- Определяя, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть нашего времени и энергии, мы можем судить о степени нашей проактивности.
- Люди с реактивным мышлением не способны проявлять инициативу, управлять, решать проблемы, ставить цели и достигать их. Следствие такого мышления – спираль бедности, потребительские кредиты, разрушение жизни, участие в деструктивных финансовых пирамидах и пр.
- Для решения этих проблем предлагается образовательный проект «Старт Бизнес Клуб».
Существуют данные Министерства образования СССР по результатам исследований, которые проводились в 50-е и 70-е годы и были засекречены. Аналогичные данные в результате подобных исследований были получены в США. Выяснилось, что в возрасте до 6 лет нестандартно мыслящих детей («гениев») а среднем 98 %, 1 - 3 классы — 55%; 4 - 8 классы - 30%; 9 - 11 класс - около 15%; среди студентов - 10%; среди взрослых - 2%..
В настоящее время в условиях целенаправленной деградации школы, массового деструктивного информационного воздействия СМИ и сети Интернет духовный и творческий потенциал разрушается более высокими темпами. В результате у многих выпускников школы и взрослых отсутствует концептуальное мышление и навыки управления. Преобладает фрагментарное, калейдоскопическое, потребительское восприятие окружающего мира. Такими людьми легко манипулировать, навязывать наркотические зависимости от физических и информационных наркотиков. Такое мышление называется реактивным мышлением.
Слайд «Реактивное и проактивное мышление» подготовлен по материалам Стивена Кови. На нем представлена информация о радикальных отличиях между образом мыслей неудачника и победителя, между реактивным и проактивным мышлением.
Когда человек объясняет свои действия лишь внешними причинами и перекладывает свои неудачи и ответственность за них на других людей или обстоятельства, ищет виновников – он мыслит реактивно (раздражитель, стимул – реакция). Это примитивный (животный) способ мышления зависимого человека – психология неудачника. Реактивные люди зависят от физических условий окружающей среды, от отношения к ним окружающих людей. Такие люди пользуются лексикой, которая снимает с них ответственность. Такие люди обычно находятся в подчинении у других людей. Чаще всего они испытывают негативные эмоции, так как находятся в роли «жертвы», накапливая при этом комплекс обиды.
Есть другая категория людей, которые берут ответственность на себя и сами определяют свою реакцию на раздражители (стрессоры). Такие люди реализуют уникальный человеческий потенциал на основе развития способностей подчинять импульсивные эмоциональные реакции своим ценностям. Они обладают свободой выбора, в отличие от реактивных людей, которые такой свободы не имеют. Речь проактивного человека отражает его мысли.
Есть один прекрасный способ определить степень нашей проактивности – это посмотреть, чему мы посвящаем большую часть своего времени и энергии.
Есть круг забот – область значимых для нас отношений, явлений, обстоятельств, потребностей и внутри этого круга есть меньшая область – круг влияния, область нашего контроля.
Определяя, на каком из этих двух кругов мы фокусируем большую часть нашего времени и энергии, мы можем судить о степени нашей проактивности.
Проактивные люди фокусируют свои усилия на Круге Влияния. Они направляют свою энергию на то, что подвластно их влиянию. Природа их энергии позитивна, она расширяет, увеличивает Круг Влияния. Эти люди непрерывно увеличивают свой потенциал и тем самым притягивают к себе других людей.
Реактивные люди, напротив, растрачивают свои усилия в Круге Забот. Они фокусируют внимание на слабостях других людей, на проблемах внешней среды и обстоятельствах, на которые они влиять не в силах. Их Круг Влияния при этом сжимается, что приводит к еще большей зависимости от внешнего мира. Фокусируясь на Круге Забот, реактивные люди позволяют тому, что находится внутри него, управлять ними.
Люди с реактивным мышлением не способны проявлять инициативу, управлять, решать проблемы, ставить цели и достигать их. Следствие такого мышления – спираль бедности, потребительские кредиты, разрушение жизни, участие в деструктивных финансовых пирамидах и пр.
Для решения этих проблем предлагается образовательный проект «Старт Бизнес Клуб».
Цель проекта – формирование и развитие проактивного мышления, прежде всего у детей и подростков, чтобы дать им возможность реализовать свой человеческий потенциал.
Это означает формирование и развитие у участников учебного процесса системного мышления, творческого потенциала и базовых качеств успешной личности, обучение основам организации личной работы, универсальным техникам управления и решения проблем.
У современной школы, как сферы услуг, такой задачи нет. Принята порочная концепция и идеология воспитания квалифицированного потребителя вместо развития творческой личности.
Некто, гуляя по лесу, повстречал дровосека, который долго и упорно пилил сваленное дерево. Прохожий подошел ближе, чтобы разглядеть, почему работа идет с таким трудом, и сказал: "Извините, но мне кажется, что Ваша пила совершенно затупилась! Почему бы Вам ее не заточить?" На что дровосек простонал: "Для этого у меня нет времени - я должен пилить!"
А как обстоит дело у Вас?
Когда Вы собираетесь "заточить свою пилу"?
Вашему вниманию предлагается один из инструментов для "заточки Вашей пилы" - авторский курс "ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ". В курсе предусмотрен уникальный тренажер для формирования навыков оперативного планирования и организации личной работы.