Найти в Дзене
Диоптрий-мыслитель

Трубадур свободы, Бердяев

Он был нонконформистом до того, как это стало мейнстримом Итак, следующий русский космист - Бердяев! У меня даже есть его книжечка - "Русская идея", хотя я её ещё и не читал. Когда я впервые с ним столкнулся, мне он показался скучным религиозным философом, как и все русские космисты. Но при подготовке к этому посту он как Феникс, воскрес в моих глазах и воспылал ещё ярче. Автор философии свободы и концепции "нового средневековья". Он был один в то время, когда нужно было принимать чью-то сторону, чтобы выжить. Ненавидимый и "белыми" и "красными" и влюблённый в свою Родину. Маленький, но гордый и свободный человек в эпоху, когда свобода жестоко попиралась. Но, пожалуй, обо всём по порядку. Он был уроженцем дворянского рода. Бердяевы всегда славились своими традициями офицерской службы и воинскими заслугами. И Николая, родившегося в 1874-м тоже ждало это. Так как же он заделался в философы? Сначала Коля воспитывался на дому, а после в Киевском кадетском корпусе. Впрочем, с самого

Он был нонконформистом до того, как это стало мейнстримом

Итак, следующий русский космист - Бердяев! У меня даже есть его книжечка - "Русская идея", хотя я её ещё и не читал. Когда я впервые с ним столкнулся, мне он показался скучным религиозным философом, как и все русские космисты. Но при подготовке к этому посту он как Феникс, воскрес в моих глазах и воспылал ещё ярче. Автор философии свободы и концепции "нового средневековья". Он был один в то время, когда нужно было принимать чью-то сторону, чтобы выжить. Ненавидимый и "белыми" и "красными" и влюблённый в свою Родину. Маленький, но гордый и свободный человек в эпоху, когда свобода жестоко попиралась.

Но, пожалуй, обо всём по порядку.

Он был уроженцем дворянского рода. Бердяевы всегда славились своими традициями офицерской службы и воинскими заслугами. И Николая, родившегося в 1874-м тоже ждало это. Так как же он заделался в философы?

Сначала Коля воспитывался на дому, а после в Киевском кадетском корпусе. Впрочем, с самого детства(что весьма странно для мальчика, вырощенного в семье военных, и отчего-то не поясняется ни одним из источников, которые я читал) Бердяев был абсолютным нонконформистом и не терпел любой социальной среды, которая ущемляла бы его свободу - а армия была именно таким местом. В последствии он писал об этом:

«По характеру своему я принадлежу к людям, которые отрицательно реагируют на окружающую среду и склонны протестовать. Это также форма зависимости. Я всегда разрывал со всякой средой, всегда уходил. У меня очень слабая способность к приспособлению, для меня невозможен никакой конформизм. Эта неприспособленность к окружающему миру — мое основное свойство».

И потому, оставив корпус в шестом классе, Бердяев стал готовиться к экзаменам на аттестат зрелости для поступления в университет, уже тогда задумываясь над тем, чтобы "сделаться профессором философии". Он поступил на естественный факультет Киевского университета, через год перевёлся на юридический и уже в студенческие годы начал принимать активное участие в политической и философской жизни, из-за чего в 1897-м за участие в студенческих беспорядках был арестован, отчислен и сослан в Вологду.

Так начался путь молодого философа. Его статьи, первая из которых вышла в 1899-м, сразу же привели его в марксистско-революционные круга, где он, впрочем, тоже не прижился. Ведь как нонконформист мог прижиться в обществе тех, кто привык рассуждать о "классовой борьбе", не особо думая о личности? К тому же марксистские взгляды ему нравились, но не совсем сходились с его взглядами, и потому вскоре и от марксистов он начал отходить в сторонку:

"Желая принять какое-либо участие в освободительном движении, я примкнул к Союзу освобождения. С инициаторами Союза освобождения у меня были идейные и личные связи. Я принял участие в двух съездах за границей в 1903 и 1904 годах, на которых был конструирован Союз освобождения. Съезды происходили в Шварцвальде и в Шафгаузене, около Рейнского водопада. Красивая природа меня более привлекала, чем содержание съездов. Там я впервые встретился с либеральными земскими кругами. Многие из этих людей впоследствии играли роль в качестве оппозиции в Государственной думе и вошли в состав Временного правительства 1917 года. Среди них были очень достойные люди, но среда эта была мне чужда. В мою задачу совсем не входит писать воспоминания о Союзе освобождения, который играл активную роль перед первой русской революцией. Из деятелей Союза освобождения вышли элементы, составившие потом главную основу кадетской партии. В кадетскую партию я не вошёл, считая её партией «буржуазной». Я продолжал считать себя социалистом. Я принимал участие в комитете Союза освобождения сначала в Киеве, потом в Петербурге, но особенно активной роли по своему настроению не играл и чувствовал страшную отчуждённость от либерально-радикальной среды, большую отчуждённость, чем от среды революционно-социалистической. Иногда я вел переговоры от Союза освобождения с социал-демократами, например с Х., тогда меньшевиком, а впоследствии советским сановником, народным комиссаром и послом, с Мартовым, а также с представителями еврейского Бунда. На «освобожденческих» банкетах, которыми в то время полна была Россия, я себя чувствовал плохо, не на своём месте и, несмотря на свой активный темперамент, был сравнительно пассивен. Я себя чувствовал относительно лучше среди социал-демократов, но они не могли мне простить моей «реакционной», по их мнению, устремленности к духу и к трансцендентному".

