Мои дети познакомили меня с одинокой соседкой . Ее звали Бронислава Григорьевна. Ей было далеко за восемьдесят, но она была в явном уме. Дети тянутся почему-то к старикам . Жила она в однокомнатной квартире, на третьем этаже. До этого мы просто здоровались. Как-то раз я увидела как мои дети окружили старушку и внимательно слушают ее. " Это же надо!- удивилась я .- Мои непоседы так заинтересованно ее слушают. Интересно , что ?"
Я подошла ближе. Бронислава Григорьевна рассказывала о свем детстве, о своей семье. Говорила она слегка растягивая слова, сам голос был слегка надреснутым.
" Это ларингит,- подумала я.-Профессиональная болезнь преподавателей".
Рассказ шёл от Петрограде, о примечательных местах города, о конке , о первых трамваях. Дети слушали ее , раскрыв рты. Решив не отвлекать детей от интересного рассказа, я отошла в сторону. Хотя , честно говоря, мне тоже было очень интересно ее послушать.
К концу лета Бронислава Григорьевна пригласила меня к себе . К ней приехала ее сестра , она хотела познакомить нас. Сестра была очень красивой, моложавой женщиной. Есть женщины, которых возраст не берет. Ее седые волосы были аккуратно пострижены и уложены. Руки с прекрасным маникюром выдали ее возраст . Они были в статических пигментных пятнах, но это нисколько не испортило их.
С удивлением я узнала, что они древнего дворянского польского рода . Во время Отечественной войны Брониславу Григорьевну перевели на работу в наш город, где она работала директором культпросветучилища. Муж ее умер в боях за Ригу. Десятилетний сын умер от простуды. Сороколетней одинокой женщине было все равно куда ехать. Она так и осталась жить в нашем городе. Сестра много раз хотела перевезти ее в Ленинград. Но Бронислава Григорьвна отказывалась.
Сестра поблагодарила меня за детей. Оказалось, что мои дети были намного ближе, много дружнее со старушкой. Они скрадывали ее одиночество, просили новых рассказов, пили чай с баранками и пирожными почти каждый вечер. Их интересовала история каждой вещицы в ее доме. Она рассказывала им все , иногда, по прошествии стольких лет , мне кажется, что старушка выдумывала истории, и очень занимательно рассказывала благодарным слушателям.
Ее смерть несказанно огорчила моих детей. В тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году ее не стало. Она ушла тихо , никого не обременяя.
Прошло столько лет . Но у меня до сих пор перед глазами маленькая женщина на носу которой красовалась очки с утолщенными линзами.в старомодном платье, в лаковых туфлях . Судьба разбросала нас по разным городам и странам . Однако мои дети помнят Брониславу Григорьевну. Да и не удивительно -такой светлой души была она человеком. Пересказываю
истории, услышанные от нее.
Я понимаю, что что она учила детей доброте по-своему, мудро, ненавязчиво. Мне самой ее не хватает . Добро , сделанное от чистого сердца , не пропадает , дает ростки в других душах.