Аттестация: ответственность учеников и их инструкторов. На наш вопрос отвечает Президент Федерации Айкидо России Николай Егоров, 6 дан айкидо Айкикай.
- Николай Николаевич, заканчивается учебный год, наступила пора аттестаций. Расскажите пожалуйста, кто несет ответственность за результат экзамена? Необходимо ли инструкторам проводить предэкзамен для студентов, которые планируют сдачу на очередную степень?
- Да, пора аттестаций пришла, а еще раньше пришла пора предаттестационной подготовки, которая включает в себя, как отработку экзаменационных техник, так и предэкзаменационный зачет. С точки зрения руководства ФАР, зачет перед аттестацией проводить надо обязательно. Часто именно на зачете выявляются проблемы, которые или можно успеть подправить или должно быть принято решение о прохождении аттестации в следующий раз. А для того, чтобы проблемы были выявлены с большей вероятностью крайне важно создать правильную психологическую обстановку. Чем ближе она будет к экзаменационной, тем лучше.
Что касается ответственности за результат, то тут 90 процентов на инструкторе. Конечно, бывают срывы, и студенты проваливаются даже после хорошо сданного зачета, но это, все-таки, исключение из правил. Обычно, после планомерной подготовки в течение всего отрезка времени от предыдущего до следующего экзамена, и после успешно сданного зачета, для студента экзамен не представляет никаких трудностей.
Кстати, в обязанности инструктора входит не просто техническая и психологическая подготовка, но подготовка студентов к определенному времени. В аттестационной программе четко прописано, какой перерыв должен быть между аттестациями на Кю и Даны. И эти интервалы должны соблюдаться. А все разговоры типа, мы не за этим пришли, нам аттестация не нужна, должны пресекаться на корню. В конце концов, это они, - студенты, пришли в федерацию, а не федерация к ним. А здесь (как и в любом монастыре) свои законы. Не устраивает – пусть ищут безответственную организацию, которая будет только брать с них деньги, но при этом ничему не учить. В ФАР такие варианты не проходят. Вообще, временные интервалы между экзаменами, предназначаются даже больше для инструкторов, чем для студентов. Т. е. инструктор должен понимать, что такие-то студенты, к такому-то числу должны быть подготовлены для сдачи следующего экзамена. Иначе, непонятно, за что он зарплату получает.
- На какие критерии в первую очередь должен обратить внимание инструктор, прежде, чем принять решение, что данный ученик готов?
- Если говорим о Кю, то, прежде всего, это знание внешних форм экзаменационных техник. При этом, как эти техники выполняются, особенно для младших Кю, не так уж принципиально.
Реальность атак (скорость ударов, сила захватов и пр.) придет позднее, а на начальном этапе, студент должен адекватно реагировать на произнесенные экзаменатором названия техник, т. е. сразу начать их выполнение.
Вообще, что касается экзаменов на Кю, то практически единственный критерий – это знание экзаменационной программы.
С экзаменами на Даны и проще, и сложнее. Проще, потому что студенты, прозанимавшись 4-5 лет, сами более ответственно подходят к экзаменам и, как правило, проблем с невыученными техниками у них нет. А сложнее, потому что фактически, начиная с первого Дана, студенты работают одну и ту же программу с небольшими усложнениями (работа от оружия и от нескольких нападающих). И оценивать тут надо не количество новых техник, которые пришлось запоминать студентам, а качество выполнения технических приемов. Вот для этого, в некоторых странах аттестации проходят только раз в год, как правило, после прохождения Летней, как самой продолжительной, Школы, в присутствии аттестационной комиссии, состоящей из высших Данов федерации. В таком случае члены комиссии должны помнить, как претендент на Дан сдавал предыдущий экзамен и могут с большей объективностью оценить тот прогресс, который он получил за время подготовки к следующему экзамену.
Тут уже инструктор, давая допуск на следующий экзамен, должен обратить внимание на специфические для айкидо критерии: работу центра, умение использовать всю массу тела для проведения приема, расслабленность и боевой дух, скорость и устойчивость позиций и пр. и пр. В среднем, порядка десяти критериев, которые и будут учитывать члены экзаменационной комиссии.
- Стоит ли инструкторам выставлять на аттестацию студентов, которые не уверены в своих силах (в то время как инструктор считает, что уже пора) и наоборот, стоит ли инструктору заявлять ученика, если он не уверен, что ученик справится?
- Мне бы хотелось уйти от формулировки, «инструктор считает, что уже пора». Повторяю, инструктор должен знать аттестационную программу и, в соответствии с ней, готовить студентов. Когда инструктор берет на себя функции Гуру, и пытается отвечать на вопрос готов или не готов студент, исходя не из программы, а из неких его личных соображений (например, пытаясь оценивать духовный уровень развития студента) ничего, кроме бардака не получается.
Если студент не уверен в своих силах, то это, на 90 процентов недоработка инструктора. Значит, учить надо было так, чтобы был уверен. Конечно, бывают разные обстоятельства, от недомогания до мандража, но тут уже общих схем нет, только индивидуальный подход.
- Какие рекомендации Вы можете дать студентам, которые хотели бы скорее получить желанные "кю" и "даны"?
- Наверное, самая простая и действенная рекомендация – это провести аналогию с учебой в высших учебных заведениях. В вузах крайне редки случаи, когда студенты получают диплом за пару лет. Так, собственно, и в нашем деле. Существуют определенные временные периоды для запоминания на уровне навыка, тех или иных движений, для улучшения координации, для повышения силовых и скоростных показателей. Эти периоды обмануть, т. е. значительно быстрее, чем в программе, стать быстрее, техничней, сильнее, практически невозможно. (О допинге мы сейчас не говорим). Так что если студент хочет «побыстрее», то ему надо просто стабильно посещать тренировки и качественно готовиться к экзаменам. Тогда, не будет перерывов, связанных с провалами, и студент будет максимально быстро двигаться по программе.
Все варианты получения черного пояса через год (а судя по некоторым объявлениям в сети, и даже быстрее) после индивидуальных занятий с определенной, и не малой оплатой, – от лукавого. Для украшения стенки такой диплом сгодится, но реально выйти даже на первую ступень ученичества (шодан), с которой можно начинать серьезные занятия за короткий срок (1-2 года) невозможно.
2021 год