Мог ли на севере в условиях Валдайского оледенения существовать человек?
Для справки:
Валдайское оледенение разделяют на две неравные части: калининское (70— 24 тысяч лет назад) и осташковское (20 тысяч лет назад). Как раз в интервале калининского имело место очень длительное потепление молого-шекснинского межледниковья с 50 тысяч по 24 тысяч лет назад. Причем время от 32 до 24 тысяч лет назад было наиболее теплым. Так, на Дону распространяются широколиственные леса. Предполагается, что уже в это период складывается и развивается духовная культура. [Палеолит СССР. М. Наука. 1984 г. с.188].
Расцвет кроманьонских культур по данным археологии приходится на период 35000-25000 лет назад. И ледник, который только западным краем в районе Прибалтики затронул нашу территорию, особенного влияния на расположение стоянок «кроманьонцев» на Русской Равнине, а тем более в Сибири и на Дальнем Востоке России не оказал. В этот период смогли сформироваться такие палеолитические стоянки даже за Северным Полярным кругом, как Берелех, Янская стоянка в Сибири, и Мамонтовая Курья у Печоры.
Исследователи обратили внимание на культурные традиции населения северной части Русской равнины к концу молого-шекснинского времени. На захоронениях, например, стоянки Сунгирь под Владимиром (30-34,5 тысяч лет назад) прежде, чем похоронить своих покойников, они посыпали на дно могилы мел или белый порошок типа извести, а сверху красную охру. Уже в то далекое время в эту церемонию вкладывался определенный символизм – сочетание белого и красного. Впрочем, о захоронениях Сунгири их характере хорошо известно. А вот определение гаплогрупп добавило уже новую информацию
При определении Y-хромосомной гаплогруппы у шести образцов из Сунгири, выяснилось, что все имели древнюю гаплогруппу C:
C1a2-Y37006* – 4 образца и C1a2-Y37020* – 2 образца. (33,4 – 34,5 тысяч лет)
Для сравнения на не менее древнем палеолитическои памятнике в Костенках под Воронежем, возраст которого отодвигают до рубежа в 50 тысяч лет, обнаруженные ископаемые образцы Y-хромосомных ДНК также дали гаплогруппу С:
C1b1-K281>Z33130>Z33130* (34,7 -35,7 тысяч лет).
Так или иначе, древняя гаплогруппа С, которая образовалась 65,9 тысяч лет назад, стала предковой для ее многочисленных потомков как прямых субкладов (Суньгирь, Костенки), так и отпочковавшихся от ее ствола ветвей других гаплогрупп Евразии: C˃F˃GHIJK˃P˃(R+Q). А это почти все современное население Земли.
Исследователи обратили внимание, что в древнем каменном веке на изделиях из бивней мамонта со стоянки Мезин впервые, появляется такой тип орнамента, как меандр и своеобразная свастика. И, видимо, такая тенденция касалась и других древних стоянок.
По словам русского исследователя В.А. Городцова, который анализировал северорусское ткачество и вышивку, «свастика, меандр и ово (яйцо) были излюбленными мотивами орнамента древнейших веков бронзовой эпохи, когда, может быть, не было еще ни греков, ни индусов, скрывавшихся в одной семье индоевропейцев». Эти орнаменты также имели религиозное культовое значение и связывались с фигурками птиц, того же культового религиозного значения, что и «символ весеннего солнца и связанных с ним представлений о счастье, благополучии и радости. Таким образом, в прелестном комплексе свастических знаков, в, узорах северно-русских искусных мастериц скрывается реминисценция (живое воспоминание) о самых древних общечеловеческих религиозных символах. И какая свежая, какая твердая память!» [Городцов В. А. Труды ГИМа. Вып.1. М. 1926 г. с.9]
Изучавший мезинскую верхнепалеолитическую стоянку И.Г. Шовкопляс считал, что общность орнаментальных комплексов свидетельствует о родстве групп, использующих эти комплексы.
«… очень далеким переселением отдельных групп восточноевропейского позднепалеолитического населения, возможно также происходившего из Средне-днепровского бассейна (среднеднепровской этнокультурной области), вероятно, следует объяснить и нахождение в Восточной Сибири стоянок Мальта и Буреть, чрезвычайно близких и даже тождественных во многих проявлениях их материальной и духовной культуры (кремневые орудия, изделия из кости, характер жилищ и т.д.) …. Не исключено, что обитатели стоянок мезинской культуры в Среднеднепровском бассейне, с одной стороны, и названных сибирских стоянок – с другой, имели общее происхождение и даже составляли какое-то время одну группу населения на раннем этапе их истории».[Шовкопляс И. Г. Мезинская стоянка. 1965 г. с. 280].
Кстати, это мнение о связи сибирских стоянок со стоянками Восточно-Европейской равнины сложилось у археологов еще задолго до активного появления на арене исторических исследований ДНК-генеалогии. Так как, только в 2013 году в журнале «Nature» появилась ДНК-генеалогическая информация о мужской гаплогруппе R1a на Русской равнине. А вот определение гаплогруппы R1a у ископаемого образца в Южной Сибири (Мальта и Буреть), стало явным свидетельством не только культурно-символического единства жителей стоянок Русской равнины и Сибири, но и генеалогического.
