У каждой военной специальности на фронте были свои трудности. Вот, к примеру, артиллеристы. В пылу боя никто взрывы не считает, а мысли не о себе, а о своем месте в бою. Артиллерист под огнем тащит снаряд. Потом припадает к прицелу, напряженно работает рулями горизонтального и вертикального поворота орудия. Ловит в перекрестие цель, не танк, пулемет или бронетранспортер, а именно цель. Работа, доведенная до автоматизма: быстро сделать наводку на цель или быстро толкнуть снаряд в ствол орудия. От этого зависит жизнь твоя и твоих товарищей, исход всего боя.
На долю артиллеристов приходились также большие физические нагрузки. По разбитым и размытым дорогам войны они на себе тащили тяжелые пушки. В бою огромно было психологическое напряжение. Поэтому наводчиками орудия назначали людей хладнокровных и волевых. Даже если на тебя идет танк, и ты видишь его в прицел, надо подпустить его ближе, как бы страшно ни было. Стучат рядом осколки, но ошибиться, дрогнуть нельзя, нужно точно наводить.
Самостеенко Иван Кирилович родился в 1919 году в деревне Михайловка Большемуртинского района. В 1941 году Ивана призвали и направили в Томское артиллерийское училище. Ускоренный курс Самостеенко окончил в мае 1942 года. Получив звание старшего лейтенанта, был отправлен на Волховский фронт.
Первый свой бой принял летом 1942 года на Синявских болотах. Командир взвода управления отдельной артиллерийской дивизии 22-ой стрелковой бригады. Сильная грязь, болота и немецкие автоматчики отрезали наших бойцов от тылов. Враг был силен и осыпал шквальным огнем. Несмотря на такие тяжелые условия, наши воины смогли нанести контрудары и выйти из окружения.
В дальнейшем таких ожесточенных боев на счету лейтенанта Самостеенко было немало. В 1942 году Ивана назначили начальником штаба 383 отдельной истребительной противотанковой дивизии второй ударной армии, где он участвовал в обороне Ленинграда, а затем и в прорыве блокады города на Неве. Затем был назначен начальником разведки уже другой дивизии.
Был тяжело ранен в районе станции Синявино. Находился в армейском госпитале с 20 августа 1942 года. По выздоровлению в ноябре 1942 года служил адъютантом 383 отдельного противотанкового дивизиона 376 стрелковой дивизии Волховского фронта. Воевал на Ленинградском фронте. С апреля 1943 года начальник разведки дивизиона 332 артполка 178 стрелковой дивизии второго Прибалтийского фронта. С декабря 1943 года командир батарей.
Из наградного листа: «За то, что в период подготовки к наступательным операциям по прорыву обороны противника в районе д. ст. Белоостров умело и правильно организовал артиллерийскую разведку данного ему сектора, в результате чего была вскрыта система огня и сеть инженерного оборудования противника. Под его личным руководством и лично им было обнаружено и засечено 5 ДЗОТов, два НП, две артбатареи, минбатарея и 4 пулеметных точки. Благодаря ранее подготовленным данным все эти цели огнем дивизионов полка в период артнаступления были уничтожены и подавлены, что дало возможность с успехом выполнить операцию прорыва.
Находясь в период всего наступления в боевых порядках поддерживаемой пехоты, умело и своевременно обеспечивает поддерживаемую пехоту артогнем. Только в боях за овладение опорным пунктом финской обороны Суммы 17.6.1944 года, корректируя огонь дивизиона, обеспечил подавление трех пулеметных точек противника. Что дало возможность выбить противника из данного рубежа с большими для него потерями в живой силе. Достоин награждения орденом «Красная звезда». 24 июня 1944 года».
В том же году Самостеенко вступил в партию. С марта 1946 года командир батареи 211 гаубицкого полка 422 артбригады, 60-ой стрелковой дивизии Московского военного округа. Уволен в запас 22 августа 1946 года в звании капитана.
По возвращении домой работал в школе, преподавал географию и начальную военную подготовку, был и завучем, и директором. Человеком был очень позитивным. Скончался Иван Кириллович в 1995 году, оставив о себе добрую память.