Циолковский. Архетип: чудаковатый учёный
Следующий из русских космистов, о ком хотелось бы рассказать - это Циолковский. Всем известный учёный, о котором тем не менее, большинство знает только что-то вроде: "Ну, отец космонавтики..." А между тем, Константин Эдуардович был весь из себя прямо таки персонаж архетипа: чудаковатый учёный. Например знали ли Вы, что Циолковский с детства был почти глухим и большую часть жизни учёное сообщество не только не поддерживало его, но даже и не знало о его существовании? Известно ли Вам, что Циолковский не имел формального образования и долгое время жил буквально на хлебе и воде?
Но, пожалуй, обо всём по порядку.
Отец Циолковского, Эдуард был потомком шляхетского(шляхта - это польское дворянство во времена Речи Посполитой) рода, что лишился своих земель после первого раздела Речи Посполитой. Эдуард Циолковский был мрачен и холоден, редко проявлял чувства напоказ, выпивал, курил и не отличался религиозностью. Мать же Константина Эдуардовича, Мария, не дожила и до сорока, истощённая рождением тринадцати детей и запомнил сын её преимущественно спокойной и образованной женщиной.
Костя родился в 1857-м году и рос непоседой: лазал по крышам и деревьям, любил запускать воздушных змеев и мечтать вслух. Зимой 1867-го, примерно в начале года он заболел скарлатиной и почти полностью оглох. Из-за этого он закрылся в себе и благодаря своей мечтательности и интересу к небу, стал изобретать.
Отец определил его в Вятскую классическую гимназию, где мальчик так же много шкодил и учился плохо из-за своей глухоты. Его даже оставили на второй год во втором классе из-за неуспеваемости. Как вспоминал об этом сам Циолковский:
«Учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки»
"Последствия болезни — отсутствие ясных слуховых ощушений, разобщение с людьми, унижение калечества — сильно меня отупили. Братья учились, я не мог. Было ли это последствием отупения или временной несознательности, свойственной моему возрасту и темпераменту, я до сих пор не знаю".
В 16 лет Циолковского то ли отчислили за неуспеваемость, то ли отец его сам написал заявление об отчислении, увидев аппараты и устройства, собранные его сыном(разные источники говорят разное), но точно известно, что тогда Константин отправился поступать в Московское высшее техническое училище(нынешняя "бауманка"). Опять же поехал он то ли с отцом, то ли без - непонятно. Но в училище он не поступил, а вместо этого записался в единственную бесплатную Чертковскую библиотеку(у парня определённо был какой-то план и он его придерживался) - многие относят к этому периоду формирование философских взглядов Циолковского и связывают его с Фёдоровым, что был помощником в этой библиотеке. Но тут даты не сходятся - Фёдоров там работал значительно раньше и не мог повлиять на юношу.
Жил в Москве Циолковский бедно, хотя на получаемые от отца ежемесячно 15 рублей, по тем временам мог бы вполне достойно в Москве существовать. Но у парня были свои приоритеты: он жил буквально на хлебе и воде из расчёта три копейки в день, а всё остальное тратил на книги и материалы для опытов - словом, на науку(Емае, люблю его).
«Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп. в месяц», - вспоминал сам Циолковский.
Далее, с 1876-го года Циолковский уже сам успешно преподаёт, сначала частным образом, в Вятке, а после и в Рязани, и наконец, в Боровске уже официально учителем. Выдержав экзамены, он стал преподавателем арифметики и геометрии в Боровском городском училище Костромского уезда. При этом, будучи сам глухим и при этом изобретательным, он часто преподавал ученикам свои предметы наглядно, собирая макеты геометрических фигур и показывая опыты.
"Боровский" период жизни отмечен в биографии Циолковского началом серьёзной научной деятельности: он завёл у себя дома мастерскую, ставил эксперименты, писал первые научные работы и снискал в научном мире как первых сторонников, так и тех, кто над его работами смеялся и критиковал их. Так же знаменательна в этот женитьбой в 1880-м году на Варваре Соколовой. Как сам он писал об этом браке в предсмертных мемуарах:
"Я женился <…> без любви, надеясь, что такая жена не будет мною вертеть. Будет работать и не помешает мне делать то же. Эта надежда вполне оправдалась. Такая подруга не могла истощить и мои силы: во-первых, не привлекала меня, во-вторых, и сама была равнодушна и бесстрастна. У меня был врождённый аскетизм, и я ему всячески помогал. С женой мы всегда и всю жизнь спали в отдельных комнатах, иногда и через сени. <…> До брака и после него я не знал ни одной женщины, кроме жены. Мне совестно интимничать, но не могу же я лгать. Говорю про дурное и хорошее. Браку я придавал только практическое значение".
В городе же он был известен прямо-таки как маргинальный учёный чудак. Эту славу он приобрёл своими эксцентричными выходками и экспериментами: он запускал ночью фейерверки и воздушного змея с фонарём, пользовался вакуумным насосом "который отлично воспроизводил неприличные звуки", когда у хозяев(он снимал квартиру) собирались гости, иногда приглашал гостей "отведать невидимого варенья" и бил их током, а кроме того невыносимой для домашних была его привычка напевать во время работы в мастерской - общавшиеся с глухонемыми знают, почему это ужасно, ведь они не только музыкального слуха не имеют, но и обычного, и потому вместо песни обычно кричат, как малые дети.
