Найти тему
Александр Брасс

90 секунд потребовалось спецназу Генерального штаба Армии обороны Израиля на освобождение заложников из захваченного самолёта. (окончание)

Глава шестая
1972 год. Операция «Изотоп» (
окончание)

Всю ночь угонщики не сомкнули глаз. В оперативном штабе
предположили, что террористы не спали уже как минимум 38 ча-
сов. К 9:00 Абу Снейна, измученный бессонной ночью, пребы-
вал в состоянии истерического припадка. «Я привел в действие
часовой механизм! — кричал он по радиосвязи. — Если наши
люди не будут освобождены, в течение двух часов самолет будет
взорван!» Виктор Коэн на протяжении 13 часов беспрерывных
«переговоров» пытался успокоить террориста, играя роль «добро-
го полицейского». Он смог отсрочить ультиматум, заверив Абу
Снейну, что представители Красного Креста уже находились
по дороге в аэропорт, что министр обороны согласился с требова-
ниями «Черного сентября». Нужно еще время, чтобы собрать всех
заключенных, которые находились в разных тюрьмах.

Чёрный сентябрь.
Чёрный сентябрь.

Израильтяне никогда не вели переговоры с террористами,
захватившими заложников. Весь «переговорный процесс» пре-
следовал строго определенные цели, не связанные с ультимату-
мом террористов:
1) «заморозить» ситуацию и взять ее под контроль;
2) затянуть время, чтобы подготовить антитеррористиче-
скую операцию;
3) психологически и физически измотать террористов;
4) в процессе «переговоров» вытянуть из террористов как
можно больше информации.
Первые три пункта были успешно выполнены Виктором
Коэном, однако к утру 9 мая, спустя 15 часов после захвата са-
молета, оперативный штаб не имел достоверной информации
о террористах. Если бы ситуация резко вышла из-под контроля
и возникла необходимость немедленного штурма, спецназовцам
пришлось бы действовать вслепую. Импровизировать по ходу
штурма весьма нежелательно, когда вопрос касается освобожде-
ния заложников. И тут, казалось, в самый критический момент,
помощь пришла, откуда не ожидали, — от Красного Креста. В по-
луденные часы представитель этой организации очередной раз
вошел в угнанный самолет для разговора с Абу Снейной. Спу-
стя некоторое время он неожиданно вернулся в сопровождении
командира экипажа Реджинальда Леви. Желая доказать изра-
ильтянам серьезность своих намерений, Абу Снейна на несколь-
ко минут выпустил из самолета командира экипажа, передав
вместе с ним 10 граммов TNT. Лучшего подарка оперативный
штаб и ожидать не мог.

Командир угнанного самолёта Реджинальд Леви
Командир угнанного самолёта Реджинальд Леви

Реджинальд Леви казался измученным
и подавленным, всю ночь он просидел с приставленным к голове
пистолетом террориста-психопата. Тем не менее бельгийский
пилот сохранил присутствие духа и полную ясность ума. Вместе
с несколькими граммами TNT командир экипажа доставил
ценнейшую информацию, позволившую заполнить пробелы
и увидеть общую картину. Он рассказал, что самолет удерживали
двое мужчин и две женщины. Это израильтяне уже знали.
Но Реджинальд Леви указал место каждого террориста в салоне,
их вооружение и количество взрывных устройств. Это он смог
выяснить, не выходя из кабины пилотов, лишь слушая разговоры
террористов. Главарь угонщиков постоянно находился в салоне
пилотов, двое других — мужчина и женщина, в передней части
салона и еще одна террористка — возле заднего выхода. Пилот
также добавил, что Абу Снейна пребывал в состоянии крайней
истерики и, если бы заметил, что израильтяне пытаются его
обмануть, тут же привел бы свои угрозы в действие. Но главное,
Реждинальд Леви ответил на вопрос, который волновал
спецназовцев с самого начала: есть ли посадочные места возле
аварийных люков? Многие авиакомпании, в том числе и EL AL,
устанавливали пассажирские кресла у аварийного выхода,
чтобы увеличить вместимость салона самолета. Командир
экипажа ответил, что аварийные проходы совершенно свободны.
Это была очень важная деталь, поскольку успех всей операции
зависел от фактора неожиданности и скорости; любое малейшее
замешательство при входе в салон лишало спецназовцев
преимущества, на котором строился весь план операции. Эта
информация была тут же передана подполковнику Эхуду
Бараку, который скорректировал план операции.
Разговор с Реджинальдом Леви длился не более нескольких
минут. В спешке оперативный штаб не успел взять описание одеж-
ды террористов. Это, как оказалось, серьезно усложнило штурм.
Возвращаясь в самолет, Реджинальд Леви попросил изра-
ильтян позаботиться о детях, если с ним и женой случилось бы
самое страшное. Моше Даян лично заверил бельгийского пило-
та, что у оперативного штаба есть четкий план действий и осво-
бождение заложников — вопрос нескольких часов. Напоследок
Рехавам Зеэви и Моше Даян попросили Реджинальда Леви по-
делиться с террористами «своими впечатлениями», мол, изра-
ильтяне напуганы и пребывают в полной растерянности. Они,
израильтяне, по всей видимости, готовы пойти на выполнение
всех требований «Черного сентября».

