Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Призрак вокзала

Оглавление

Чиновники повторно отказались включить здание Токсовского вокзала в перечень объектов культурного наследия.

Приказ Комитета по сохранению культурного наследия опубликован 9 января. Романтично выглядела «антикоррупционная экспертиза» (проекты нормативных актов публикуют заранее, чтобы специалисты могли выявить недостатки) - ее проводили с 30 декабря 2022-го по 6 января 2023-го.

Отказ включить Токсовский вокзал в Перечень выявленных объектов наследия опирается на заключение комиссии по установлению историко-культурной ценности объекта, датированное 22 декабря.

Интересно, что именно обследовали чиновники и приглашенные эксперты. Если учесть, что исторический вокзал был снесен в апреле 2021 года.

Несмотря на протесты местных жителей, активистов и градозащитников. Здесь уже построено новое здание, его открыли в ноябре 2022-го.

Но борьба продолжается. Одна сторона представлена немногочисленными активистами, которые тратят свое личное время, нервы и средства (нужны юристы, хотя многие помогают бесплатно).

Другая – могучим государством, которому денег налогоплательщиков совершенно не жалко, и мощным монополистом в лице РЖД.

И местной администрацией, включая губернатора Александра Дрозденко, который поддержал снос и назвал старый вокзал «сараем». (Особенно интересно это выглядело в свете заклинаний про «важность исторической памяти» и «верность заветам предков»).

Граждане подают иски, оспаривая законность отказов в признании объекта памятником (в августе 2021-го суд признал отказ незаконным; решение вступило в законную силу), оспаривают выданные разрешения на строительство, разоблачают нарушения, допущенные чуть ли не на каждом этапе проекта и т.д.

Главный вопрос: зачем, собственно? Вокзал ведь все равно не вернешь. Было в Токсово четыре исторических объекта, стало три…

А вот чтобы неповадно было. Чтобы у чиновников не возникало иллюзий, что здесь, в конкретном месте, можно сносить и строить по своему усмотрению.

Тем более – в охранной зоне другого памятника: водонапорной башни. «Если мы откажемся от борьбы, - говорит житель Токсово Дмитрий Сергеев, - получится, что чиновники были правы.

А это не так, и мы это докажем». Кроме того – бесценный опыт. В Токсово обращаются градозащитники из других регионов – из Подмосковья, Севастополя…

Кстати: осенью 2022 года власти признали региональными памятниками небольшие вокзальные здания – на станциях Бородинское, Гвардейское, Зайцево и Ояярви. (Эксперты полагают, что эти постройки менее интересные и важные, чем токсовская).

На взгляд из редакции «Пригорода», это очень похоже на косвенное признание вины. И на совет активистам: «Отстаньте!»

Проблема в том, что власть не умеет в реверс. Ведь можно было иначе: убрать сайдинг с исторических стен, провести щадящую реставрацию, оборудовать внутри туалеты… Такие примеры есть.

Вокзал станции Шуя в Ивановской области построен на 20 лет раньше токсовского, основная часть тоже бревенчатый сруб. Его не стали сносить и отреставрировали в 2020 году, добавив «прогресса» и комфорта для пассажиров.

Говорят, местный губернатор и профильные областные чиновники за это радели…

Самое страшное для действующих чиновников (на любом уровне) – признать ошибку. «Да, погорячились, виновные наказаны, впредь не повторится», - немыслимый поворот, правда?

Потому что признание ошибки – это покушение на устои. До последнего листа формата А4 будут доказывать, что все делали правильно, в крайнем случае объявят активистов иногентами или экстремистами, опыт есть…

К сведению

Здание вокзала в Токсово было построено в стиле «северный модерн» по проекту уроженца Сортавалы Урхо Пяллия и гражданского) инженера Николая Потехина в 1916–1917 годах.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"