Найти тему
script bro | сценаристы

Рискуйте при написании сценария

Поскольку я продолжаю читать тонны любительских сценариев, я заметил, что даю одно и то же замечание авторам снова и снова. Этот комментарий гласит: «Рискуйте!». Рискните ГДЕ-НИБУДЬ в своём сценарии. Потому что, если вы вообще не рискуете, сложно написать сценарий, который люди запомнят.

Риск пугает. Если бы я должен был оценить, где я допустил ошибку как сценарист, то отсутствие готовности к риску было бы на первом месте в списке. Я могу написать вам самый технически грамотный сценарий, который вы когда-либо читали. Но без каких-либо рискованных выборов, он так и останется незамеченным.

Но и если вы не будете следовать правилам, я считаю, что написать хороший сценарий невозможно. Что ж, я – "Мистер следуй правилам", но с одной важной оговоркой. Я хочу, чтобы вы пошли хотя бы на один большой риск в своём сценарии. Потому что именно это оживит вашу историю.

Но что такое риск? Кто-нибудь знает, как разбить это слово на практические задачи, которые вы можете реализовать?

ДА.

Я знаю.

Принятие рисков подразделяется на пять различных категорий. Я уверен, что найдётся ещё несколько. Но это основные.

Концепция
Сюжет
Персонаж
Ракурс
Время

Концепция – это выбор идеи фильма, которая бросает вызов благодаря своей концепции.

Сюжет – в вашем сюжете происходит что-то ВАЖНОЕ, что совершенно неожиданно и устремляет историю в новом направлении.

Персонаж – вы наделяете чем-то рискованным одного из ваших ключевых персонажей. То, чего не сделали бы в большинстве других фильмов.

Ракурс – точка зрения, с которой вы рассказываете свою историю. Сделайте это немного по-другому, немного неожиданно.

Время – игра со временем таким образом, чтобы бросить вызов истории и зрителям.

-2

Недавно я смотрел сериал на Hulu под названием «Флейшман в беде». Это история о тридцатилетнем нью-йоркском докторе Тоби, который находится в процессе развода, и однажды в выходные, когда он приглядывал за детьми, его жена не появилась их забрать. Она в практически исчезла. Затем мы смотрим эпизоды, перескакивая назад и вперёд во времени, узнавая о том, как Тоби встретил свою жену и как они дошли до этого момента.

Сериал часто использует повествование от третьего лица, Либби, которая является бывшей подругой Тоби. Именно она рассказывает нам о прошлом Тоби и его жены и о том, как они пришли к этой ситуации в своём браке.

Итак, в случае с «Флейшман в беде» сериал принимает на себя два риска из шести. Во-первых, ракурс. Мы не в каком-то стандартном школьном сериале канала CW, где послушно смотрим на историю глазами каждого из четырёх главных героев, прыгая между ними взад-вперёд в традиционной часовой драматической манере. Вместо этого у нас есть Либби, в равной степени продвигающая нас по истории и втягивающая в эти сложные отношения. Выбор взять этого случайного третьего персонажа нашим рассказчиком, безусловно, сопряжён с большим риском.

Другой риск – это время. Мы здесь перемещаемся повсюду. Мы в настоящем. Мы смотрим, что было год назад. Мы попадаем на пятнадцать лет и пять лет ранее. Мы никогда не идём по линейному пути. Это очень рискованно.

Посмотрите и убедитесь в этом сами. Сериал не похож на другие. И это потому, что он принимает два риска из шести!

Чтобы вам было немного понятнее, вот пять фильмов, которые рисковали в каждой из пяти категорий.

Название: Паразиты
Тип риска: сюжет

«Паразиты» уже был хорошим фильмом до того, как пошёл на большой сюжетный риск. Эта история о семье, проникшей в дом другой семьи, была одним из самых интересных комментариев к неравенству между богатыми и бедными, которые мы когда-либо видели.

Но поворотный момент, связанный с тем, что в доме был неизвестный подвал, где жил другой персонаж, который был ещё беднее, чем семья наших главных героев, превратил фильм в классику всех времен.

Название: Марсель, ракушка в ботинках
Тип риска: ракурс

Если вы ещё не видели "Марселя", - это анимационный фильм (по большей части) о ракушке, которая живёт в доме, сдающемся под аренду. Большой риск, на который пошли авторы, заключался в том, чтобы рассказать историю в документальной стилистике. 