Моше Даян
Моше Даян

Это был настоящий прорыв. Все «пазлы» сложились в еди-
ную картину. Рехавама Зеэви и Моше Даяна словно одновре-
менно осенило. Родился идеально простой и надежный план
освобождения заложников. По большому счету вмешательство
Красного Креста в переговорный процесс позволило осуществить
операцию. Они даже не догадывались о подготовке штурма и от-
веденной им роли. Всё держалось в строжайшем секрете.
Представитель Красного Креста передал Абу Снейне, что ми-
нистр обороны Израиля принял требования угонщиков, 315 па-
лестинских заключенных будут доставлены в аэропорт и оттуда
в сопровождении сотрудников Красного Креста переправлены
на самолете американской авиакомпании в Каир. Бельгийский
авиалайнер с угонщиками и заложниками встретит их в египет-
ской столице. Но для перелета техники EL AL должны подгото-
вить самолет к вылету.
В то самое время, когда сотрудник Красного Креста возвра-
щался к угонщикам с «предложением» израильтян, генерал
Рехавам Зеэви вызвал к себе командира «Сайерет Маткаль»
Эхуда Барака и представил ему для окончательной доработки
проект нового плана: предложить обмен заложниками в Каире.
С этой целью в аэропорт Лод будет доставлен пассажирский
самолет американской авиакомпании TWA, на борту которо-
го освобожденные палестинские заключенные вылетят в Каир.
Сами угонщики с израильскими заложниками вылетят в Каир
на пассажирском авиалайнере Sabena, который израильские
авиатехники заранее подготовят к вылету. Среди технического
персонала будут бойцы «Сайерет Маткаль», переодетые в белые
комбинезоны EL AL. Штурмовые группы поднимутся на техни-
ческий транспорт этой авиакомпании. Они проследуют до само-
лета, затем выгрузятся и, держа ящики с инструментами откры-
тыми, чтобы успокоить террористов, которые неотрывно будут
за ними следить, подойдут к фюзеляжу авиалайнера. Отвлекая
террористов шумом подготовительных работ, бойцы штурмовой
группы воспользуются техническими лестницами и по сигналу
одновременно неожиданно ворвутся вовнутрь салона через вы-
ходы и аварийные люки.