«Много общего с комплексом нижнего слоя Костенок I имеет инвентарь верхнепалеолитической стоянки Бызовой, всего в 175-ти км от Полярного круга и относится к тому же времени. Так что, «согласно выводам И.Г. Шовкопляса это свидетельствует о генетическом родстве человеческих коллективов, оставивших эти стоянки. [С. Жарникова. Археология индоевропейской прародины. Зарождение обрядов и традиций индоевропейцев. 1989-90 г]
Так или иначе, уже в верхнем палеолите отмечается сочетание или противопоставление красного и белого цвета. Именно красный цвет играл огромную роль в культовых обрядах. Красная охра сопровождала большинство захоронений этого периода.
Поэтому не удивительно, что сочетание красного и белого дожило до 20 века. Что особенно характерно для северорусской и восточнославянской орнаментики. Как отмечал В.А.Городцов, «в этой строгой древней красно-белой цветовой гамме выполнены орнаменты прелестного комплекса свастических знаков в узорах северорусских искусных мастериц, в которых скрывается живое воспоминание о самых древних общечеловеческих символах». Символах, которые характеризовали солнце, как светило, которому поклонялись жители северных территорий, близких в Приполярью и заполярных. Где ожидание возвращения солнца после долгой зимней ночи, обретало глубокий религиозный возвышенный смысл и требовало символических отображений, выражающихся в орнаментах.
Исследователи впервые увидели свастику в Индии на многочисленных храмах, изображениях животных, в индийском быту. Этот солнечный символ донесли сюда, на новую родину с далекого севера, арьи. А далекие древнерусские вышивки со спастическими узорами «на счастие/(свастие)» остались там, на Русском севере, скрытыми от глаз западных исследователей. Соединение же воедино этой солнечной традиции и символики сегодня открывает взору истинное культурно-религиозное единство некогда существовавшего на территории нашей страны древнего населения.
На фото из Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге представлены рукава девичьей рубахи из Олонецкой губернии (ныне республика Карелия) вышитые свастическим орнаментом.
Олонецкая губерния охватывала все Онежское озеро, которое в древности, видимо, звалось просто Онего. Об этом можно судить по окружающим его реке Онега и более мелким озерам того же названия – Онега. Так или иначе, окружающее население в его ареале эти названия использовало с того времени, как оно здесь появилось. Что это было за население?
Когда археологи в первой половине прошлого века раскопали могильник на Южном Оленьем острова на Онеге, и обнаружили там 177 погребений, то выяснили, что уже в 8-8,5 тысяч лет назад, люди здесь обитали.
Одно из погребений (№ 100) вообще датировали возрастом в 9,5 тысяч лет назад. Где то рядом, всего в 12 км находится и остров Кижи. В принципе, никаких внешних причин оставить эти места у них не возникало. То есть, они могли продолжать свое существование вплоть до исторических времен, а, значит, и сохранять свои названия озер и рек. И не исключено, это были все те индоарийские названия, которые и сегодня окружают Онежское озеро и разбросаны на Русской равнине до самого Белого моря.
Как выяснилось, обитающие на Онеге носители культуры имели все необходимые по тем временем условия для жизни. Они охотились с помощью лука и стрел, имелись у них и костяные гарпуны. Могли изготавливать себе куртки с капюшоном, штаны и обувь, для чего использовали костяные иглы. Известно также, что оленостровцы жили в отапливаемых землянках. Судя по антропологии скелетов, они отличались высоким в 180 см ростом. И были европеоидами кроманьонского типа.
Откуда же они здесь появились? Ответ на это вопрос не заставляет себя долго ждать. Совсем относительно недалеко, примерно в 200-ах километров от Онеги в Каргопольском районе Архангельской области, археологи открыли мезолитический могильник Попово (в культуре Веретье). Хотя возраст культуры Веретье в Попово превышал оленостровцев как минимум на 2 тысячи лет – и составлял 11,5 тысяч лет назад, погребенные в этом могильнике показали близкое антропологическое сходство с оленеостровцами. Так что, исследователи посчитали возможным оба типа антропологических типа захороненных включить в единый кластер древнейшего европеоидного населения Восточной Европы. Причем, – что отмечается особо – эти люди отличались от европеоидов Прибалтики и Украины.
Впрочем, все эти слова – схожесть, похожесть – это субъективные факторы, которые могут зависеть как от настроя, так и от поставленного задания. А вот такие научные объективные параметры, как генеалогические исследования – это реальные факты. И чем тщательнее проводятся, тем больше в них подлинного научного смысла.
