Найти тему

Какое светлое кино оставил нам Николай Досталь

Стоп-кадр из фильма «До свидания, мальчики!»
Стоп-кадр из фильма «До свидания, мальчики!»

Такое ощущение, что он снимал этот фильм конкретно для меня, простой, ничем не выдающейся, далёкой от него провинциалки. А вот настолько понятна мне та среда, те персонажи, те ситуации, что я увидела в кино, что мне кажется, будто это всё мне просто рассказал кто-то близкий в будничной задушевной беседе. Это я про фильм «Облако-рай» и снявшего его режиссёра Николая Досталя. И вот стало известно, что его земной путь подошёл к концу. Скорблю и наполняюсь светлой грустью, ведь в его творчестве было много светлого.

Помню, когда я впервые увидела «Облако-рай», то была просто потрясена. Я и подумать не могла, что о такой скучнейшей жизни, о суровой банальщине можно снять такое пронзительное, захватывающее кино! И это такое редкостное умение вызывать одним действием совершенно разные эмоции. Вот только что смеялась в голос, наблюдая за героями, слушая их диалоги, а потом – бац, и не могу сдержать слёз, реву по-настоящему горько.

Ну, подумаешь, Колька – бездельник, баламут. Сколько их таких, мающихся ерундой… И конечно, всю эту заваруху с отъездом он придумывает от скуки. Но понимают ли его соседи, товарищи, насколько они ему дороги, насколько он любит этот свой маленький мир, который другие назовут захолустьем? А он любит настолько, что готов сорваться неведомо куда, выйти, как теперь говорят, из зоны комфорта, лишь бы доставить радость этим людям – по сути, его самым близким. А для них его отъезд - ярчайшее событие в жизни! Про себя-то они знают, что неспособны уехать в другую, лучшую жизнь (а у всех, кто не здесь, она точно лучше). А то, что их друг Колька оказался на это способен, делает и их сопричастными к его скромному подвигу.

А потом было продолжение истории в фильме «Коля — перекати поле». Не разочаровал ни фильм, ни герой. Казалось бы, болван, каких много. Ну и просто человек, которому хочется счастья и который, наверное, уже заслужил его. А тут, оказывается, у него сын растёт. И та, с которой у него была любовь, по-прежнему любит его. И вот этот балбес оказывается благороднее многих. Видя, что вообще-то там семья, и рассказать правду сыну, у которого есть папа, растивший его все эти годы, - значит разрушить его мир, Коля не решается. Берёт и на ходу придумывает новую историю. Что приехал попрощаться, что болезнь вот-вот отправит его на тот свет. И все сразу с такой душевностью, с такой отзывчивостью к нему… А ведь он приехал, чтобы остаться. Нагулялся он по свету, всё, его дом тут. Но даже эту свою мечту он готов променять на благополучие близких. И такое чувство безысходности накрывает, когда Коля уезжает - понятно, что теперь уже навсегда… И вместе с тем - благодарность этому человеку за то, что, в общем, жертвует собой, отказывает себе даже в эфемерном счастье хотя бы со стороны наблюдать, как растёт его сын, чем он живёт, чего достигает. И всё – ради того, чтобы его близким было комфортно. И, собственно, им благодаря ему было что вспомнить в своей тухлой жизни. Хотя для Коли эта тухлая, размеренная, однообразная жизнь, в которой ничего не происходит, и была счастьем.

А вообще с Николаем Досталем я познакомилась на фильме «До свиданья, мальчики!». Правда, недавно только узнала, что один из тех мальчишек и есть режиссёр «Облака-рай». Да, не знала, как-то не сопоставляла.

«До свиданья, мальчики!» - о том поколении, которое практически из детства сразу попало на войну. Главные герои – это три друга, живущие в приморском городке. Исполняют их совсем юные Евгений Стеблов, Михаил Кононов и Николай Досталь. Они, конечно, мечтают о том, как будут строить свою судьбу, ищут себя, переживают вспышки первой любви, но жизнь распоряжается по-другому. Война всё порушила. Титры от имени одного из персонажей раскрывают весь трагизм ситуации. «Больше маму я не видел никогда, даже мёртвой», - это после того как мама бежала вслед поезду, который увозил на друзей на войну. И ещё: «Витька погиб в 41-м под Ново-Ржевом, а Сашка в 56-м был посмертно реабилитирован».

Уже сейчас, после смерти режиссёра я узнала некоторые подробности его жизни. Его отец – тоже известный режиссёр, снял, в частности, «Мы с вами где-то встречались», «Дело «пёстрых». Николай Досталь-старший и погиб на съёмках очередного фильма. Во время съёмок он сидел возле камеры на капоте грузовика, а тот врезался в столб. А мама умерла, когда сыну было всего несколько месяцев от роду. От чего, интернет-источники не сообщают. Зато известно, что она играла на виолончели в филармонии и была персианкой, внучкой одного из основателей бахаизма.

У Досталя вся жизнь связана с кино. Хорошую память оставил о себе.