Сегодня мой рассказ посвящен поездке которая состоялась ещё летом 2022 года. Поездке на попутках из Москвы в Иркутск. Путь длинною в 5200 километров и 10 дней!
Введение
Не смотря на то что автостоп по большей части это импровизация, как и в любом другом путешествии он требует планирования. Имеем точку А в Москве и точку Б в Иркутске, ближайшем к Байкалу крупном городе. Добраться до Иркутска можно двумя путями, через Киров (северный путь) и южнее через Казань.
Маршрут
Оба пути одинаковы по протяженности (5200 км) и по времени поэтому выбираем северный.
Что взять?
Как туристы ещё на этапе идеи мы решили что отправимся на Байкал с палаткой. Из неоспоримых преимуществ мобильность, можем ночевать где захотим и колоссальная экономия денег. На всю поездку мы закладываем 20 дней. Даже если грубо прикинуть что за одну ночь 1000 рублей с двух человек выходит что по 10 000 с человека минимум! Но есть и существенный минус. Огромные рюкзаки которые всё время с нами.
Кроме палатки с собой обязательно берём коврики, спальники и горелку чтобы иметь возможность приготовить еду или попить чай.
В поездке нас ни раз выручала обычная автомобильная зарядка которая вставляется в прикуриватель. То и дело у наших попутчиков не оказывалось свободной или вовсе её не было. Берите на заметку!
Кроме того с собой у нас 2 повербанка на 20 000 mA каждый, 3 видеокамеры, 2 телефона и плёночная камера. Всё это нужно где то заряжать и лучшее место для этого машина.
В путь
Накануне поездки я никак не мог уснуть. В голове были миллионы мыслей как мы поедем, кто будет нашим попутчиком, доедем ли мы вообще? Многие перед выездом говорили что мы сумасшедшие, что нас украдут или что мы вовсе не доедем. У меня уже был опыт автостопа но на такое большое расстояние отправляюсь впервые. По своему опыту скажу что не стоит бороться с этими мыслями. Лучше сразу в голове прокрутить все самые плохие варианты, оставить их в точке старта и отправляться на трассу со спокойной душой.
День 1
На дворе 26 июня. Жаркое воскресное утро. Накануне точкой старта мы выбрали небольшую заправку в рабочем посёлке Лесной в пригороде города Пушкино (Московская область).
Заранее зная что из самой Москвы уехать на попутке практически невозможно нас согласился отвезти наш хороший друг.
Грузимся в машину и вперёд, на встречу приключениям! Оставляем все наши переживания за порогом автомобиля, ключ на старт, поехали. До запланированного места по навигатору всего час.
Время пролетело незаметно. Только сев в машину уже выходим на той самой заправке с которой и начнётся наше путешествие.
В качестве первого места мы выбрали выезд с заправки. Сразу скажу что затея была плохая, не смотря на то что заправка находится на оживлённом Ярославском шоссе поток машин очень слабый. За полтора часа никто не остановился. Пора менять план!
Буквально в 200 метрах от заправки нашлась шикарная широкая обочина здесь и остановимся. Поток машин в разы больше. Первые 10 минут, останавливается машина и здесь мы понимаем второй свой просчет.
Мы выбрали место слишком близко к Москве и все кто останавливались ехали в Сергиев-Посад. В наши планы заезд в город не входит. Наш маршрут пролегает через Переславль-Залесский, Ростов и до Ярославля.
Простояв два с половиной часа на новом месте наконец то останавливается заветная машина!
Здравствуйте, Переславль, Ростов едете?
-Поехали!
Едете?
-Да
Спасибо!!!
Именно так состоялся наш первый диалог. Нашего попутчика зовут Константин. Сам он едет в Архангельск и с радостью согласился довезти нас до одной из ключевых точек нашего маршрута, города Ярославль. Почему Ярославль? Как я говорил мы выбрали северный путь и именно в Ярославле наш путь поворачивает на восток в сторону азиатской части России.
Дорога пролетела незаметно. Щедро включенный кондиционер и приятная компания сократили путь на столько что 250 километров пролетели как один миг! Высаживаемся на окраине города у большого ТЦ чтобы покушать и отправиться дальше. Быстрый перекус в Ашане и мы снова в строю, ну почти!
За часы проведённые в Московской области на трассе под палящим солнцем я успел хорошенько обгореть.
Мораль. Если вы как и я легко обгораете берите с собой крем или одежду с длинным рукавом! Стоять придётся долго.