"Техники" EL AL
"Техники" EL AL

Параллельно с основной операцией, будет проводиться «от-
влекающая операция». Чтобы создать видимость обмена, на со-
седнюю взлетно-посадочную полосу вырулит пассажирский са-
молет американской авиакомпании TWA, который доставит «вы-
пущенных из тюрем террористов» в арабскую столицу. К нему
подъедут крытые брезентом армейские грузовики и автобусы
с «заключенными». Роль заключенных террористов будут играть
переодетые в арестантские робы военнослужащие Армии оборо-
ны Израиля из числа бедуинов, друзов и арабов-христиан, сво-
бодно владеющих арабским языком. Не исключалась возмож-
ность, что представители Красного Креста заговорят с кем-ни-
будь из «заключенных» на арабском языке. В качестве службы
тюремной охраны выступят также израильские военнослужащие
европейской внешности.
Тем временем в оперативном штабе продолжались перего-
воры с угонщиками. Абу Снейна, измученный бессонной ночью
и нервным напряжением, был готов в любую секунду начать
расстреливать заложников. Эхуду Бараку необходимо было вы-
играть около часа, чтобы окончательно завершить подготовку
к операции. Виктор Коэн продолжал успокаивать террористов
лестью и обманом. Он передал, что министр обороны Израиля го-
тов удовлетворить все требования «Черного сентября», посколь-
ку «Израиль еще никогда не имел дело со столь серьезными
людьми, которые держат слово». Он передал угонщикам, что все
315 заключенных уже находились в автобусах по дороге в Лод.
Нужно подождать еще час, чтобы доставить колонну заключен-
ных по забитым автомобилями израильским дорогам. Абу Сней-
на потребовал, чтобы гарантом и контролером сделки выступил
Красный Крест. Виктор Коэн подтвердил, что на всех этапах
обмена будут присутствовать представители этой организации.
Тем временем Виктор Коэн предложил Абу Снейне передать че-
рез сотрудников Красного Креста воду и еду. Он также сообщил
угонщикам, что для перелета самолета в Каир следует провести
техническую проверку и дозаправку. Абу Снейна согласился
подпустить к самолету техников EL AL в обязательном сопрово-
ждении представителя Красного Креста. Террористы почему-то
думали, что посредничество и контроль Красного Креста обеспе-
чат им большие гарантии.

Эхуд Барак и Биби Нетаньяху
Эхуд Барак и Биби Нетаньяху

В это время Эхуд Барак инструктировал своих людей. 15 бой-
цов были разделены на пять штурмовых групп. Первая группа
под командованием Дани Ятома, заместителя командира «Сай-
ерет Маткаль», должна была ворваться в салон самолета через
переднюю дверь рядом с кабиной пилотов и нижний аварийный
люк в носовой части. Первым в группе шел Ицик Ганон. Вторая
группа, ведомая Узи Даяном, племянником министра обороны,
должна была проникнуть в салон через дверь в хвосте самоле-
та. Третья группа Омера Эрана должна действовать через ава-
рийный люк над правым крылом. Группе Мордехая Рахамим
предстояло первой ворваться в салон самолета через аварийный
люк над левым крылом. Следом за ней следовала пятая группа
Биньямина Нетаньяху. Сам подполковник Барак должен был
занять место под фюзеляжем самолета, чтобы руководить всей
операцией, согласовывая действие всех штурмовых групп, спа-
сательных служб, и поддерживать связь с оперативным штабом.
Внутри самолета командование взял на себя заместитель Барака
майор Дани Ятом. Чрезвычайно важно было действовать быстро
и одновременно. Поэтому командиры групп, выйдя на исходные
позиции, должны были руками подать Эхуду Бараку знак о го-
товности. По условленному свисту Барака ровно через 10 секунд
все группы должны были начать штурм.
Барак предупредил своих бойцов, чтобы на протяжении
всего пути к самолету они вели себя как техники EL AL и не вы-
зывали подозрения не только у террористов, но и у сотрудни-
ков Красного Креста. Никто, кроме бойцов «Сайерет Маткаль»
и двух сопровождавших их техников EL AL, не знали о подго-
товке к штурму. Если бы что-то вышло из-под контроля, терро-
ристы открыли бы стрельбу или возникла любая другая внеш-
татная ситуация, бойцы должны были без промедления бро-
ситься на свои исходные позиции и начать штурм.
Особая роль отводилась Мордехаю Рахамим. Перед началом
операции начальник Генерального штаба Давид Эльазар лич-
но его проинструктировал: «Что бы ни происходило внутри, ты
в первую очередь нейтрализуешь взрывное устройство. Успех
всей операции зависит от тебя, мы верим в тебя». Предполо-
жительно взрывное устройство находилось слева, в двух рядах
от аварийного люка, в который должен был ворваться Мордехай
Рахамим. Фактически весь штурмовой отряд выполнял функ-
цию огневой поддержки Мордоха, и он вообще не должен был ис-
пользовать свой пистолет, действуя под прикрытием остальных
групп. Но, как показали дальнейшие события, всё сразу пошло
не по плану. Рахамиму первому пришлось принять бой и вы-
полнить основную зачистку. Сами спецназовцы потом шутили:
«БÓльшую часть работы выполнил Мордох, мы, можно сказать,
были лишь его статистами...»

