«Чем осторожнее, тем лучше»
Цель занятия: Создать условия для обобщения знаний учащихся по правилам поведения с незнакомыми людьми дома и на улице посредством отработки личной стратегии поведения.
Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь».
- Добрый день, ребята! (На доске появляется фигура Маши).
- Ребята, посмотрите кто сегодня у нас в гостях. С Машей случилась беда. Она осталась дома одна. Постучали в дверь, Маша открыла и оказалась в руках похитителей. Ей удалось бежать. И вот нам теперь нужно помочь ей вернуться домой.
- Ребята, что нужно знать, чтобы не оказаться в Машиной ситуации?
(Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми).
- Мы поможем Маше? Тогда приготовьтесь в путешествие. Маша живет в лесу. Нам нужно пройти по всему городу прежде, чем мы попадем в лес. Думаю, что нашей гостье будет очень интересно познакомиться с нашим городом и узнать правила общения с незнакомыми людьми!
Путешествовать мы будем пешком. Но Маше надо успеть попасть домой до темноты. Поэтому мы должны поторопиться и выполнить первое задание. На пути нам могут встретиться жители и гости города. Поэтому будем осторожны.
Работа в подгруппах:предлагается составить пословицу, спрятанную в разрезных карточках. («Не суди об арбузе по корке, а о человеке — по платью»).
Беседа на тему «В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди». Чтобы путешествие было приятное и без неожиданностей давайте попробуем ответить на вопрос, «Какие взрослые могут быть опасными? Всегда ли приятная внешность соответствует намерениям человека? » (выяснить, какие правила безопасности надо знать, правила безопасного поведения с незнакомыми людьми дома и на улице, как выглядят преступники).
- Мы отправляемся в путь. (Дети встают, ходьба вокруг столов).
Звучит музыкальная фонограмма
Вот мы и пришли. Маша, мы приглашаем тебя в наш Губкинский театр детей и молодежи.
- Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:
– Какое настроение вызывает у вас эта история?
Автор: «Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима: «Папы с мамой дома нет!»
Автор: Дима произнёс в ответ.
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Автор: Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй…
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Автор: Прибегает Дима к двери:
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима: «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Автор: Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Вопросы по содержанию:
- Какие ошибки совершил Дима?
- В чём проявилась его находчивость?
- Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.
- Какие вы знаете пословицы, которые подходят к ситуации в данном стихотворении. (Не всякому верь – запирай покрепче дверь», «Держи язык за зубами», «Когда едешь в путь — осторожен будь», «Ошибка – не вина, учит людей разуму», «Не играй, кошка, углем: лапу обожжешь. Не играй, кошка, углем: лапу обожжешь.», «Кто много болтает – беду на себя накликает» и др.).
Видишь, Маша, как красиво на улицах нашего города. К сожалению, здесь ребят могут тоже подстерегать опасности.
- А как распознать взрослых, старших ребят и даже ваших сверстников с опасными намерениями. (Ответы детей)
Работа в группах: каждой команде выдает по одному фотоснимку с различными жизненными ситуациями (Приложение). Ребята совещаются, выдвигают делегата, который расскажет все, что они нашли на картинках, объясняют, чем эти ситуации опасны.
- Ребята, какие же правила безопасного поведения на улице с незнакомыми людьми следует соблюдать. (Формулируют правила)
Наше путешествие продолжается.
Звучит музыкальная фонограмма (Дети встают, ходьба вокруг столов в обратном направлении).
Маша, мы в кинотеатре «Россия». Нам предлагают посмотреть очень интересный видеоролик. Усаживайтесь поудобнее.
(Просмотр видеоролика «Общение с незнакомыми людьми»).
- Ребята, скажем работникам кинотеатра спасибо и поспешим! Уже вечереет, Машин друг Мишка наверное очень волнуется. А нам надо пройти последние испытания.
Звучит музыкальная фонограмма (Дети встают, берутся за руки и ходьба на месте).
Работа в группах по карточкам. Предлагается разыграть различные ситуации, и найти способы выхода из этих ситуаций.
1. К тебе подошел на улице незнакомый человек, попросил тебя показать ему, где остановка автобуса. Как ты себя поведешь в этой ситуации?
2.Незнакомая тетя предлагает проводить тебя домой, и говорит что она твоя тетя. Что ты ей ответишь?
3. Что ты будешь делать, если незнакомый человек предлагает тебе сесть в машину и поехать с ним на съемки «Ералаша»?
4. К тебе подошел незнакомый паренек, он говорит, что его послала к тебе мама за ключами от дома, а сама ждет тебя, а он забыл, где ты живешь. Что ты будешь делать? (Ребята демонстрируют выход из ситуации).
Молодцы! Я думаю, что Маша и вы не допустите, чтобы вас обманывали недобрые люди.
Ребята, посмотрите, как Маша приободрилась, ведь показался её родной лес.
- Прежде чем мы попрощаемся с Машей, я должна убедиться, что и Маша, и вы, ребята, хорошо усвоили все правила.
Участники формулируют правила:
1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только в том случае, если тебя сопровождают взрослые: родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Если ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими людьми нельзя.
2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае
3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.
4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.
5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается силой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.)
- Ребята, а вот и Мишка встречает Машу. Давайте с ними попрощаемся. До встречи в новых сериях нашего любимого мультфильма!
- Ребята вам понравилось путешествие? До свидания, берегите себя!