работы и научиться понимать друг друга.

«Квартетные сказки» Нины Дашевской – история о том, как видят, слышат и воспринимают мир музыкальные люди. Кстати, сюда же «Поиск звука». Мы обычно рассказываем больше о второй истории из этой книги, «Творогов», но обратите внимание на первый маленький рассказ: оказывается, у каждого из нас есть своя мелодия, свой звук. В «Квартетных сказках» продолжается и раскрывается: четверо подростков приходят в музыку каждый своим путём, у каждого внутреннее чувство ищет свой инструмент, и да, музыка окружает нас во всём. Надо только слышать.

А вот Пайам Эбрахими в своей книжке-картинке «Чемпион» иронично раскрывает бесполезные усилия переделать художника в спортсмена, ибо, во-первых, семейная традиция превыше всего, а во-вторых, не мужское это дело, рисовать картинки.

Нина Дашевская. Квартетные сказки

Нина Дашевская. Поиск звука. Творогов

Пайам Эбрахими. Чемпион

Как мучаются родители с будущими режиссёрами, рассказывают Лука Тортолини и Сара Пеннипакер. Кстати, один из этих режиссёров – самый настоящий Франсуа Трюффо, лауреат Каннского фестиваля, повлиявший на весь современный кинематограф.

-2

Шурд Кёйпер показывает, как работает мозг писателя: Салли Мо сначала пробовала спрятаться от мира в книгах, а потом нечаянно или намеренно превратила в роман свой личный дневник. Никто не знает, правда ли то, что там написано. Не может же это быть правдой про нас? Бред какой-то!

-3

Петра Соукупова остроумно раскрыла не просто галерею разных типов восприятия: будущего учёного (уходит в себя, рассматривая какое-то дерево!),

творческую личность (такой впечатлительный, сам себе выдумывает каких-то ночных монстров и боится темноты),

учителя или библиотекаря, короче, кого-то книжного (что за неправильная девочка, ест конфеты и читает, нет, чтобы заниматься спортом и похудеть!).

Ну и парня на костылях, который не сможет раскрыться до тех пор, пока не перестанет злиться на тех, кто видит в нём инвалида. (Мы ещё вернёмся к этой теме). Общая мысль: наша привычка мыслить стереотипами может искалечить чью-то жизнь.

-4

Вот почему для родителей, учителей, одноклассников это не странные, а суперстранные дети. Хотя, конечно, мы понимаем, что дети – нормальные. Странные остальные. Где они видели-то тех самых нормальных, то есть, одинаковых, людей?

У тех, кто слишком много видит, слышит, и чувствует, обычно проблемы с окружающими, но! Накопленные впечатления однажды прорываются наружу. Станут ли они книгой, иллюстрациями или фильмом, показывает время. Одно ясно: люди, которые сильно чувствуют, становятся теми, кто рассказывает как бы свою историю, но в то же время говорит нам правду о нас самих.

Лука Тортолини, Виктория Семыкина. Франсуа Трюффо, мальчик из кино

Сара Пеннипакер. Здесь, в реальном мире

Шурд Кёйпер. Бред какой-то!

Петра Соукупова. Суперстранные дети

-5

Никто не знал, а я Бэтмен – под таким ироничным слоганом из бессмертной песни «Несчастного случая» можно объединить книги, где с каналами восприятия всё сложно. Во-первых, каналов может быть несколько в одной голове (обычно их один, ну, два). Такой феномен называется синестезией. Мы привыкли думать примерно так: любит музыку или живопись – гуманитарий, силён в математике – лишён воображения, слишком эмоциональный – надо лечить.

Лев Иноземцев, герой «Дня числа Пи», слышит музыку цифр и видит цвет звуков, не понимает, почему его никто не понимает, ведь он так логичен, в общем, поди пойми: гений или псих? На эту тему всё время тайно размышляет его здравомыслящий, нормальный конкурент, которого почему-то никто не замечает на фоне этого, блин, гения, которому явно нужен переводчик на человеческий.

Другая история Сальери, кстати, именно так называется вторая часть книги.

Гениальны и два друга, Оскар и Рико в книгах Андреаса Штайнхёфеля. Один носит велосипедный шлем, потому что боится за свою талантливую голову, другой всерьёз исследует макаронину и путает право и лево, да ещё ведёт очень странный дневник. Дурачок, одним словом. (На самом деле эти двое – гениальные сыщики).

Обоих авторов объединяет мысль: мы можем быть психами, гениями или всем сразу, голова предмет тёмный и исследованию не подл... подлежит, но там много загадок. Ну, а те, в ком есть что-то, чего недостаёт нам, обычно становятся нашими друзьями.

