Найти тему
Техносфера. Россия

Проект 1144.2М: Вторая жизнь «атомного линкора» красной Империи

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» во время модернизации, Севмаш.
Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» во время модернизации, Севмаш.

В январе 2023 года стало известно о том, что один из самых больших кораблей ВМФ России — тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» — находится в стадии завершения глубокой модернизации на Севмаше. На 250-метровом корабле проекта 1144.2 уже смонтировали все системы, оборудование и комплексы – успешно отработали свои задачи более 150 поставщиков обновленной «начинки». Сообщается также, что начат процесс загрузки топлива. В этом году будут завершены отделочные работы, после чего начнутся испытания корабля. Несмотря на различные ядовитые статьи в антироссийских СМИ о затянутости работ по модернизации «Нахимова», их сроки на самом деле вполне реальны: во-первых, фактически они стартовали в 2015 году, во-вторых, объем изменений очень значительный – от старого корабля, в основном, останется лишь корпус. В-третьих, это первый такой масштабный проект для ВМФ России (если не считать работы по ТАВКР «Адмирал Кузнецов», которые начались позже и не настолько радикально меняют функционал корабля).

История с атомным гигантом «Адмирал Нахимов» и его однотипными собратьями сама по себе извилистая и сложная. Начнем с того, что в 1970-х годах в СССР решили построить не менее 7 тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан». Замах был большой: самые крупные атомные боевые надводные корабли конца 20 века (не считая авианосцев) с широчайшим выбором вооружения (20 сверхзвуковых противокорабельных ракет П-700 «Гранит», 96 ракет ЗРК С-300Ф, 40 ракет ЗРК Оса-М, реактивные бомбометы РБУ-12000 и РБУ-1000, 20 торпед и противолодочных ракето-торпед РПК-6М «Водопад», 100-мм или 130-мм артиллерийская установка и 6-ствольные зенитные пушки АК-630, 3 вертолета). Управлять этим арсеналом должны были от 800 до 1000 человек экипажа. Силовая установка, ядром которой являлись 2 ядерных реактора КН-3 по 150 МВт со сроками перезарядки топлива 10 лет, могла разогнать корабль до максимальной скорости почти 60 км/ч (32 узла). Вдобавок жизненно важные части корабля еще и бронировали. В итоге получился атомный линейный корабль, который в англоязычных справочниках называли battlecruiser (линейный крейсер), а не cruiser, как это должно быть в дословном переводе. Имперские планы и объемы смотрелись круто на бумаге, в реальности строительство и ввод в строй серии новых кораблей даже при советских возможностях ВПК заняли долгий период. Также возникли проблемы с обеспечением их нормального базирования, что добавило проблем, особенно в постсоветский период.

Головной корабль проекта 1144 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» в 1992 году
Головной корабль проекта 1144 — тяжелый атомный ракетный крейсер «Киров» в 1992 году

В итоге было заложено 5 кораблей на Балтийском заводе: головной «Киров» (1974 год, проект 1144) и серийные по доработанному проекту 11442 – «Фрунзе» (1978 год), «Калинин» (1983 год), «Куйбышев» (1986 год) и ««Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (1989 год). Планировались к закладке, но работы так и не были начаты по еще двум кораблям проекта 11442 с возможными именами «Россия» и «Варяг», — к этому времени СССР уже вовсю ломали горбачевско-ельцинские уроды, и всем было не до флота. По факту удалось ввести в строй «Киров» (1980 год), «Фрунзе» (1984 год), «Калинин» (1988 год). Еще один корабль «Куйбышев» («Юрий Андропов» во время постройки) вступил в строй только в 1998 году под именем «Петр Великий» (проамериканскому режиму Ельцина очень хотелось изобразить хоть какое-то подобие обновления флота). Последний заложенный корабль в 1990 году строить не стали.

Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Фрунзе» в дальнем походе, конец 1980-х годов
Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Фрунзе» в дальнем походе, конец 1980-х годов

Сразу после событий 1991 года в рамках затеянной резко перекрасившимися коммунистами в Кремле позорной борьбы с советским прошлым началось переименование уже построенных крейсеров: «Киров» стал «Адмиралом Ушаковым», «Фрунзе» — «Адмиралом Лазаревым», «Калинин» — «Адмиралом Нахимовым». Чем это помогло неизвестно, но в девяностые нашим тяжелым кораблям стало по-настоящему тяжело.

Так «Киров» навсегда замер в ожидании ремонта силовой установки в 1991 году, после чего в 2002 году был исключен из состава Северного флота и спустя десятилетие отправлен на слом, в середине 90-х также перестал выходить в море второй крейсер «Фрунзе»/«Лазарев», он тихо сгнил на Тихоокеанском флоте, где и был списан.

Брошенный тяжелый атомный крейсер «Адмирал Лазарев» в ожидании утилизации, конец 2010-годов
Брошенный тяжелый атомный крейсер «Адмирал Лазарев» в ожидании утилизации, конец 2010-годов

Судьба третьего корабля оказалась более счастливой: «Адмирал Нахимов» хотя и не выходил на просторы морей и океанов с 1997 года, его определили на глубокую модернизацию по новому проекту 1144.2М в начале 2010-х годов (далее — см. начало материала). Единственным боеспособным «атомным линкором» оказался «Пётр Великий», который займет место обновленного «Нахимова» на Севмаше после 2023 года примерно на 5 лет, чтобы также стать современным боевым кораблем.

"Адмирал Нахимов" в процессе модернизации, Севмаш, февраль 2022 года.
"Адмирал Нахимов" в процессе модернизации, Севмаш, февраль 2022 года.

Что получит наш флот после завершения работ на «Нахимове» уже написано много. Акцентируем внимание на том факте, что у корабля полностью сменится ракетное вооружение. Его основой должны стать несколько десятков унифицированных пусковых установок УКСК 3С14, в которых будут находиться ракеты «Калибр», «Циркон», «Оникс» (от 80 до 240 ракет по разным источникам). ПВО корабля составят новые комплексы «Форт-М» и «Панцирь-М», противолодочные средства будут представлены комплексами «Пакет-НК» и «Ответ». Также произведена полная замена бортовой радиоэлектроники, систем обнаружения и управления оружием. Кстати, точного описания количества нового вооружения официально не опубликовано, в Сети на данную тему обнаруживается немало различных картинок типа этой:

Один из вариантов модернизации ТАРК проекта 11442. Информация не подтверждена
Один из вариантов модернизации ТАРК проекта 11442. Информация не подтверждена

Уважаемые читатели! "Дзен" снизил и без того копеечные доходы нашего проекта на своей платформе в связи со своей новой формой монетизации. Будем рады любой финансовой поддержке: СБЕРБАНК: 5336690313474720 по номеру карты, Кошелек ЮМАНИ (бывш. Яндекс.Деньги): 410012507226378 номер кошелька.