Время близится к вечеру, пора вновь на трассу!
Новое место вновь оказалось неудачным. Перед нами перекрёсток и поток машин не постоянный, кроме того впереди тоже перекрёсток и одна дорога уходит в город. Простояв 2 часа за которые мы остановили всего 3 машины мы вновь решаем сменить место. Пройдя километр вперёд за проклятый перекрёсток буквально спустя 15 минут останавливается парень. Как он сам позже рассказал, проезжал мимо нас несколько раз и когда понял что нас совсем не берут решил остановиться и отвезти на сколько мог.
Мы проехали совсем немного, буквально 20 километров. Наш попутчик предложил заночевать у его знакомых в Ярославле если мы так и не поймаем попутку. Такой вариант нас не устраивал но исходя из положения дел он виделся нам более реальным. За окном начинало темнеть и вместе с приятной вечерней прохладой вероятность поймать попутку сильно уменьшалась.
Широкая обочина и хорошая видимость. Кажется что в этот раз нам повезло. Впереди нет перекрёстков и крупных городов кроме интересующей нас Костромы.
Спустя 40 минут глухо. Мы уже начинаем искать место для ночевки как вдруг останавливается машина. Попутка до Костромы ещё и в нужное нам место как нельзя кстати ведь вскоре совсем стемнеет.
В город мы въезжаем уже в сумерках. Мужчина согласился довезти нас до поселка Фанерник. Здесь начинается трасса Р-243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь. по которой нам и предстоит ехать дальше.
Зайдя в небольшой магазинчик у дороги мы отправились искать место для ночевки. На часах 23:20 дорога совсем опустела. Шли мы по абсолютно мёртвой трассе как в друг замечаем на остановке перед нами машину которая стояла на аварийке. Подойдя ближе нас встретила молодая девушка которая сразу предложила нас подвезти. Не успев ничего толком сказать мы запрыгнули в машину.
Проехали мы буквально 5 километров. Вышли на пустой заправке среди ночи и быстро прикинув по картам что за этой самой заправкой есть отличное поле на котором можно заночевать мы направились туда. Быстро поставив палатку сразу завалились внутрь, снаружи полчища комаров, хотелось поскорее спрятаться от них.
Безумная жара выбила из нас все силы и мы сразу же легли спать.
Итог за день: 3 машины и 300 км.
День 2
В 6:00 часов утра нас разбудила жара. Сил совсем не было. После приятной ночной прохлады просыпаться как духовке было крайне неприятно.
Утро действительно выдалось тяжелым. Безумно хотелось спать и что бы хоть на пару градусов стало прохладнее.
Собрав лагерь и немного придя в себя мы отправились на заправку в надежде найти фуру которая едет в нужную нам сторону. До последнего мы надеялись что найдём машину до Кирова.
Придя на заправку мы обнаружили что многие дальнобойщики уже разъехались а кто то ещё спал. Получив два отказа мы отправились на остановку где тенёк хоть немного спасал от жары и был шанс поймать легковушку.
Помня опыт первого дня мы не стали долго задерживаться на одном месте и спустя час отправились искать новое место, которое я заприметил на картах ещё сидя на остановке.
Одним из главных инструментов в этом путешествии стал телефон со спутниковыми картами на которых отлично видно все остановки, наличие обочин и их состояние.
До намеченного места порядка километра пешком. Недойдя буквально 100 метров нас обгоняем машина и встаёт на обочине прямо перед нами. Но мы шли и никого не стопили. Выйдя из ступора мы понимаем что остановилась патрульная машина ДПС.
Неужели хотят подвезти? Но не тут то было.
Открываются двери*
-Добрый день, документики!
-Дмитрий, вы имеете права на управление машиной?
Да
-Учили ПДД?
Да учил!
-Как должны передвигаться пешеходы по проезжей части?
По тротуару а в случае отсутствия по обочине...
-По какой обочине?
Не знаю, я же на водителя учился
-На встречу движению машин.
Примерно такой состоялся диалог. Нас проверили по базам, нарушений не нашли поэтому выписали по предупреждению каждому и перевели через дорогу на правильную обочину. Потеряв буквально пол часа и перейдя дорогу но в этот раз самостоятельно мы оказались на новом месте.
Просидев час в безрезультатном ожидании мы отправились дальше пешком.
Между собой мы договорились что каждый час будем менять место чтобы больше не сидеть по долгу на одном и том же участке дороги.