Это был особенно рискованный выбор из-за того факта, что анимационные фильмы просто никогда не делают в таком стиле. Это хороший урок для усвоения. Некоторые риски более серьёзные, чем другие. И этот, безусловно, был огромным.

Название: Красная ракета
Тип риска: персонаж

Один из моих любимых фильмов, снятых пару лет назад, «Красная ракета», рассказывает о персонаже Майки, бывшей порнозвезде, который был вынужден вернуться в свой крошечный техасский городок.

Майки начинает встречаться с девушкой-подростком, которая работает в местном магазине пончиков. Причина, по которой мне так понравился этот фильм, заключалась в том, что это был фильм с самым рискованным персонажем в том году.

Шон Бейкер, сценарист и режиссёр, сделал Майки чрезвычайно симпатичным. И вы не должны этого делать в такой истории, как эта. Это создало очень сложный опыт просмотра, когда вы постоянно боролись с тем, что вы чувствовали, а не с тем, что вы должны были чувствовать. И это было удивительно. Я считаю этот фильм одним из примеров того, как идти на большой риск с характером персонажа.

Название: 1917
Тип риска: время

Когда я произношу слова «Фильм о Первой мировой войне», что приходит на ум? Я предполагаю, что это затянувшиеся рассказы о солдатах на линии фронта в течение нескольких месяцев, если не лет, а затем они возвращаются домой и сталкиваются с посттравматическим стрессовым расстройством, не имея возможности реинтегрироваться в общество. Скучно, верно?

"1917" стёр всё это одним простым рискованным выбором. Это фильм о Первой мировой войне в реальном времени. Бум. Таким образом, у нас самый оригинальный фильм о Первой мировой войне, когда-либо снятый.

Название: Тихое место
Тип риска: концепция

«Тихое место» сделало что-то очень похожее в жанре ужасов. Авторы изобрели концепцию, в которой никто не может говорить. Это мгновенно превратило фильм в немое кино. Это чертовски большой риск. Крупная студия заложила в бюджет и продвигала немой фильм ужасов? Риски становятся намного больше, чем обычно.

Я уверен, что многие из вас задаются вопросом: «Обязательно ли нужно рисковать?» Ответ – нет. Вы не обязаны. Существует множество фильмов со сценариями, которые вообще не предполагали большого риска. На ум приходит «Джон Уик». «Топ Ган: Мэверик». «Чёрная вдова». «Главный герой». «Достать ножи». Это фильмы, которые знают свои границы и не переступают их.

Но вот в чём дело. Когда вы пишете сценарий, вы боретесь за интерес читателей. И читатели поглощают много материала. Они видят одни и те же истории снова и снова. Тех же персонажей. Те же сюжетные выборы. Хотя можно написать идеальную версию базовой истории, но взломать систему вы можете одним большим рискованным выбором (при условии, что он сработает).

«Неогранённые алмазы» – это огромный риск с персонажем. Мы болеем за действительно жалкого человека. «Варвар» пошёл на сюжетный риск. После этого захватывающего начала он перешёл к совершенно другому персонажу, и теперь мы не знаем, куда пойдёт сценарий. Я считаю, что «Всё, везде и сразу» сопряжён с рисками во всех пяти категориях. Вот почему фильм так любим киносообществом.

Риски подобны множеству инструментов в написании сценариев. Вы должны решить, хотите ли вы их использовать или нет. Я могу сказать вам по личному опыту, что, когда автор идёт на большой риск, этот сценарий всегда запоминается больше, чем сценарии, в которых этого не было. Даже если риск не сработает.

Так что пробуйте и рискните в своём сценарии. Что-то подсказывает мне, что это окупится.

by Carson Reeves

Автор перевода: Вадим Дутов.

Переведено в образовательных целях.

Ребята, записывайтесь на наш обновлённый сценарный онлайн-курс, а мы поможем вам написать сценарий (начало 30 января 2023)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям.

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам;
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах;
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии;
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории;
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке;
  • актёрам, которые хотят написать потрясающих героев и сыграть их;
  • писателям, которые мечтают увидеть свои книги на экране;
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

По выходным на курсе мы проводим КиноКлуб - место, где мы вместе с вами разбираем фильмы и пилоты сериалов.

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже:

Make Russian Film Great Again!

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.