Потому что по-настоящему мы понимаем себя, только взаимодействуя с другими.

Ромен Пуэртолас тоже как будто ведёт речь о талантливом детективе, его Гаспар работает «носом» на парфюмерной фабрике, как и Рико делает записи обо всём, что видит и слышит, и даже меньше чем за час разгадал загадку Эйнштейна. Однако, тут что-то не так. Что здесь реальность, а что вымысел?

-7

Мы привыкли думать, что всё знаем, но на самом деле синдром Дауна – источник загадок для учёных. О нём всё время открывают что-то новое! Мыслить стереотипами, даже не пытаясь понять тех, кто непохож на нас, не только жестоко, но ещё и скучно. А вот исследовать механизмы работы мозга – ух ты, ничего себе!

Нина Дашевская. День числа Пи

Андреас Штайнхёфель. Рико, Оскар и тени темнее тёмного

Андреас Штайнхёфель. Рико, Оскар и разбитое сердце

Ромен Пуэртолас. Очень-очень особенный детектив

Но почему же мы так любим мыслить стереотипами? Неужели мы плохие? Нет! Просто мозг работает денно и нощно, выполняя свою главную задачу: пытается сделать всё проще, понятнее, более предсказумым. И всё потому, что мы даём ему сигнал: нам страшно, мы нервничаем, помоги!

Этим его свойством пользуются все кому не лень. Например, соседи. Великое дело – репутация!

Вот Крот. Честно, слепой, как... крот. Даже у себя под носом еле видит. Ну и что? Это не мешает ему заняться любимым делом: стать знаменитым детективом.

Косу только 13, а о нём сплетничает всё округа – ну и ужасы происходят в этом умирающем отеле с покосившейся вывеской «Отель Л...». (Вот что бывает, когда подростки остаются без присмотра). Кос очень старался, чтобы сплетни были как можно ужаснее.

-9

Значит, папа, который лежит в больнице с сердечным приступом, в сплетни не поверит. И не узнает, что происходит на самом деле. (Спойлер: дети спасают отель от банкротства).

Импровизаторы Лев Берёзкин и Фёдор Летний только-только вылетели из родительского гнезда – а уже морочат людям голову: сочиняют гороскопы, предсказывают будущее и, наконец, берутся за дело: становятся рекламщиками.

-10

Несложные фокусы, которые знает любой иллюзионист, срабатывают неизменно. Людям не нужна правда, и всю информацию при желании можно найти, но главный фокус в том, что людям информация не нужна. Им нужна сказка.

Как же так? Неужели нашими слабостями так и будут пользоваться всякие жулики?

Бетте Вестера и Наоми Тиман, например, описали несложные трюки, которыми мы рады обманываться, в своей книге с ироничным названием «Я бы так никогда не сделал!».

Камилла Пинтонато. Детектив крот

Камилла Пинтонато. Детектив крот и гостиница «Золотой фонарь»

Шурд Кёйпер. Отель «Большая Л»

Елена Соковенина. Импровизаторы. Саквояж мадам Ренар

Бетте Вестера, Наоми Тиман. Я бы так никогда не сделал

И правда, несколько несложных фокусов – а как работает. Воистину, с информацией нужно уметь обращаться.

Ну, а Светлана Лаврова, когда не пишет сказки, работает врачом-нейрофизиологом. Вот уж кто в своём шпионско-палеонтологическом детективе камня на камне не оставляет от стереотипов. Добро пожаловать во времена трилобитов: эпоху ордовика. Даже челюсть ещё дерзкая технологическая новинка,а мозга как такового даже ещё нет.

-11

Самая продвинутая, самая разумная раса на Земле – трилобиты, и то пользуется одними ганглиями (это как мозг, но почти). Оказывается, даже отсутствие мозгов не мешает быть великим.

Совет Двенадцати Магистров не обращает внимания на такие пустяки, как слепота, глухота и ганглии. Пятёрка юных трилобитов-шпионов, отправленных выяснить, что там за суровое похолодание намечается, общается себе выбросом гормонов, лазерными лучами, у кого что нашлось. Трилобиты не виноваты!

Светлана Лаврова. Трилобиты не виноваты

Просто всё это происходило так давно, что живые существа даже не успели выбраться из Мирового Океана на сушу.

Это всё было очень, очень давно. Когда только надвигался Второй Ледниковый период. Трилобиты называли его – Второй Конец Света.

_______________

А вы как воспринимаете информацию, через текст, звук или картинки?

#литература

#книги

#книги для детей

#книги для подростков