Буквально в километре от нас оказалась ещё одна остановка в тени которой ждать попутку куда приятнее чем под палящим солнцем. Тем более что можно меняться и автостопить по очереди чтобы дать друг другу полежать в тени.
На остановке стало куда приятнее однако мы вновь не смогли ничего поймать. Ещё бы. Ведь остановка это карман отделённый от основной дороги разделительной полосой. Мало того что с неё нас плохо видно так ещё не все водители хотят перестраиваться через разделительную. Немного передохнув в тени идём дальше. В самом конце разгонной полосы мы и остановились. Поток машин был очень слабым. Фуры мы даже не пытались стопить, им просто не хватит места на обочине.
На горизонте показался самосвал. Опускаю руку понимая что останавливать его бесполезно. Но подъехав ближе самосвал включает поворотник и останавливается прямо перед нами.
Мы даже не стали спрашивать куда а просто закинули рюкзаки и сели сами. Оказалось наш попутчик Вазген ехал в Судиславль что в 60 км. Усвоив вчерашний урок мы более не отказывались проехаться даже 5 километров. Оказалось что Вазген добрейший человек. Он сразу же начал переживать есть ли у нас деньги и есть ли где нам ночевать.
По пути он поделился почему остановился когда мы его даже не останавливали. Говорит что в Армении, там откуда он родом так принято и никаких проблем с автостопом нет. У них принято что если человек идет по обочине остановиться и предложить помощь. Разве так не должно быть всегда и везде подумал я...
Проехав всего час мы получили огромный заряд энергии. Если до этого мы переживали что всё утро не могли поймать попутку, сменив 3 места то сейчас выйдя из машины мы обо всём этом забыли. Взяли адрес у Вазгена и пообещали что отправим ему открытку прямиком с Байкала! В итоге мы решили что одна открытка это совсем не честно ведь он нас безумно выручил и в итоге мы написали целое письмо.
А вот и Судиславль. В голове была лишь одна мысль, мы доедем, мы обязательно доедем! Вазген очень сильно поднял нам настроение и мы продолжили путь с новыми силами. Быстренько забежав в магазинчик на окраине Судиславля, съев по мороженному мы с новыми силами отправились дальше, на очередную остановку.
Простояв буквально 30 минут остановилась очередная машина, видимо после встречи с Вазгеном удача вновь встала на нашу сторону. Попутка на 110 километров!
Как только я сел в машину сразу же уснул, время вновь пролетело незаметно, просыпаюсь, мы тормозим. Кадый, наша новая точка!
Сразу бежим в ближайшую кафешку. Время обеда а мы с утра ничего не ели.
Два супа, макароны с сыром, пельмени, два компота. Всё вместе вышло на 480 рублей.
Пообедав отправляемся дальше. Очередная обочина и очередной час безрезультатного ожидания. Меняем место! Напротив стоянка большегрузов. Всего две фуры... Шансов мало но решаюсь сходить.
Первая машина, в другую сторону. Иду к следующей из которой в этот момент выходит водитель. Он соглашается нас взять но предупреждает что идёт на обед. Бегу за Наташей и мы вместе идем на парковку ждать нашего попутчика. Укрывшись от солнца в тени деревьев не в силах сдерживать радость начинаем рассуждать куда же всё таки доедем. В этот момент возвращается Рустам, так зовут нашего нового попутчика. Он признаётся что сегодня едет до Шарьи, 150 км от нас но вообще едет в Екатеринбург. На радостях я сразу спрашиваю можно ли нам с ним? Ехидно усмехнувшись он спрашивает в ответ, а как? Где вы спать будете? Мы рассказали что у нас собой палатка и мы мы просто будем уходить на ночь и приходить к назначенному времени. Рустам не однозначно сказал что посмотрим.
Запускаем двигатель, поехали! Впереди красивейший закат и теплая беседа.
Изначально Рустам собирался доехать до Шарьи но в компании время идёт незаметно и он решил что сегодня доедем до Котельнича. В итоге вместо 170 километров мы проехали 350. Договорившись что встретимся вновь в 7 утра на стоянке где будет ночевать сам Рустам мы отправляемся ставить палатку.
Видимо в этой поездке у нас зарождается традиция ночевать в полях. Не вижу ни одной причины отказываться от такого тем более что мы весьма устали за день и поставив палатку сразу отправляемся спать. В этот день природа подарила нам волшебный закат. То что нужно на сон грядущий!
Итог за день: 3 машины и 480 км.