Так, были определены Y-хромосомные гаплогруппы у двух обитателей Южного Оленьего острова, живших 8800-7950 лет назад. У одного – R1a-M459-YP1306, у другого – J2a. Более того, определение Y-хромосомной гаплогруппы в культуре Веретье показало тот же снип, что и на Онежском озере – R1a- M459-YP1306*. Это прямо указывало на абсолютное родство обитателей, располагавшихся друг от друга на расстоянии в двести километров, и во времени почти на 2 тысячи лет. Конечно, отрицать, что в указанном ареале в тот же период не обитали и другие носители того же снипа гаплогруппы R1a, не приходится. По логике получается, что – обитали. Тем более, если обратить внимание, что часть их могла продвинуться на южные берега Балтики, где юго-западнее Онежского озера, на расстоянии в 550-750 км, также обнаружены их более молодые собратья – два аналогичных, но более молодых образца с датировками от 4,8 до 5,4 тысячи лет назад.
Таким образом, в тот относительно древний период климат и природные условия давали возможность населению северной полосы нашей страны пристойно существовать и расширять границы своей ойкумены.
А свое бытие это население обозначало названиями близлежащих источников пресной воды – рек и озер, без которых жизнь не могла существовать. Они обожествлялись и наделялись соответствующими именами богов и древних героев. Названий водоемов на территории Русской равнине, которые связываются с обитанием на ней некоего унитарного пранарода, давшего начало древнеарийской общности и русскому этносу, большое число. Ганг, Шива, Рама, Сурья, Яма, Вая, Инд/Индус/Индигирка и многие другие, в пределах той самой Олонецкой губернии, Архангельской и Вологодской областей и в Сибири упоминались мною неоднократно.
Несколько слов хотелось бы сказать о гидрониме Нара. Если смотреть на него с местнической точки зрения, то нарофоминцы (жители Наро-Фоминска) уверены, что название реки Нара, что протекает в этом городе связано с литовским переводом «поток». Нужно разочаровать теъх, кто это утверждал, так как в литовском языке такого слова нет, а вот в латышском имеется «nara» – «русалочка». Впрочем, притягивать всякий раз балтские языки для объяснения русских реалий, это уже не смешно. Потому что, какое отношение латыши могли иметь к рекам Нара в Сибири, одна из которых вообще за полярным кругом, а две других на юго-востоке Сибири. То же относится к реке Нара в приполярной Мурманской области, или озеру Нара в приполярном ареале Саха Якутии.
Стало быть, это название имело отношение к какому-то древнему населению, к тому же унитарному пранароду, выходцы из которого, арии, донесли это имя и до Индии. где также оно сохранилось в имени реки Нара. Выходит, мы имеем дело с неким древним именем, которое имело для того населения большое значение, если они разнесли его через тысячелетия по всей Евразии. К слову, и в Японии есть город Нара. И как в Индии, так и в Японии этому имени придается очень важное смысловое содержание.
Коротко говоря, в Индии Нара – это первобытный человек или вечный Дух, пронизывающий вселенную. Нара всегда ассоциируется с Нараяной – с сыном первобытного человека. Оба они либо боги (дэвы), либо мудрецы (риши). В эпической поэзии Нара отождествляется с Арджуной, а Нараяна с Кришной.
Так что, и в латышской Наре и в армянском Нар можно видеть одни и те же древнеарийские реминисценции, связанные с гигантским культурно-религиозным значением для пранарода этих героев.
Замеченная археологами и другими исследователями связь древнего населения Южной Сибири с обитателями древнейших послеледниковых и до ледниковых стоянок Восточной Европы на культурно-религиозном уровне (меандры, свастические узоры) - это отголоски определенного общностного культурного единения указанных групп.
Долгая же миграция, в течение 15 тысяч лет, носителей гаплогруппы R1a от Байкала по южной дуге в Европу – это уже реальное осуществление такой связи. Они пришли туда, где некогда могли обитать их далекие предки гаплогрупп K, P, F и C.
При этом, пройдя по дуге в Европе, они 5,5-5 тысяч лет назад могли на пути на Русскую равнину встретить там былое население, часть которого еще было родственно обитателям культуры Веретье. Как оказались там, в районе озера Лача и Онега, носители культуры Веретье (R1a-YP1306*), этого бокового отростка арийской гаплогруппы в древние послеледниковые времена, неизвестно. Можно предположить, что эта веточка отошла от общего миграционного потока из Южной Сибири, но направилась, минуя Урал, севернее, не заходя в Центральную Европу. А после прихода фатьяновцев растворилась в общем родственном потоке.
С другой стороны, этот боковой отросток мог вообще образоваться непосредственно на Русской равнине из R1a-М735, как положено по генеалогической линии, 14000 лет назад. Тем более, что носитель указанного снипа YP1306 уже через 2500 тысячи лет обитал здесь. Возможно, его предку и не требовалось где-то бродить с течение этих тысячелетий, и место рождения его недалеко отстояло от места проживания.
По крайней мере, климатические условия позволяли человеку благополучно здесь обитать. И не ли являлся носитель снипа YP1306 тем коренным культурно-лингвистическим носителем традиций и праязыка унитарного пранарода, которые затем впитали пришедшие из Европы фатьяновцы?