Французский король-солнце Людовик XIV был католиком. Возможно, своё правление он считал подарком для Творца, поскольку воскликнул однажды: «Неужели Бог забыл обо всём, что я для него сделал?»
Иного мнения придерживался протестант и глава Нидерландской республики Вильгельм Оранский (будущий король Англии и Шотландии Вильгельм III). Он полагал Людовика, а также нового английского короля Якова II, второго сына Карла I, прямой угрозой для истинной протестантской веры, а значит, своими противниками. О том, что каждый стремился к большей власти и могуществу понятно без объяснений.
В Европе разразился очередной кризис.
После смерти Кромвеля монархия в Англии была восстановлена. Если король Карл II, наученный горьким опытом своего казнённого отца, вёл себя чрезвычайно осмотрительно, то Яков II бросил протестантской знати вызов. Та ужасно перепугалась и позвала на помощь Вильгельма Оранского. Что же касается самого Вильгельма, то он обрадовался возможности заручиться поддержкой англичан против Людовика.
Итак, Вильгельм отправился в Англию восстанавливать правильную протестантскую монархию. И сделал это с большой пользой для себя. По предложению английского парламента он сам занял трон.
Яков II бежал во Францию и объединился с Людовиком XIV, чтобы сообща бросить вызов Вильгельму. Но при чём здесь Ирландия, спросите вы?
Ирландия, вот уже в который раз, оказалась заложником в этой безумной, тщеславной политической игре. Яков решил действовать окольным путём и отправился с войском не в Англию, а для начала именно в Ирландию. Местная знать, измученная протестантским правлением, поддержала Якова. Тот осадил оплот протестантов Дерри (апрель 1689 года), жители которого решили стоять насмерть. Они даже прогнали командира гарнизона, поскольку тот намеревался сдать город. Осада продолжалась длительное время и стала мучительной для обеих сторон. После двух тщетных попыток английские корабли помогли осаждённым. А в следующем году в Ирландию прибыл сам Вильгельм Оранский.
В битве на реке Бойн он разбил Якова II, который бежал из Ирландии и вернулся в изгнание во Францию. Тут он и закончил свою жизнь. Ирландские ополченцы были готовы продолжать сопротивление и гневно отреагировали на малодушие Якова. Она назвали трусливого бывшего короля Seamus a' chaca (Яков — дерьмо).
На радостях Вильгельм Оранский обещал ирландским католиками даровать некоторые права, но его наследники предпочли не выполнять обещанное. Католическое большинство оставалось бесправным. Ирландия в то время была единственной страной в Европе, в которой государственную религию исповедовало меньшинство населения.