День 3
Впервые мы просыпаемся не от жары от холода. Утро выдалось весьма прохладным. Проснулись в 5:30 и через полтора часа нам нужно встретиться с Рустамом на парковке. Быстро собираем палатку отправляемся на завтрак. На стоянке имеется весьма приличная кафешка в которой мы и перекусим.
Нам предстоит добраться до города Нытва что в Пермском крае. Впереди 500 километров по трассе Р-243 через Киров, Белую Холуницу и Омутнинск. Как и положено в 7 часов встречаемся с Рустамом и отправляемся в путь. Сегодня мы весь день проведем вместе. Едим не спеша. Обычно дальнобойщики проезжают по 700-800 километров в день. Так как у нас выгрузка ещё нескоро мы можем не спешить. Первая наша остановка на перекус и чаепитие в Белой Холунице, 200 км от Котельнича.
Наша фура относится к семейству Mercedes-Benz Actros. Весьма распространённый тягач. Да именно тягач! Каждая фура состоит из двух частей непосредственно сам тягач, в нашем случае Mercedes-Benz Actros и прицеп который может быть абсолютно любым. Платформа, зарытый прицеп крытый тентом, термос и рефрижератор. В нашем случае термос, примерно такой же как перед нами.
Естественно у Рустама машина не своя. Как он рассказал владеть собственной машиной очень накладно!
Почти все дальнобойщики имеют с собой небольшую газовую плитку чтобы иметь возможность приготовить еду и попить чай в любом месте. На дорогах всякое случается и быть независимым от кафе весьма важно.
Рустам рассказал что зимой берёт картошку, иногда делает супы, жарит мясо. Один раз в день на определённых стоянках у него есть бесплатное питание которое предоставляет компания в которой он работает.
Наша следующая остановка посёлок Афанасьево. Ещё 170 км и снова перекус! Может показаться что мы только и делаем что едим, вполне возможно что так оно и есть. 170 км для легковушки расстояние совсем небольшое и при средней скорости в 90 км/ч такое расстояние можно проехать часа за полтора и это вполне реально. Никаких камер на дороге нет. Населенные пункты так же встречаются крайне редко и то небольшие деревеньки которые можно проехать насквозь за минуту. В нашем случае средняя скорость порядка 70 км/ч. У Рустама стоит ограничение на 80 км/ч и быстрее мы поехать никак не можем плюс из за разбитых дорог приходится постоянно снижать и не без того маленькую скорость. В среднем 200 км на фуре это часа 3 хода.
Порадовала бытовка из небольшого узкоколейного жд вагончика. В целом же все стоянки похожи друг на друга. Большая, засыпанная щебенкой площадка и одна или две кафешки с отелем и услугами душа с прачечной.
Перекусив и прогулявшись по окрестностям мы как следует размяв косточки отправляемся дальше до конечной точки на сегодня, города Нытва. До цели ещё 190 км и очередные 3 часа дороги.
Одна из главных вещей которую мы заметили, дальнобойщики почти никогда не слушают музыку. Поинтересовавшись у Рустама мы получили вполне однозначный ответ. У дальнобойщиков как правило график 1-1, 2-1, 3-1 не дней а МЕСЯЦЕВ! 3 месяца в постоянной дороге. За такое время любая музыка надоест. Целыми днями, неделями, месяцами за рулём можно и в правду переслушать всё. Даже я в дальних поездках заметил что если долго слушать одно и то же радио то песни начинают повторяться.
Лично для меня никакая музыка не заменит беседу с человеком. Нам было очень приятно провести время в тишине обсудив буквально всё на свете. Начиная от специфики работы дальнобойщиком и до технологии постройки бревенчатого дома.
Тем временем мы доехали до конечной точки сегодняшнего дня. Окрестности города Нытва. Прощаемся с Рустамом, жмём руки и идём ставить палатку. Дальнобойщики спят в кабинах. Ещё бы, в ней полно места, можно в прямом смысле слова ходить пешком и стоять в полный рост. Есть даже два спальных места. Одним из них мы регулярно пользовались ведь сидячих мест в фуре только два, водительское и пассажирское. Когда кто то из нас уставал седеть мы менялись и появлялось возможность полежать. Фура гораздо шире машины поэтому с моим ростом 173 я мог вытянутся в полный рост и ещё оставалось место. Одним словом мечта.
Под Нытвой мы по классике поставили палатку в поле, между небольшой лесополосой и зарослями люпинов. Вновь вечером нас ждал красивый закат, уже второй день подряд!