В этот же период вместе с первыми научными успехами, случаются и первые беды: в 1887-м году дом, где квартировалась его семья сгорел, вместе с мастерской, библиотекой и всем имуществом, что повергло учёного в депрессию, внешне выражавшуюся как полная бесстрастность, а новый дом уже 1888-м во время половодья был временно затоплен. После этого, в 1892-м он переехал в Калугу, где продолжал жить и работать всю вторую половину жизни. Там он разошёлся по полной: изобретал, даже патентовал, писал статьи, в том числе и философские и снискал таки в учёных кругах популярность и даже признание на государственном уровне. Но было довольно поздновато - он умер по проблемам со здоровьем в 1935-м.
Философия Циолковского - религиозно-утопический космизм.
Так, с биографией разобрались, что же до интеллектуального наследия изобретателя-самоучки? Ну для начала, Циолковский действительно был изобретателем и отцом космонавтики, как о нём говорят, потому что фактически, он заложил основы ракетостроения и космонавтики в том виде, в котором мы их знаем сейчас, хотя расчёты его и не были совсем верны. Он придумал орбитальные станции, космические лифты и "ракетные поезда"(предтеча многоступенчатых ракет). Кроме того, миру известны его открытия в воздухоплавании(цельнометаллический дирижабль) и аэродинамике - пусть его фантастические проекты так и не нашли воплощения. А ещё Циолковский был литератором! Да, его фантастические повести и рассказы малоизвестны(и в общем-то, малокачественны), но тем не менее. Хотя мы же с Вами здесь философию русского космизма обсуждаем, верно? Поэтому к ней и перейдём, ведь идеи Циолковского в рамках этого направления, как и за этими рамками, очень обширны.
Вообще, философия Циолковского монотеистична(Бог один), пантеистична(Мироздание и есть Бог) и эзотерична(Какая разница есть Бог или нет, если у нас есть мощное тайное знание, дающее такие же крутые, как у него, силы?) одновременно. А ещё он отрицал теорию относительности и невозможность двигаться быстрее скорости света.
Космологические идеи:
1. Бог есть и он создал мир.
2. Бога зовут Причина или Первопричина.
3. Космос бесконечен в пространстве и времени для человека, но конечен для Причины.
4. Космос - живой организм, он состоит из двух вещей: материи, подчиняющейся законам механики и атомов-духов, наделённых сознанием и так, чисто от скуки иногда объединяющиеся в живые мыслящие существа.
5. Человек - не личность, личность - атомы-духи из которых он состоит.
6. После смерти любого живого существа атомы могут снова собраться в другом существе или раствориться в Космосе.
Утопические идеи об идеальном устрое общества, пока оно ещё на Земле:
1. Чтоб было больше людей и больше гениев нужно осваивать не только землю, воду и воздух, но и космос.
2. Людям лучше жить автономными домами-коммунами(см. дома-коммуны раннего СССР, а так же книжки Фурье и Чернышевского).
3. Людям лучше жить в рамках одной культуры и языка.
4. Надо осваивать огромные джунгли Африки и Южной Америки, а то че стоят не заселённые? Заодно и Человечество объеденим для такой глобальной-то задачки.
5. Плавучие города на море - зашибись.
6. Искусственная среда с регуляцией всех параметров атмосферы - ваще кайф. Можно отказаться от одежды и жить буквально в любом месте Земли.
Евгенические идеи:
1. Двухполое размножение не нужно - оно основано на "низших животных страстях" и вообще оно "унизительно" и не может привести ни к чему, кроме вырождения. Все уже давно топят за искусственный партогенез, а ты че, как лох, сексом трахаешься ещё, что-ли? Окей, бумер...
2. Человечество рано или поздно станет настолько могущественным, что сможет преодолеть силы тяготения Земли и разлететься по всему Космосу.
3. Один из этапов на пути к этому - власть интеллектуалов и выведение бесстрастного, но рационального и очень интеллектуально развитого Человечества.
4. Сословное и классовое деление для лохов, трушный интеллектуал делит людей по уровню интеллекта и нравственных качеств.
5. Гениев нужно выводить путём искусственного отбора, чтоб их было всё больше, а людей, неполноценных физически или интеллектуально, а так же преступников, надо ограждать от браков или позволять браки только бесплодные.
6. Для распространения Человечества по Вселенной допустима эксплуатация и уничтожение видов на других планетах, ибо насилие по отношению к другим видам - это естественное следствие космической эволюции(Чел - фанат вахи, походу). Но вот с разумными ксеносами Император повелевает общаться, а не убивать их.
7. Для распространения Человечества по Вселенной допустимо и даже нужно перестраивать и менять тела людей, чтобы подстраивать их под условия определённого мира или даже открытого Космоса.
8. В конце концов человеки станут бестелесными лучистыми существами, могущими спокойно летать по Космосу и делать свои крутые лучистые дела.
Вот такой вот он, Циолковский на самом деле))) А я всегда задавался вопросом, что вообще должно быть в голове у человека, чтоб он настолько сильно хотел полететь к звёздам, как Циолковский или Королёв? А оказывается достаточно стройной философской концепции и невероятной веры в неё)))
Ладно-с, на сёдни это всё, но Вас ещё ждут традиционные рассуждения в комментах:
1. А как по-Вашему, есть у мира Первопричина?
2. Надо ли Человечеству осваивать Космос, как думал Циолковский?
3. Даёшь общее жильё?
4. Даёшь унификацию культур?
5. Ну что там по сексу? Без него лучше?
6. Искусственный отбор гениев - круто?
7. Можно ли творить с другими видами всё, что хочется ради Человечества или птичку жалко?
8. Можно ли менять тела людей по необходимости? Или человек уже не будет человеком, став "лучистым существом"?