Мордехай Рахамим
Мордехай Рахамим

Итак, 9 мая 1972 года примерно в 16:00 началась антитерро-
ристическая операция, получившая кодовое название «Изотоп».
Со времени захвата бельгийского авиалайнера Sabena прошло
более 22 часов. Спецназу «Сайерет Маткаль» предстояло впер-
вые провести операцию по спасению заложников в закупоренном
заминированном самолете, захваченном террористами-смертни-
ками. До этого дня никто в мире не предполагал, что такое вооб-
ще возможно.

Буквально за полчаса к штурмовому отряду присоединился
16-й боец, Яков Цур. Ветеран «Сайерет Маткаль», в те годы он
работал в Нью-Йорке сотрудником службы безопасности EL AL.
Услышав по радио о захвате бельгийского авиалайнера Sabena
и о требованиях палестинских террористов, он первым же рейсом
вылетел в Израиль. «Когда я приземлился в Лоде, то был сильно
удивлен, что угнанный самолет всё еще на своем месте. Я был
уверен, что всё уже закончилось,— вспоминал Яков Цур. — Я по-
бежал по ангарам и тут увидел своих товарищей в белых ком-
бинезонах. Меня сразу усадили в вагончик, переодели в белый
комбинезон и включили в группу Нетаньяху и Марко Ашкенази.
Уже на ходу меня ввели в курс дела...»
Хотя все следовали плану, с первых минут начали происхо-
дить мелкие погрешности, каждая из которых могла привести
к краху всей операции. Американский самолет авиакомпании
TWA медленно выкатился по взлетно-посадочной полосе к точ-
ке встречи. Автобусы и армейские грузовики с «заключенными
террористами» начали движение в его сторону. Всё делалось для
того, чтобы угонщики до последней секунды были уверены в том,
что израильтяне начали обмен. Дождавшись, когда автобусы
подъедут к американскому авиалайнеру и из них выйдут «за-
ключенные», к захваченному самолету Sabena выехала техни-
ческая колонна. Маленький тягач тащил за собой три вагончи-
ка и прицепную рампу с большими техническими лестницами.
В каждом вагончике сидели по четыре бойца «Сайерет Маткаль».
Подполковник Эхуд Барак, майор Дани Ятом и два настоящих
техника EL AL заняли места впереди колонны на тягаче. Колон-
на хорошо просматривалась из захваченного самолета, поэтому
на прицепных вагончиках не было ничего лишнего, что могло бы
вызвать подозрение угонщиков. Возле каждого бойца «Сайерет
Маткаль» находились только открытые ящики с инструментами.
Пистолеты были спрятаны под белыми комбинезонами.
Первая «неприятность» произошла у начала 16-й линии.
Представитель Красного Креста присоединился к группе. Преж-
де чем занять место, он медленно прошелся вдоль колонны.
Только сейчас Эхуд Барак заметил, что один из его бойцов за-
был сменить обувь и надел белый комбинезон на красно-корич-
невые десантные ботинки. К счастью, представитель Красного
Креста или не обратил внимания, или не придал этому факту
значения. Однако в последнем вагончике он заметил на одном
из «техников» пистолет. Боец по какой-то причине расстегнул
комбинезон и стал поправлять свою «Беретту». Представитель
Красного Креста сразу же сказал Эхуду Бараку, что ему необ-
ходимо срочно связаться с оперативным штабом. Отойдя в сто-
рону, представитель Красного Креста поговорил с Моше Дая-
ном и сказал ему, что не хочет «в этом» участвовать, что это
подрывает доверие к международной организации и вредит ее
имиджу. Министр обороны не стал ничего объяснять, а лишь
произнес одну-единственную фразу: «Ты хочешь взять на себя
личную ответственность за взрыв самолета?» Этого оказалось
вполне достаточно. Представитель Красного Креста молча вер-
нулся в колонну и занял свое место рядом с Эхудом Бараком
и Дани Ятомом. Эхуд Барак посмотрел влево и увидел на балко-