Установив палатку отправляемся на поле, проводить последние лучи заходящего солнца. Через низкие и плотные тучи лишь изредка пробивается солнце. В те редкие моменты всё начинает играть золотистыми оттенками.
Пора ложиться ложиться спать, впереди трудный день и силы ещё понадобятся.
Итог за день: 540 км.
День 4
Раннее утро. С трудом проснувшись и раскрыв тёплые спальники приходится выйти на улицу и начинать собираться. Ночь выдалась холодной. Несмотря на это собираемся и бежим на парковку.
Быстрый завтрак, пара пирожков в дорогу по карманам и в путь. Впереди 430 километров от Нытвы до Екатеринбурга. Нам нужно успеть сделать в Перми антенну рации и успеть до темноты в Екатеринбург чтобы поймать попутку.
Починив антенну у нас наконец то заработала рация. Теперь мы можем ловить попутку не просто стоя на дороге но и сидя в кабине и спрашивая других дальнобойщиков по рации.
Сегодня нам предстоит попрощаться с Рустамом, его конечная точка Екатеринбург а нам еще 3500 км до Иркутска. Очень не хочется прощаться. За три дня мы очень сильно привыкли друг к другу и представить что вскоре мы попрощаемся было просто невозможно. Вереди неизвестность, кто станет нашим новым попутчиком, сколько ещё мы будем ехать? За этими мыслями и пролетело время.
На половине пути мы заехали в кафешку три медведя. Мы особо не торопились. Время в запасе еще было. Вкусно перекусив мы решили сделать на память фотографию с Рустамом.
Мы обменялись телефонами и договорились что если после выгрузки в Екатеринбурге Рустаму дадут маршрут в Иркутск он нас подберёт. Стало немного грустно ведь остаются считанные часы до ЕКБ.
Время пролетело незаметно. Как одно мгновение прошли 3 часа и вот мы стоим на трассе возле ЕКАДа. Ещё на подъезде мы начали искать по рации попутку.
Как только мы остановились Рустам сразу же предложил нам чай и сказал что никуда нас не отпустит пока мы не съедим сосиску в тесте которую он приберёг для нас и пока не найдёт для нас попутку. В начале по рации кричал только Рустам но потом к нему присоединилась Наташа. Думаю что дальнобойщики не часто слышат по рации женский голос.
Отвечали нам не часто и в основном чтобы пошутить. В серьёз нас брать никто не хотел. Мы уже начали собираться в город. Это был наш запасной вариант. Если ничего не поймаем то отправимся в город, погуляем и только на следующий день отправимся дальше сами. Но на последней минуте, когда мы хотели уходить по рации долгожданный ответ что нас возьмут. Запускаем двигатель и отправляемся в след за незнакомцем который согласился нас взять.
Только подъехав мы понимаем что будет тесновато. ГАЗон next будет малость поменьше нашей фуры да и спальника в нём нет но всё это не важно. Наша следующая попутка прямиком до Красноярска.
Выходим из кабины и знакомимся с нашим новым попутчиком, Артуром. Быстро пожав руку Рустаму в надежде ещё встретиться на просторах России.
Стало немного грустно. Как никак мы провели вместе 3 дня и проехали почти 1000 километров. Как бы не было тяжело прощаться нас ждёт Артур. Закидываем рюкзаки в кузов и запрыгиваем в кабину.
У артура грандиозные планы! Нам предстоит ехать всю ночь чтобы добраться до Тюмени. За окнами быстро стемнело. И вот мы по пустынным трассам Свердловской области спешим в Тюмень. План Артура заключается в том что бы ехать пока не кончатся силы.
Заехав среди ночи в небольшую кафешку мы восполнив силы продолжили путь. Где то в это же время мы проехали город Тюмень по самой его окраине, по объездной дороге.
Начинается ранняя заря.
Плавно наступает 5 день путешествия. К 4 часам утра мы добрались до города Заводоуковск и найдя небольшой лесочек за городом мы остановимся на ночевку.
На часах 5 утра. Пора ложиться спать, завтра а точнее уже сегодня предстоит добраться до Новосибирска.
Итог за день: 1 машина и 850 км.
Статья получается слишком большая а в переди ещё 5 дней и 3000 км дороги до Иркутска. Вторая часть статьи выйдет 13 Апреля 2023г.
Первая часть путешествия на байкал на моём ютуб канале:
Вторая часть путешествия автостопом на Байкал:
Третья часть большого путешествия: