На заре своей музыкальной карьеры мне частенько доводилось выступать с коллективом под фонограмму. Наш коллектив – обычная группа (ВИА) репетировала в стенах местного ДК. Город небольшой (на тот момент около 120000 жителей), но концерты в ДК происходили с завидной регулярностью, в основном по праздникам. Что такое концерт в ДК скажем приуроченный к 8 марта? Это как правило сборная солянка из всех коллективов которые базируются в этом ДК – певцы одиночки, вокальные ансамбли, народники, ВИА и танцоры. Каждому нужна сцена в том виде, в котором он хочет её видеть, особенно танцорам – им видите ли провода на сцене мешают. Поэтому наш ВИА в подобных концертах всегда выходил выступать под фанеру. Шнур от гитары прятался в карман брюк – типа гитара радиоуправляемая. На самом деле никаких радио микрофонов и тем более передатчиков у инструментов в нашем ДК в середине 90-х начале 2000-х не было и в помине. За редким исключением мы пели живьем под минус, при этом изображая игру на инструментах – совсем как на «Песне года». Но это периферийный ДК у которого денег нет на дорогостоящую аппаратуру с радио передатчиками. Отсюда и выступления под фонограмму. У нас конечно же были концерты, когда мы выступали живьем, но это были сольники нашего коллектива, и сцена была полностью наша, где мы раскладывали провода и расставляли аппаратуру как нам нужно.
Когда я переехал в областной город – увидел ту же самую ситуацию. Те же ДК – только большей вместимости, те же сборные концерты. Но тут уже встречались в концертах номера народных ансамблей и классических составов оркестров, которые играли вживую. Звукач особо не напрягаясь ставил парочку микрофонов по углам оркестра, один по центру и вперед. Это естественно выпадало по звучанию из общей звуковой палитры мероприятия, но это мало кого волновало. Сказано оркестру играть – оркестр играет и плевать как он звучит. Главное галочку поставить. Это рисовка перед начальством. Начальство хочет видеть всех на сцене кто заседает в стенах ДК, филармонии, ЦКЗ и т. д. Что до выступающих, то они к этому относятся спустя рукава. Рутинная работа – вышел на сцену поразевал рот под фанеру, в лучшем случае под минус. Им за это отдельно не приплачивали. Артист в областном центре и городах на периферии основной заработок имеет не с таких концертов, а с корпоративов и свадеб. Где на удивление он выступает без фанеры – отрабатывает бабло живьем на полную. Особое удивление всегда вызывали столичные музыканты выступающие под фанеру на своих собственных концертах. В афише заявлено – концерт к примеру Филипа Киркорова в Волгограде. Кроме него и его коллектива на сцене никого нет. Технический райдер выполняется вплоть до мельчайшего винтика. Ставится ударная установка, озвучиваемая полным комплектом микрофонов, гитарные кабинеты тоже, мониторинг такой, сякой, прострелы, проводится саундчек и выходит Филя и разевает рот по фанеру. Музыканты кстати играют поверх фонограммы. Вот такой он заслуженный артист РФ.
Деньги за свои выступления берет огромные. Помню он приезжал на день города в Волгограде в 2008 году. Получил гонорар 3 000 000 руб. лично себе и попрыгал на сцена под фанеру. Всего 8 песен под фанеру за 3 ляма! Мне не понять столь наплевательское отношение к зрителю. Но не все столичные артисты такие. Скажем ДДТ и Любэ на день города Волгограда всегда колбасили живьем, даже невзирая на то, что с ними на одной сцене выступали и другие артисты. Все артисты выступают на одной сцене как хотят (фанера или нет по желанию), а хэдлайнер исключительно живьем. Техническая сторона мероприятия здесь уже зависит напрямую от количество денег уплаченных фирме, которая предоставляет аппаратуру и не является определяющим фактором применения артистами фонограммы. Бывает артист по состоянию здоровья не может петь в живую, но как правило уважающие себя и зрителей артисты делают перенос концерта.