не пассажирского терминала сотни израильтян и иностранных
туристов, наблюдавших за разыгрывавшейся трагедией, соблю-
дая гробовое молчание.
За 500 метров до самолета представитель Красного Креста
вновь остановил движение колонны. Он не спеша направил-
ся к самолету, переговорил с Абу Снейной, после чего вернулся
к колонне и сказал: «Хорошо, давайте продолжим». Минуты, пока
представитель Красного Креста разговаривал с главарем террори-
стов, вспоминал Эхуд Барак, для него и его бойцов были самыми
тяжелыми во всей операции. Чтобы снять напряжение, Эхуд Ба-
рак прервал тревожное молчание и спокойно обратился к своим
бойцам: «Что бы ни происходило, вы знаете, что делать». Он по-
просил бойцов спрятать пистолеты за спинами, на случай, если
террористы потребуют расстегнуть комбинезоны.
Колонна медленно продолжила движение. С каждой мину-
той напряжение нарастало. В любой момент террористы могли
открыть огонь по заложникам. Не было ни малейшей уверенно-
сти в том, что представитель Красного Креста не намекнул Абу
Снейне о возможном штурме, чтобы заранее снять с себя ответ-
ственность за содействие израильским спецслужбам. За 100 ме-
тров он вновь попросил остановиться и еще раз подошел к само-
лету. На этот раз он вернулся с двумя бельгийскими пилотами.
«Смотрите,— он обратился к Бараку. — Палестинцы опасаются,
что у вас оружие. Они хотят, чтобы каждый, кто подойдет к само-
лету, расстегнул комбинезон и показал, что он безоружен».
Подполковник Барак первым соскочил с тягача и прибли-
зился к самолету. Ему был хорошо виден Абу Снейна, который
смотрел на него через иллюминатор в кабине пилота, намерен-
но выставив свой Magnum 11-го калибра. В сравнении с писто-
летами Beretta 22, которыми были вооружены бойцы «Сайерет
Маткаль», это была настоящая «пушка». Барак осторожно взгля-
нул на часы. Он понимал, что террористы, не спавшие уже более
двух суток, «потеряли цепкость глаза». Абу Снейна попросил пи-
лотов обыскать Барака. Командир «Сайерет Маткаль» расстег-
нул свой комбинезон, и бельгиец произвел поверхностный обыск.
Конечно, он заметил спрятанный за спиной пистолет, но не по-
дал виду. На всякий случай Барак улыбнулся и спокойно про-
изнес: «Это для самозащиты». Бельгийский пилот развернулся
к кабине самолета и жестом показал, что всё чисто. Абу Сней-
на высунул руку с пистолетом и махнул: «Следующий!» Бойцы
«Сайерет Маткаль» по очереди подходили к пилотам, распахи-
вая перед ними свои белые комбинезоны. Один из бельгийцев,
обыскивая Марко Ашкенази, коснувшись пистолета, улыбнулся
и тихо произнес на английском: «Good luck!» Проверка заняла
около 20 минут. Можно было только восхищаться хладнокрови-
ем бельгийцев, хотя все прекрасно понимали, что, к своему сча-
стью, на борт они уже едва ли успеют подняться. Как минимум
двух заложников уже удалось спасти. Можно было попытаться
в последнюю минуту вытащить и командира Реджинальда Леви.
Для этого под кабину пилота под предлогом зарядки бортовых
аккумуляторов подогнали генератор, чтобы в случае крайней не-
обходимости пилот имел возможность выпрыгнуть из иллюми-
натора на генератор.
Как только «Сайерет Маткаль» оказался под фюзеляжем
самолета, штурмовые группы распределились по своим местам.
Пока подносили приставные лестницы, бойцы специально сту-
чали по корпусу самолета и четырем двигателям, создавая ви-
димость технических работ. Сразу возникла первая неучтенная
проблема. Из-за генератора, установленного под кабиной пило-
тов, группа Дани Ятома не смогла прислонить свою лестницу
к передней двери самолета. Подполковник Барак поднял руки,
что означало: «Всем приготовиться и ждать команды к штурму».
Это движение заметили бельгийские пилоты и двое техников
EL AL, ожидавших у тягача с тележками. Поняв, что сейчас нач-
нется штурм, они в панике бросились бежать от самолета. Это
был самый критический момент в операции — если бы террори-
сты, наблюдавшие за всем происходящим из иллюминаторов, за-
метили бегство, они сразу разоблачили бы истинные намерения
израильтян. Положение мог спасти только немедленный штурм.
Эхуд Барак в 16:24 свистом подал команду к началу штурма.
Но свист Барака услышали не все. Биньямин Нетаньяху нахо-
дился по другую сторону самолета, командир последней штур-
мовой группы Узи Даян оставался у хвостового выхода. Из-за от-
влекающего шума они не услышали сигнал к штурму. Заметив
активизацию остальных штурмовых групп, Узи Даян подбежал
к Бараку прояснить ситуацию. Это недоразумение стоило 15 се-
кунд задержки, и группы Нетаньяху и Даяна ворвались в салон
самолета позже, когда внутри салона уже шла стрельба. Так-
же произошла заминка и в группе Дани Ятома, но уже по тех-
ническим причинам. Поэтому, вместо того чтобы параллельно
ворваться с пяти точек: переднего и хвостового выходов и трех
аварийных люков, атака началась лишь с одной стороны — с ава-
рийного люка над левым крылом.
Сейчас с полной точностью невозможно во всех деталях
описать операцию: кто первым поразил террористов, в какой
очередности, кто за кем следовал, кто кого прикрывал огнем. Всё
произошло так быстро, что даже непосредственные участники
тех событий в полной мере не могут воссоздать общую картину.
Первым через левый аварийный люк ворвалась группа, ведо-
мая Мордехаем Рахамим. У него был приказ не открывать огонь,
а уклоняться от боя и продвигаться к взрывным устройствам,
оставив террористов на попечение остальных групп. Аварийный
люк с грохотом вылетел в салон самолета, и Мордох, пригнув-
шись к днищу корпуса, вбежал внутрь. Из-за кресел он не сразу
заметил Абд эль-Азиза эль-Атраша — тот находился слева от него
и с расстояния трех метров вел стрельбу в открывшийся аварий-
ный люк. К счастью, все пули прошли над головой в обшивку сало-
на. Рахамим отпрыгнул назад, и следом за ним в салон буквально
пронырнул Омер Эран. Он попытался открыть огонь по террорис-
ту, но в этот момент пожилая заложница со страху ухватила его
за штанину комбинезона у самой щиколотки. В салоне началась
паника. Пассажиры кричали в истерике и падали друг на друга
на пол между креслами. Стараясь высвободить ногу, Омер нанес
женщине сильный удар кулаком в лицо. Она наконец-то разжала
мертвую хватку, и Омер смог подняться и выпустить несколько
пуль в эль-Атраша. Тем временем Мордехай Рахамим вернулся
в салон и, прикрываясь сиденьями, начал продвигаться в сторо-
ну террориста, опустошая свою обойму. Развитие событий внесло
коррективы в начальный план. Приказ обезвредить взрывное
устройство отменился сам собой. Шаг за шагом Мордох прибли-
жался к террористу, стреляя на ходу, не давая ему возможность
высунуться в проход. Неожиданно патроны закончилась, и Мор-
дехай Рахамим нырнул между креслами сменить обойму. Слева
от себя он заметил женщину, бившуюся в истерике. Как выясни-
лось позже, это была Дора, супруга командира экипажа. Рахамим
крикнул ей на английском: «It will be OK, don’t worry!» (всё будет хорошо. Не волнуйтесь) Выглянув
в проход, он увидел лежащего на полу, харкающего кровью Абд
эль-Азиза эль-Атраша. Он уже не представлял опасности, и Мор-
дох просто не стал расходовать на него патроны, а перескочил
через него к проходу у кабины пилотов, где уже завязалась пере-
стрелка между группой Дани Ятома и главарем террористов Абу
Снейной.

