Иногда в начале занятия не знаешь, где окажешься в его конце.
Представьте. Подгрупповое занятие у детей старшей группы. Цель – автоматизировать в речи поставленный звук [ р]. Попутно учимся говорить существительные в дательном падеже и обращаем внимание на многозначные слова (труба печная, возопроводная, подзорная и духовой инструмент).
Перед ребятами стопка карточек, из которой они поочередно берут по картинке, произносят слово со звуком [р] и определяют, кому нужен этот предмет. Например, барабан нужен барабанщику, ведро нужно садоводу, а водопроводная труба - нашему сантехнику дяде Диме.
Алине попались дрова. Решили, что они очень нужны бабушке, чтобы протопить садовый домик. Игорю досталась печная труба. Стали рассуждать, что труба нужна для выхода печного дыма, если бабушка разожжет печку дровами. Вдруг Игорек, забыв про все поставленные звуки с волнением изрек:
– Такую тгубу нельзя! Она дымит. Засогяет воздух!
– А как же быть? Ведь люди зимой без тепла замёрзнут!
–Так есть же батагеи!, - недоумевал мальчик.
Пришлось отложить автоматизацию, и рисовать план части микрорайона. Призвав представить, что мы летим над садиком на вертолете, нарисовала детский сад и соседние дома. В них батареи. От них подземные коммуникации труб отопления, которые ведут в котельную. Над котельной нарисовала трубу. Нет котельной, нет тепла. Холодно зимой. Не обойтись без топлива и труб.
А как же экология? Над трубой специальный (в идеале) фильтр, который не дает вредным соединениям попадать в атмосферу.
Кажется Игорь понял 👍
Заканчивается занятие. А Данил тихонько тянет к себе мой примерный планчик отопительной системы.
–Тебе очень нужно?
– Да. Можно я возьму?
Конечно можно. Мы ведь не просто учим говорить [р], а растим экологов, инженеров и ученых, которые, в будущем обогреют наши дома без ущерба для экологии планеты.
Вы согласны со мной?