Найти в Дзене

Почему артист поет под фонограмму?

На заре своей музыкальной карьеры мне частенько доводилось выступать с коллективом под фонограмму. Наш коллектив – обычная группа (ВИА) репетировала в стенах местного ДК. Город небольшой (на тот момент около 120000 жителей), но концерты в ДК происходили с завидной регулярностью, в основном по праздникам. Что такое концерт в ДК скажем приуроченный к 8 марта? Это как правило сборная солянка из всех коллективов которые базируются в этом ДК – певцы одиночки, вокальные ансамбли, народники, ВИА и танцоры. Каждому нужна сцена в том виде, в котором он хочет её видеть, особенно танцорам – им видите ли провода на сцене мешают. Поэтому наш ВИА в подобных концертах всегда выходил выступать под фанеру. Шнур от гитары прятался в карман брюк – типа гитара радиоуправляемая. На самом деле никаких радио микрофонов и тем более передатчиков у инструментов в нашем ДК в середине 90-х начале 2000-х не было и в помине. За редким исключением мы пели живьем под минус, при этом изображая игру на инструментах – с

На заре своей музыкальной карьеры мне частенько доводилось выступать с коллективом под фонограмму. Наш коллектив – обычная группа (ВИА) репетировала в стенах местного ДК. Город небольшой (на тот момент около 120000 жителей), но концерты в ДК происходили с завидной регулярностью, в основном по праздникам. Что такое концерт в ДК скажем приуроченный к 8 марта? Это как правило сборная солянка из всех коллективов которые базируются в этом ДК – певцы одиночки, вокальные ансамбли, народники, ВИА и танцоры. Каждому нужна сцена в том виде, в котором он хочет её видеть, особенно танцорам – им видите ли провода на сцене мешают. Поэтому наш ВИА в подобных концертах всегда выходил выступать под фанеру. Шнур от гитары прятался в карман брюк – типа гитара радиоуправляемая. На самом деле никаких радио микрофонов и тем более передатчиков у инструментов в нашем ДК в середине 90-х начале 2000-х не было и в помине. За редким исключением мы пели живьем под минус, при этом изображая игру на инструментах – совсем как на «Песне года». Но это периферийный ДК у которого денег нет на дорогостоящую аппаратуру с радио передатчиками. Отсюда и выступления под фонограмму. У нас конечно же были концерты, когда мы выступали живьем, но это были сольники нашего коллектива, и сцена была полностью наша, где мы раскладывали провода и расставляли аппаратуру как нам нужно.

Выступаем под фанеру на 8 марта.
Выступаем под фанеру на 8 марта.

Когда я переехал в областной город – увидел ту же самую ситуацию. Те же ДК – только большей вместимости, те же сборные концерты. Но тут уже встречались в концертах номера народных ансамблей и классических составов оркестров, которые играли вживую. Звукач особо не напрягаясь ставил парочку микрофонов по углам оркестра, один по центру и вперед. Это естественно выпадало по звучанию из общей звуковой палитры мероприятия, но это мало кого волновало. Сказано оркестру играть – оркестр играет и плевать как он звучит. Главное галочку поставить. Это рисовка перед начальством. Начальство хочет видеть всех на сцене кто заседает в стенах ДК, филармонии, ЦКЗ и т. д. Что до выступающих, то они к этому относятся спустя рукава. Рутинная работа – вышел на сцену поразевал рот под фанеру, в лучшем случае под минус. Им за это отдельно не приплачивали. Артист в областном центре и городах на периферии основной заработок имеет не с таких концертов, а с корпоративов и свадеб. Где на удивление он выступает без фанеры – отрабатывает бабло живьем на полную. Особое удивление всегда вызывали столичные музыканты выступающие под фанеру на своих собственных концертах. В афише заявлено – концерт к примеру Филипа Киркорова в Волгограде. Кроме него и его коллектива на сцене никого нет. Технический райдер выполняется вплоть до мельчайшего винтика. Ставится ударная установка, озвучиваемая полным комплектом микрофонов, гитарные кабинеты тоже, мониторинг такой, сякой, прострелы, проводится саундчек и выходит Филя и разевает рот по фанеру. Музыканты кстати играют поверх фонограммы. Вот такой он заслуженный артист РФ.

Король фонограммы Филипп Киркоров
Король фонограммы Филипп Киркоров

Деньги за свои выступления берет огромные. Помню он приезжал на день города в Волгограде в 2008 году. Получил гонорар 3 000 000 руб. лично себе и попрыгал на сцена под фанеру. Всего 8 песен под фанеру за 3 ляма! Мне не понять столь наплевательское отношение к зрителю. Но не все столичные артисты такие. Скажем ДДТ и Любэ на день города Волгограда всегда колбасили живьем, даже невзирая на то, что с ними на одной сцене выступали и другие артисты. Все артисты выступают на одной сцене как хотят (фанера или нет по желанию), а хэдлайнер исключительно живьем. Техническая сторона мероприятия здесь уже зависит напрямую от количество денег уплаченных фирме, которая предоставляет аппаратуру и не является определяющим фактором применения артистами фонограммы. Бывает артист по состоянию здоровья не может петь в живую, но как правило уважающие себя и зрителей артисты делают перенос концерта.