Бердяев в молодости
Бердяев в молодости

В 1913-м он написал статью "Гасители духа" против православной Церкви, и в поддержку афонских монахов и имяславия. За её публикацию его приговорили к ссылке в Сибирь, но в итоге Первая Мировая и Революция помешали этому и свою ссылку в три года он провёл всё в той же Вологодской Губернии. В конце концов это почти никак не помешало продолжить ему свою деятельность. Советской власти он тоже впоследствии не пришёлся по душе: в 1920-м его арестовали, но в итоге ни на что не осудили, а в 1922-м арестовали повторно и выслали на "философском пароходе". "Русскость", персонализм, нонконформизм и христианство, присутствовавшие в философии Бердяева не были нужны в молодом "Союзе республик свободных".

 Но и в изгнании Бердяев упорно продолжал работать и творить. Читая его биографию мне вообще казалось, что его не остановила бы и смерть, но вот это уже, к сожалению, оказалось предположение неверным. Сам он писал об этом:

 «Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую и для моей Родины, и для всего мира. На моих глазах рушились целые миры и возникали новые. Я мог наблюдать необычайную превратность человеческих судеб. Я видел трансформации, приспособления и измены людей, и это, может быть, было самое тяжёлое в жизни. Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает её. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию её победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество моё не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я ещё не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

 И закончил. Достаточно приличный срок он прожил и проработал во Франции, и умер за рабочим столом в Кламаре под Парижем в 1948-м от разрыва сердца.

-2

Учение о несотворённой Святости

Что-ж, по биографии Бердяева мы пробежались достаточно быстренько, по большей части потому что всю его биографию можно описать предложением: "Работал до самой смерти, да болт ложил на обстоятельства и окружающих" и его философия гораздо в этом плане интереснее, ведь изложить её он успел весьма подробно. Как я уже сказал, она была весьма патриотична, индивидуалистична и при этом держалась в рамках христианства, хотя начинал он как марксист. Впрочем, пафос революции и критика буржуазности долго его не покидали и после ухода от марксизма. Если же задаваться вопросом: "Для кого философия Бердяева?" то ответом несомненно будет то, что философия Бердяева для свободолюбивых творцов, то есть для таких, как сам Бердяев. Итак, как обычно, основные положения:

 1. Был персоналистом - говорил об исключительноти каждой личности, её силе и отчуждённости от внешнего мира, который в свою очередь, постоянно пытается на эту личность давить.

 2. Был христианином и поддерживал христианство, но опасался возвращения христианства старого, как человеконенавистнического. В христианстве он наиболее выделял именно идею о Человеке как о сотворце Божьем и развивал её далее в "восьмой день творения", то есть творение, продолжаемое Человеком. 

 3. Он считал, что истинная "свобода для" в отличие от ложной "свободы от" не существует в тварном мире и неподвластна даже Богу, но может быть создана человеком в ходе акта творчества. В творчестве он и видел настоящую Свободу.

 4. Не смотря на то, что творчество и попытка уподобиться в нём Господу иногда порождает "мёртвые механизмы", всё же Бердяев считал творческую гениальность равноценной Святости и называл её "Святостью Дерзновения".

 5. Творчество есть единственное, что оправдывает человека перед Богом. Нет, конечно, общество придумало ещё благотворительность, мораль и другие всякие благодеяния, позволяющие приблизиться к Богу и даже искупить Грехи, но всё это подвержено разложению и не вечно, тогда как акт творчества, акт Свободы - единственное, что позволяет человеку двигаться в этом грешном мире через все трудности дальше и увековечивает Человеческую Святость

 6. Тварный мир как бы тряпка, пропитанная нефтью(нет, Бердяев не приводил таких сравнений, в его время нефть ещё не несла в себе того смысла, который несёт сейчас), которая очерняет всё светлое, на что она накинута и бессмертная свобода под нею объективируется, становится частью смертного мира, частью мира необходимостей, мира заботы лишь о своём куске хлеба. 

 7. Культура - тоже явление тварного мира, не смотря на то, что состоит она, казалось бы, из творчества. Культура лишь собирает в себя произведения творцов, "коллекционирует" их и сидит на них, словно дракон на золоте, она увековечивает имена творцов и их творения, при этом часто коверкая, но не увековечивает их творчество и их Свободу

 8. При всём при этом несотворённая Свобода необходима. Необходима как "то, что не от мира сего" и то, что делает мир и Человека в нём возможным, ведь Господь не создал всех людей в мире добрыми и предоставил им свободу выбора между Добром и Злом именно поэтому - потому что свобода необходима Человеку и необходима для творчества(которое, в свою очередь есть способ приблизиться к Божественности и есть способ создания этой самой Свободы - вот такой замкнутый круг)

-3

 Не знаю, как Вам, но мне, - прямо скажу, - Бердяев очень полюбился после того, как я повторно к нему прикоснулся. Его идеи вдохновляют и во многом они мне близки, хотя опять же, как и со всеми другими философами - не полностью. Ну, а как оно Вам - предлагаю рассказать в комментах, да заодно порассуждать о том, что он говорил.

 1. Как Вы думаете, личность действительно отчуждена от остального мира и противопоставлена ему?

 2. Что есть истинная Свобода для Вас?