-8

Когда Мордехай Рахамим со своей группой вел перестрелку
с первым террористом, группа Дани Ятома безуспешно пыталась
вскрыть переднюю дверь самолета. Генератор, подогнанный под
кабину пилота, не позволил им надежно установить лестницу
у борта. Первым поднимался Ицик Гонен, за ним следовал Дани
Ятом. Им наконец-то с огромным трудом удалось приоткрыть
дверь. Гонен попробовал двумя руками распахнуть ее, но она
заклинила, к тому же на них обрушился град пуль. Гонен про-
сунул руку с пистолетом в узкий проход и опустошил всю обойму
в сторону доносившихся выстрелов. Абу Снейна стоял в полутора
метрах от двери, он ранил Ицика в руку, но и сам получил не-
сколько пуль. Ицик Гонен соскользнул вниз, а Дани Ятом про-
должил выбивать дверь, которую намертво заклинило. Ури Корен
в это время вскрыл нижний аварийный люк, но из него ударило
облако слезоточивого газа, который исходил из кабины пилотов.
В это время Мордехай Рахамим уже успел расправиться
с эль-Атрашем и вел перестрелку с Абу Снейной. Главарь терро-
ристов истекал кровью и, ведя беспорядочную стрельбу во всех
направлениях, в последней надежде укрыться от пуль, закрылся
в туалете. Мордох сменил обойму, выбил дверь туалета и, про-
сунув внутрь руку с пистолетом, в упор расстрелял Абу Снейну.
Рахамим попытался вернуться в салон, но ему сразу пришлось
отступить. Кто-то распылил слезоточивый газ. Мордох слышал
крики Дани Ятома снаружи, собравшись с силами, он бросился
на дверь и помог второй группе протиснуться в салон. Вместе
с Дани Ятомом Мордох стал осматривать салон в поисках взрыв-
ных устройств.
Группа Узи Даяна начала штурм с небольшим опозда-
нием. Узи ворвался в салон в хвостовую часть самолета первым,
за ним следовали Юваль Галили и Хези Коэн. Перед Узи была
штора, а за ней просматривалась какая-то фигура. Неожидан-
но оттуда выскочил смуглый мужчина и, пытаясь прорваться
к выходу, инстинктивно обхватил Узи за шею. Узи Даян не раз-
думывая выпустил две пары пуль. Первая вошла мужчине
в печень, вторая — в область сердца, третья пуля попала в че-
люсть, четвертая прошла выше головы. Узи Даян сбросил с себя
обмякшее тело мужчины и стал пробиваться в проход между
рядами кресел. Мгновение спустя он услышал за своей спиной
крик отчаяния: «Почему? Я еврей!» Выяснилось, что это был
один из заложников, 55-летний западногерманский бизнесмен
Манфред Кардовский, в общей панике попытавшийся укрыть-
ся за шторой и выскочить из самолета при первой же возмож-
ности. К счастью, полученные им ранения из-за маленького
калибра оказались несмертельными. В ту же секунду Узи заме-
тил террористку Риму Таннус, на которую указал один из пас-
сажиров. Подбежав к ней, он увидел, что террористка сжимает
в руке гранату с выдернутой предохранительной чекой, а рядом
с ней на сиденье лежит пояс со взрывчаткой. Узи Даян напра-
вил на нее пистолет, и она истошно закричала на английском:
«Don’t shoot!» (Не стрелять) Она вся была покрыта пÓтом и дрожала. Даян
попытался успокоить террористку и объяснил ей, как передать
гранату, разжимая палец за пальцем. Другие спецназовцы под-
хватили ее и выволокли из самолета, а подоспевший Мордехай
Рахамим тем временем занялся взрывным устройством.
Группа Биньямина Нетаньяху ворвалась в салон через
несколько секунд после группы Мордехая Рахамима. Первым
шел Марко Ашкенази. Сильным ударом он опрокинул аварий-
ный люк, который с грохотом влетел в салон. В горячке боя он
чуть не попал под пули своих же товарищей, штурмовавших
самолет с противоположного борта. Марко бросился в проход
между пассажирскими креслами в сторону кабины пилотов, где
Мордох уже добивал раненого Абу Снейну. Следом за Марко
шаг в шаг продвигался Биньямин Нетаньяху. В проходе между
рядами сидений лежал и бился в предсмертных судорогах эль-
Атраш. Марко Ашкенази сделал контрольный выстрел в голову
и тут же услышал крики: «Взрывчатка!» Пассажиры указыва-
ли на последнюю террористку Терезу Халсу. Она попыталась
укрыться между сиденьями. Марко подбежал и попытался под-
нять ее на ноги, ухватив свободной левой рукой. Террористка
оказала сопротивление, тогда Марко Ашкенази нанес ей силь-
ный удар по лицу рукой, в которой держал пистолет. От уда-
ра произошел непроизвольный выстрел. Пуля прошила Терезу
Халсу навылет в грудь и ранила в руку Нетаньяху. Вбежавший
в салон Эхуд Барак разорвал на террористке одежду и увидел
второе взрывное устройство, спрятанное на ее теле. Он не стал
снимать с нее «пояс смертника», а вытащил на крыло самолета
через правый аварийный люк и передал раненую террористку
другим бойцам.