Григорий не раз попадался на использовании фонограммы
Григорий не раз попадался на использовании фонограммы

Особняком в использовании фонограммы является телевидение. Дело в том, что при выступлении на телешоу звукорежиссеру, который обслуживает, общий концерт с выступлением сразу нескольких звезд, просто физически невозможно подстроиться под их живую музыку и отрегулировать звуковой баланс между инструментами и голосом. И тогда у всех, кто поет в сборном концерте собирают фонограммы и приводят их к единому звучанию. Эта отмазка всегда срабатывает и поэтому исполнители особо не напрягаются. Но на продвинутых и действительно серьезных мероприятиях шоу происходит как правило на двух сценах. На одной идет выступление, а на второй может происходить саундчек в режиме мониторинга. Некоторые особо продвинутые исполнители не доверяют штатному звукачу и тогда приглашают своего, который знает все особенности исполнителя и может очень быстро нарулить нужный звук. Но на таких серьезных мероприятиях как «песня года» или вручение премии «золотой граммофон» видимо не хотят запариваться с отстройкой звука вообще. Это было бы оправдано скажем в 70-х годах, когда технические возможности были скудны. А теперь? Радио микрофоны, подавители обратной связи, цифровые микшеры с памятью, адаптирующиеся приборы обработки звука – все это прекрасно работает и очень сильно упрощает жизнь звукоинженерам. Такое оснащение дорого стоит, но ведь на главном концерте года в нашей стране все это есть! И что мы имеем? Певцы продолжают халявить под фанерку. Самые лучшие исполнители нашей эстрады не умеют петь или не хотят? Это печально.

Победитель Евровидения Билан частенько использует фонограмму.
Победитель Евровидения Билан частенько использует фонограмму.

Некоторым нашим заслуженным деятелям плевать на зрителя и этому есть подтверждения слитые в сеть. Во время одного из выступлений, известный певец Дима Билан оказался в неловкой ситуации из-за использования фонограммы. Артист не удержал микрофон в руках и уронил его на сцену. Музыка и голос певца в это время продолжали звучать, поэтому не трудно было догадаться, что на концерте использовалась фонограмма. Григорий Лепс во время очередного концерта исполнял вместе с Тимати свой хит «Я уеду жить в Лондон». Рэпер не сумел сдержать улыбки, когда Лепс раньше положенного времени опустил руку с микрофоном, а его голос продолжил звучать. Валерий Меладзе в 2016 году на конкурсе «Новая волна» вместе с другими звездами исполнял финальную музыкальную композицию. Когда настал его черед петь, Меладзе не успел вовремя поднять микрофон и среагировал с опозданием, когда слова в его исполнении уже звучали на полную громкость. Публика в зале и телезрители запомнили этот казус в творческой карьере исполнителя.

Меладзе никогда не гнушается использованием фонограммы
Меладзе никогда не гнушается использованием фонограммы

Поп-король Филипп Киркоров, известный своим эпатажным поведением, не единожды попадал в список звезд, которые опозорились с фонограммой. Несмотря на сильный голос и отличные вокальные способности, часто не попадает в слова, что замечают его поклонники на концертах и при просмотре видеозаписей в интернете. Инстадива Ольга Бузова часто становится жертвой критиков за отсутствие голоса и слуха, но и не скрывает, что в своих выступлениях использует фонограмму. Однако звезда уточняет, что речь идет о тех случаях, когда концерты транслируются в телеэфире или же звуковая аппаратура не позволяет качественно передать живой звук.

Бузова даже не стесняется говорить что поет под фанеру
Бузова даже не стесняется говорить что поет под фанеру

Во время одного из концертов знаменитая певица Вера Брежнева решила спуститься в зрительный зал, чтобы побыть ближе к преданным поклонникам. Однако что-то пошло не так: исполнительница споткнулась и, потеряв равновесие, упала. При этом музыка и слова песни продолжали звучать в зале. Таких примеров с нашими звездами огромное множество, но по центральному телевидению этого не показывают. Хорошо что есть зоркий зритель, который тут же спешит заснять все на смартфон и вывалить содержимое в сеть.

Так почему же артисты используют фонограмму? В моем случае это была вынужденная мера. Мы всегда хотели выступать вживую, пусть с лажей, но вживую! А нам постоянно били по рукам, объясняя это тем что танцорам мы будем мешать, да и вообще звучать будем хуже чем в записи. Мы мирились с этим потому что нам за счастье было репетировать. Нам предоставляли место с аппаратурой, и мы его отрабатывали. Мы были молоды нас особо никто не слушал. Потом я сколотил свою команду, и мы выступали только вживую. Фанера в моей деятельности осталась там – в стенах родного ДК, когда мне было 16 -18 лет. Чем занимаются короли нашей сцены сейчас? У которых есть все условия? Почему не поют вживую? Постоянно больные и не могут петь? Думаю проблема в другом – жажда легких денег и не желание напрягаться ради тех, кто приносит им заработок. Я от некоторых исполнителей такое слышал прямым текстом – «зачем напрягаться, пипл схавает!» По моему глубокому убеждению это тупиковый путь развития. Все технические проблемы решаемы, всегда можно отстроить звук на концерте. Иногда это бывает сложно, но можно – серьезные звукачи так и делают, так же, как и серьезные исполнители, для которых выступление под фанеру — это испанский стыд.