Особняком в использовании фонограммы является телевидение. Дело в том, что при выступлении на телешоу звукорежиссеру, который обслуживает, общий концерт с выступлением сразу нескольких звезд, просто физически невозможно подстроиться под их живую музыку и отрегулировать звуковой баланс между инструментами и голосом. И тогда у всех, кто поет в сборном концерте собирают фонограммы и приводят их к единому звучанию. Эта отмазка всегда срабатывает и поэтому исполнители особо не напрягаются. Но на продвинутых и действительно серьезных мероприятиях шоу происходит как правило на двух сценах. На одной идет выступление, а на второй может происходить саундчек в режиме мониторинга. Некоторые особо продвинутые исполнители не доверяют штатному звукачу и тогда приглашают своего, который знает все особенности исполнителя и может очень быстро нарулить нужный звук. Но на таких серьезных мероприятиях как «песня года» или вручение премии «золотой граммофон» видимо не хотят запариваться с отстройкой звука вообще. Это было бы оправдано скажем в 70-х годах, когда технические возможности были скудны. А теперь? Радио микрофоны, подавители обратной связи, цифровые микшеры с памятью, адаптирующиеся приборы обработки звука – все это прекрасно работает и очень сильно упрощает жизнь звукоинженерам. Такое оснащение дорого стоит, но ведь на главном концерте года в нашей стране все это есть! И что мы имеем? Певцы продолжают халявить под фанерку. Самые лучшие исполнители нашей эстрады не умеют петь или не хотят? Это печально.
Некоторым нашим заслуженным деятелям плевать на зрителя и этому есть подтверждения слитые в сеть. Во время одного из выступлений, известный певец Дима Билан оказался в неловкой ситуации из-за использования фонограммы. Артист не удержал микрофон в руках и уронил его на сцену. Музыка и голос певца в это время продолжали звучать, поэтому не трудно было догадаться, что на концерте использовалась фонограмма. Григорий Лепс во время очередного концерта исполнял вместе с Тимати свой хит «Я уеду жить в Лондон». Рэпер не сумел сдержать улыбки, когда Лепс раньше положенного времени опустил руку с микрофоном, а его голос продолжил звучать. Валерий Меладзе в 2016 году на конкурсе «Новая волна» вместе с другими звездами исполнял финальную музыкальную композицию. Когда настал его черед петь, Меладзе не успел вовремя поднять микрофон и среагировал с опозданием, когда слова в его исполнении уже звучали на полную громкость. Публика в зале и телезрители запомнили этот казус в творческой карьере исполнителя.
Поп-король Филипп Киркоров, известный своим эпатажным поведением, не единожды попадал в список звезд, которые опозорились с фонограммой. Несмотря на сильный голос и отличные вокальные способности, часто не попадает в слова, что замечают его поклонники на концертах и при просмотре видеозаписей в интернете. Инстадива Ольга Бузова часто становится жертвой критиков за отсутствие голоса и слуха, но и не скрывает, что в своих выступлениях использует фонограмму. Однако звезда уточняет, что речь идет о тех случаях, когда концерты транслируются в телеэфире или же звуковая аппаратура не позволяет качественно передать живой звук.
Во время одного из концертов знаменитая певица Вера Брежнева решила спуститься в зрительный зал, чтобы побыть ближе к преданным поклонникам. Однако что-то пошло не так: исполнительница споткнулась и, потеряв равновесие, упала. При этом музыка и слова песни продолжали звучать в зале. Таких примеров с нашими звездами огромное множество, но по центральному телевидению этого не показывают. Хорошо что есть зоркий зритель, который тут же спешит заснять все на смартфон и вывалить содержимое в сеть.
Так почему же артисты используют фонограмму? В моем случае это была вынужденная мера. Мы всегда хотели выступать вживую, пусть с лажей, но вживую! А нам постоянно били по рукам, объясняя это тем что танцорам мы будем мешать, да и вообще звучать будем хуже чем в записи. Мы мирились с этим потому что нам за счастье было репетировать. Нам предоставляли место с аппаратурой, и мы его отрабатывали. Мы были молоды нас особо никто не слушал. Потом я сколотил свою команду, и мы выступали только вживую. Фанера в моей деятельности осталась там – в стенах родного ДК, когда мне было 16 -18 лет. Чем занимаются короли нашей сцены сейчас? У которых есть все условия? Почему не поют вживую? Постоянно больные и не могут петь? Думаю проблема в другом – жажда легких денег и не желание напрягаться ради тех, кто приносит им заработок. Я от некоторых исполнителей такое слышал прямым текстом – «зачем напрягаться, пипл схавает!» По моему глубокому убеждению это тупиковый путь развития. Все технические проблемы решаемы, всегда можно отстроить звук на концерте. Иногда это бывает сложно, но можно – серьезные звукачи так и делают, так же, как и серьезные исполнители, для которых выступление под фанеру — это испанский стыд.