Эхуд Барак на крыле угнанного пассажирского самолёта бельгийской авиакомпании Sabena
Эхуд Барак на крыле угнанного пассажирского самолёта бельгийской авиакомпании Sabena

После того как все террористы были обезврежены, коман-
дир «Сайерет Маткаль» Эхуд Барак, опасаясь, что на борту
могли остаться другие взрывные устройства, отдал приказ всем
покинуть самолет. Спустя 25 лет, будучи премьер-министром
Израиля, Биньямин Нетаньяху шутя вспоминал: «Прорваться
в самолет было легче, чем его покинуть». Стараясь предотвра-
тить давку, спецназовцы первым делом вынесли тела двух за-
стреленных террористов и уже после этого начали эвакуацию
пассажиров. Высота авиалайнера Sabena составляла 13,5 мет-
ра, и обезумевшие пассажиры, проведшие сутки в захваченном
палестинскими террористами самолете, могли разбиться на-
смерть, прыгая из дверей без трапов. Сдерживая общую пани-
ку, спецназовцы вывели людей через аварийные люки на крыльях самолета.
Операция «Изотоп» готовилась около суток. Освобождение
заложников прошло за 90 секунд, на 10 секунд меньше за-
планированного. Двое террористов были ликвидированы, две
террористки захвачены. Они успели сделать всего лишь 10 вы-
стрелов. Одна заложница, 22-летняя израильтянка Мирьям
Голцберг из кибуца Лохамей Гетаот, сидевшая в центре салона
самолета, получила смертельное ранение в голову. Десять дней
врачи из больницы «Шива» безуспешно боролись за ее жизнь.
Другой заложник, 55-летний житель Западного Берлина Ман-
фред Кардовский, получивший по ошибке три пули от Узи Дая-
на, вскоре выписался из больницы. Еще две заложницы получи-
ли легкие ранения. Двое спецназовцев — Биньямин Нетаньяху
и Ицик Гонен получили незначительные пулевые ранения.
Две захваченные террористки — Рима Таннус и Тереза Хал-
са были осуждены на пожизненное тюремное заключение. 13 лет
они провели в израильской тюрьме. 21 мая 1985 года Рима Тан-
нус и Тереза Халса были выпущены на свободу в рамках сделки
Джибриля. (21 мая 1985 года между израильским прави- тельством и палестинской террористической организацией НФОП-ГК Ахмада Джибри- ля состоялась так называемая сделка Джибриля — обмен трех израильских военно- пленных на 1150 заключенных, осужденных за терроризм.)
Спустя час после окончания операции «Изотоп» израильское
радио сообщило всему миру об успешном освобождении заложни-
ков из захваченного террористами «Черного сентября» пассажир-
ского самолета бельгийской авиакомпании Sabena. На следую-
щий день под заголовками «Ангелы в белом» были опубликованы
фотографии, на одной из которых командир «Сайерет Маткаль»
подполковник Эхуд Барак в белом комбинезоне с пистолетом
в руке держал раненую террористку, спускаясь с ней по крылу
самолета. Имена «Ангелов в белом» не раскрывались, но в од-
ночасье они стали народными героями Израиля, национальной
гордостью страны. Сотни репортерских групп устремились в Из-
раиль, чтобы рассказать о беспрецедентной антитеррористиче-
ской операции по освобождению заложников. Таким образом, со-
вершенно непреднамеренно ими было раскрыто существование
секретного спецподразделения Генерального штаба Армии обо-
роны Израиля «Сайерет Маткаль».
Вечером 9 мая 1972 года, прежде чем покинуть аэропорт Лод,
подполковник Эхуд Барак собрал штурмовой отряд. Все пребы-
вали в эйфории. Чтобы «опустить на грешную землю» своих бой-
цов, командир «Сайерет Маткаль» сказал самые важные слова,
которые он посчитал нужным произнести в тот момент: «Ребя-
та, ни на минуту нельзя забывать, что разница между успехом
и провалом подобного рода операций — это скорость и точность
исполнения. Любая задержка прорыва в салон самолета или
в обнаружении террористов могла закончиться катастрофой...»