Найти в Дзене

Трагическая история семьи. Раскулачивание предков.

В детстве я всегда думала: в тюрьму сажают людей за плохие поступки. Пока сама не разобралась в родовых обидах и потерях, наказаниях и уроках. Мой интерес к роду появился еще в детские годы. Эткэй (папа) часто со слезами на глазах рассказывал, что он вырос без родителей. После раскулачивания, их посадили в тюрьму. Посадили из семьи всех взрослых: дедушку Миннлегэрэя, бабушку Шэмсебану (Бану), старшего брата отца Мубаракшаh(1905 г.р.) Дома остались четверо детей. Старшей сестре папы Масрура- 14 лет. Брату Нажип-12 лет, папе- 9 лет и самому младшему Таhиру -5 лет. Двое старших сестер отца ,к этому времени были замужем. Масуфа жила в деревне Кузкеево со своим мужем, в его семье. Мабрура жила в деревне Малтабарово со своим мужем, в его семье. Эти деревни потом входили в состав в Мензелинского района Татарской АССР. Из тюрьмы родители отца вышли, простуженные, больные. После тюрьмы дед еле стоял на ногах, а бабушку- уже просто несли на руках. Их из тюрьмы выпустили раньше осужденног

В детстве я всегда думала: в тюрьму сажают людей за плохие поступки. Пока сама не разобралась в родовых обидах и потерях, наказаниях и уроках.

Мой интерес к роду появился еще в детские годы. Эткэй (папа) часто со слезами на глазах рассказывал, что он вырос без родителей. После раскулачивания, их посадили в тюрьму. Посадили из семьи всех взрослых: дедушку Миннлегэрэя, бабушку Шэмсебану (Бану), старшего брата отца Мубаракшаh(1905 г.р.)

Дома остались четверо детей. Старшей сестре папы Масрура- 14 лет. Брату Нажип-12 лет, папе- 9 лет и самому младшему Таhиру -5 лет. Двое старших сестер отца ,к этому времени были замужем. Масуфа жила в деревне Кузкеево со своим мужем, в его семье. Мабрура жила в деревне Малтабарово со своим мужем, в его семье. Эти деревни потом входили в состав в Мензелинского района Татарской АССР.

Из тюрьмы родители отца вышли, простуженные, больные. После тюрьмы дед еле стоял на ногах, а бабушку- уже просто несли на руках. Их из тюрьмы выпустили раньше осужденного срока. Причиной тому был «Георгиевский крест», врученный царем Николаем|| дедушке, за проявленные заслуги в годы Первой Мировой войны. Через месяц, после освобождения из заключения, бабушка скончалась.

Таким образом, в 9 лет папа остался без матери. А в 10 лет потерял и отца. Дедушка не мог восстановиться после тюремных издевательств. Пока они сидели в тюрьме, от голода умер пятилетний брат отца Таhир. От голодного истощения, у него везде текла кровь, даже кишки вылезли наружу из заднего прохода. Наша соседка бабушка Мусаллия , всегда рассказывала о нем: «Такой рыжеволосый, голубоглазый, красивый малыш был. До сих пор помню, как он кричал на всю улицу «энкэй (мама)!»

Деревенские, даже сторонники их семьи, боялись ему кусок хлеба дать, так как он сын кулаков. Он скончался во дворе в луже крови, в ожидании своей мамы - моей бабушки, до их освобождения. Хотя все годы до периода раскулачивания, наши дедушка и бабушка, помогали своим односельчанам во всем. Занимались благотворительностью. И каждый год в период посева, бедным людям – тептярам, мешками раздавали семена, чтобы те посадили зерновые и встали на ноги.

Какой капитал они имели? Почему семья моего папы попало под раскулачивание?

Мои предки были очень трудолюбивы. У них было крепкое хозяйство. Имели много земель, десяток лошадей и коров, выращивали по тысячи гусей, держали со своим братом Хабибрахман лавку. И самое главное их гордость - хлебопекарное ремесло. Они были мастерами высокого класса, по производству хлеба и других мучных изделии. Продавали свои продукты не только в своей лавке, а за пределами родной деревни. Их хлеб продавали в магазинах Мензелинска и на базаре соседней деревни Кузкеево. У них даже было прозвище Калаччы Гэрэй и Калаччы Хабибрахман. Калач - это батон, из муки высшего качества. Дословный перевод на русский язык их прозвища Пекарь Гэрэй и его брата звали Пекарь Хабибрахман.

При раскулачивании отобрали не только земли и лошадей и всю домашнюю скотину, но и производственное оборудование пекарни. У них во дворе стояли два дома из сруба. Один из них выполнял функцию производственного помещения. Пекарня была там же.

Их выпустили из тюрьмы со словами «Иди дед, пеки свой хлеб!». Вернулись в пустой дом.

Я до сих пор не могу понять: почему они попали под раскулачивание?

Они при отбирании своих земель, домашней скотины, оборудования, серебряной посуды и др., не оказывали никакого сопротивления.

Потому что, они уже поняли, что эта обстановка на многие серые года. Душа у них ныла от беспомощности, от понимания, что судьба их детей перераспределена и будет не простой. Их дети, теперь уже и внуки и правнуки- потомки раскулаченных! Такие потомки имеют особую энергетику!

Об этом я расскажу в других публикациях!