Найти тему
Русский След

Что делать с предателем. Инструкция по применению

Оптина пустынь
Оптина пустынь

Инфузорию-туфельку знает каждый школьник, но мы же не ждём от этого микроорганизма, чтобы он был умным, добрым, справедливым и объективным.

В поле зрения документалиста, как правило, попадают события, которые стали уже историей. Во всяком случае, наши фильмы как раз о таких событиях. Мы никогда ничего не анализируем "в моменте", да и фильмы находятся в производстве долгие месяцы, а в некоторых случаях и годы. Жанр исторического кино в принципе не предусматривает пересмотр истории. Все оценки расставлены нашими предшественниками – это право только за ними. Наш удел "ковыряться" в нюансах. И приобщать к истории.

Когда понимаешь, что живешь в учебнике истории, возникает жгучее желание высказаться вне нашего жанра – о том, что происходит с нами сегодня. Сделаю исключение.

Тема предательства стара, как мир. Причины для предательства могут быть самые разные, а чаще всего в его основе деньги – только бизнес, ничего личного. Ибо, как говорил папаша Александра Македонского: «Осёл, гружёный золотом, откроет ворота любой крепости». Предательство, к сожалению, часть нашей жизни. И на бытовом уровне, и на геополитическом.

И в данном случае я не собираюсь обсуждать причинно-следственные связи, а постараюсь поразмышлять о том, что делать с предателями?

Предателей обычно судят. И, по моему убеждению, лучше делать это по закону. А что делать, если человек формально закон не нарушает? Если предателем оказывается публичный человек? Он поливает грязью нас и, не побоюсь этого слова, – Родину, ну а мы направляем на него свой гнев и праведное возмущение.

Родина, она, как ребенок, – её обидели, а ты страдаешь. Она, правда, и сама преподносит сюрпризы. А ты всё равно любишь. Любить её очень легко. Как ребенка, если он вовремя приходит домой, хорошо учится, занимается спортом и не курит на переменах. Но вот ваше чадо делает не совсем то, что вы от него ожидаете. Если мы называем себя высоким словом Папа или Мама, то сохраняем свою любовь всегда. В любых обстоятельствах. С Родиной примерно так же – любить её всякой дано не каждому.

Полюбить свою Родину – это труд. Знать её историю в победах и поражениях, в славе и позоре. Не выковыривать из нее изюм (или тараканов), как из булочки, а знать историю свой страны во всей полноте нравственного спектра.

Верно считается, что "история – это предмет, делающий из человека гражданина"! Быть гражданином – это труд. Ещё полезно задавать себе самому вопрос: а ты сам как гражданин себя ощущаешь? Пользу какую принёс? Узнал ли ты свою Родину так же хорошо, как Кипр или австрийский Ишгль? Сына гражданином воспитал или он так, погулять вышел?

Микроорганизмам всё это точно не по силам. Инфузорию-туфельку знает каждый школьник, но мы же не ждём от неё, чтобы она была умной, доброй, справедливой и объективной. Чтобы разбиралась в основах мироздания. Она - микроорганизм, и этим все сказано. Она и форму имеет туфельки – везде пристроится. Пресная вода есть – вот тут и родина.

Люди, о которых я говорю, они всегда были микроорганизмами, и мы просто этого не замечали. Или не задумывались. Не надо тратить на них свои эмоции. Не надо их «отменять» или запрещать. Их надо забыть. Забвение для них страшнее, чем запрет. Они питаются нашим вниманием. Более того, они живут, пока мы ходим на их концерты и смотрим фильмы. Но они исчезнут, как только мы перестанем их замечать. Как Фея Моргана из сказки про Мерлина – она исчезает, когда о ней забывают. Персонально никого не упоминаю – много чести. Время нас рассудит и всё расставит по местам.

Самое тяжкое, когда предателем оказывается человек, которого ты знаешь лично. Тем более, если это друг или член семьи. И оказывается, страна не такая, и народ. И выходит я… не друг. Так получается. Дураки всегда уверены, умные всегда сомневаются. Я, видимо, из последних – никогда не возвожу свое мнение в абсолют истины. Я пытаюсь понять иную точку зрения. С микроорганизмами все понятно – в вечный бан. Друга хочется понять. Усмирить "праведный" гнев. Не очень получается.

Отец Тихон
Отец Тихон

Вот уже 16 лет я езжу в Оптину пустынь к своему духовнику отцу Тихону – игумену Предтеченского скита. Рассыпаю в его келье ветер дальних странствий. Бывает, и фильмы новые показываем. Потом дискутируем. В этот раз я хотел получить совет – что делать в таких случаях?

Теперь буду пробовать "пожалеть, чтобы не осуждать". Может, получится.

Игумен Оптинского скита отец Тихон, Роман Рябинцев (Костромское РГО) и Алексей Никулин
Игумен Оптинского скита отец Тихон, Роман Рябинцев (Костромское РГО) и Алексей Никулин
Отец Тихон и Алексей Никулин
Отец Тихон и Алексей Никулин

Мы уехали в сумерках. Отец Тихон был, видимо, в тот вечер с нами "на молитвенной частоте" – прислал свои стихи:

…Любовь – у нежных и заботливых волхвов,
у Ирода – потоки смысла злого.
Ты вместо смерти полустертых слов
храни в душе Родившееся Слово…
Генеральный продюсер Skyfirst Александр Морев, отец Тихон, Алексей Никулин
Генеральный продюсер Skyfirst Александр Морев, отец Тихон, Алексей Никулин
Отец Тихон и Алексей Никулин
Отец Тихон и Алексей Никулин
Отец Тихон и Алексей Никулин
Отец Тихон и Алексей Никулин

Алексей Никулин

Честь имею!

Подписывайтесь на канал и читайте там, где вам удобнее, — в телеграме, Яндекс.Дзене или ВК.

#путешествия #русский след #русский мир #алексей никулин #моя планета птинапустынь #рго