Вспоминать как мы пять лет жили в общежитии в конце 1970- начале 1980-х гг. и смешно, и грустно.
Я поступила в университет города-миллионника, приехав из маленького районного центра, на очень крутой факультет, как считалось в те годы - на философский. Сейчас, конечно, так бы никто не сказал. А тогда, гуляя с подружкой по нашему райцентру после поступления, она, пробившись в институт народного хозяйства (очень авторитетный в то время), попросила меня сказать встретившимся молодым людям, на какой же факультет я поступила, чтобы мною как бы похвастаться.
Все знакомые, услышав где я учусь, говорили: "О-О-О!" Так оно и было! И университетско-факультетская жизнь была удивительной, и жизнь в общаге мне, домашней девочке, выросшей в трёхкомнатной благоустроенной квартире, тоже казалась поразительной, впрочем, как и большинству девчонок, с которыми мы соседствовали по комнате в течение этих пяти лет.
Конечно, самыми поразительными в нашем четырёхэтажном общежитии были санитарно-бытовые условия.
Про проблему туалетов я уже раньше писала.
Скажу два слова про то, как мы решали банные проблемы.
Для их решения у нас было несколько ходов и возможностей.
Во-первых, наскоро помыть голову можно было в умывалке с пятью раковинами. Так как она была предназначена только для женской половины нашего общежития, то можно было немного освежить и верхнюю часть торса.
Во-вторых, были душевые. Первые два года жизни в общежитии они находились в подвальном помещении, и были оснащены довольно убого, но выбора у нас не было - ходили туда раз в неделю. Потом между несколькими университетскими общагами построили небольшой банный комплекс с бесплатным входом по студенческому билету, который был хорошо оборудован, если не считать проблему очередей. Но очереди тогда были везде, так что мы не сетовали на это.
В-третьих, были общественные бани, куда мы тоже ходили. Они предлагали самые разнообразные услуги, но не отличались высоким уровнем санитарии. Но опять же выхода у нас не было и мы иногда пользовались их услугами.
Вот так мы и решали эту проблему. Постирушки мы устраивали тоже в умывалке, в своих собственных тазиках замачивая и полоская бельё. Сушили бельишко в комнатах на верёвочках.
Надо сказать, что были иногда и курьёзы, связанные с поиском своего тазика по этажам: видимо парни, не имеющие собственной посудины для стирки, рыскали ночью по девчачьим умывалкам, разыскивая таковую для временного изъятия.
Про благоустройство комнат будет отдельная статья, а в этом материале хочу начать разговор о проблеме организации питания в студенческом общежитии.
Конечно, в некоторых общежитиях были столовые и буфеты. В нашем - что-то типа кафе появилось в цокольном этаже уже в последний год обучения, а столовая была в соседнем девятиэтажном общежитии. Короче, не набегаешься! Кроме того, обедали мы часто в университете, а завтракали иногда по пути на учёбу в разных забегаловках.
Регулярно пользоваться услугами общепита - это был довольно распространённый путь решения проблемы питания, но чаще - у мальчиков. Девочки старались организовывать хотя бы утреннее и вечернее питание в общежитии.
Кстати, на регулярное питание в столовых ещё надо было иметь достаточно денег. Обычная стипендия была 40 рублей, повышенная (только одна четверка в сессии и за комсомольско-профсоюзно-партийную активность) - 46 руб., а самая высокая (полным отличникам) - 50 руб. Выжить на эти деньги было нельзя. Многим студентам, даже получающим стипендию, родители ежемесячно присылали деньги. Но ведь не все и учились на хорошо и отлично: даже за одну тройку в сессии стипендии лишали. То есть жить надо было на родительские деньги или подрабатывать.
Помню, что один мальчик из многодетной семьи, не получающий стипендии, и имеющий очень мизерную помощь из дома, месяцами питался только чаем и хлебом с маргарином. Ну и к третьему курсу уже заработал себе язву желудка. Это все знали, и как могли, понемногу его подкармливали.
Юноши, как я помню, утром и вечером только пили чай с тем, что было, ну или максимум могли пожарить картошку, если кому-то её прислали из дома. Для организации этого процесса в каждой комнате как минимум был чайник со стаканами и ложками, а также сковорода.
Если у мальчишеской комнаты возникала возможность приготовления жареной картошки, то они, как правило, шли по девчачьим комнатам в поисках маргарина (рафинированного растительного масла в бутылках тогда не существовало, а сливочное масло просить - это наглость!), и репчатого лука (если уж совсем мечтать).
Готовить в комнатах не разрешалось, и электроплиток ни у кого не было. На каждом этаже существовала кухня, оборудованная двумя-тремя электроплитами с духовками. Вот там мы и готовили, что могли.
На кухне было две раковины для мытья посуды и стояли баки для пищевых отходов, выносить которые и опорожнять на заднем дворе - это была обязанность мужских комнат, которые дежурили по очереди.
ПРОДОЛЖЕНИЕ
А ВЫ ЧТО ПОМНИТЕ О СВОЕЙ ЖИЗНИ В ОБЩЕЖИТИИ, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ?