13 января, в пятницу (ну когда ж ещё, как не в пятницу 13-го) Дисциплинарный антидопинговый комитет оправдал Камилу Валиеву по делу о применении допинга, но при этом постановил, что Валиева должна быть лишена титула чемпионки России 2022 года.
Давайте попробуем разобраться, почему это было сделано и почему именно сейчас. Ответ, на мой взгляд, очевиден, но обо всём по порядку.
Для начала вернёмся на год назад и вспомним, что перед Олимпиадой из всех российских "утюгов" и "чайников" неслась только одна фамилия – Валиева, словно в Пекин от России поехала только она одна. Даже о Большунове столько не говорили. Её заранее объявили чемпионкой, "поцелованной инопланетянкой" и хотели из неё сделать некий пропагандистский символ, но на деле у них вышло как всегда "через то самое место", однако получилось весьма символично: бегущая из Пекина Валиева, скрывающая лицо от журналистов.
Разумеется, не обошлось без наших доблестных ура-патриотов, договорившихся даже до того, что в этом деле замешана не только политика, но и чуть ли не иностранные спецслужбы, однако в реальности особой политики и уж тем более иностранных спецслужб в этом деле не было и в помине. Точнее: политики не было со стороны ВАДА, МОК, ИСУ и КАС. Ну, если только слегка – так, мелкие пакости, вроде наезда сына эсэсовца Томаса Баха на Этери Тутберидзе, не несущего за собой никаких последствий, кроме неприятного осадочка (за папу, побывавшего в плену, наверное, решил отомстить). Но всё же там разрешались, в основном, юридические и процедурные вопросы. У нас же обсуждалось что угодно, кроме как раз юридических и процедурных вопросов.
Рассмотрение дела было поручено РУСАДА и решение должно было быть вынесено к августу.
В итоге, расследование без всяких на то оснований было затянуто, а вместо вынесения решения мы услышали, что материалы дела засекречены якобы из-за несовершеннолетнего возраста подозреваемой в употреблении допинга спортсменки.
Разумеется, и ВАДА, и МОК, да и ИСУ тоже, которые с самого начала понимали, чем это "расследование" РУСАДА закончится, и заранее заявили о своём намерении опротестовать его результаты, если Валиева не будет наказана, с подобным положением дел не смирились. ВАДА подало апелляцию в КАС и потребовало четырёхлетней дисквалификации Валиевой и аннулирования всех результатов, начиная с 25 декабря 2021 года, то есть с Чемпионата России 2022. МОК это решение ВАДА поддержал.
Теперь давайте разберёмся, что это за "зверь" такой Дисциплинарный антидопинговый комитет (сокращённо – ДАК). Это российская независимая от РУСАДА структура, выполняющая роль своеобразной арбитражной инстанции между заинтересованными лицами.
Почему в действительности РУСАДА всячески затягивало дело? Если бы реально были "убойные доказательства" невиновности Валиевой, как утверждает председатель комитета по физической культуре и спорту Госдумы и одновременно президент Федерации кёрлинга России Дмитрий Свищёв, то можно даже не сомневаться, что в текущих условиях Валиеву оправдали бы ещё осенью. И уж тем более в этом случае, в интересах и РУСАДА, и самой спортсменки аргументацию оправдания сделать максимально прозрачной и доступной для широкой общественности.
Но почему вначале спровоцировали ВАДА на апелляцию, а потом вдруг всё-таки вынесли решение, причём такое неоднозначное?
Ответ на поверхности: время тянули для того, чтобы дать Валиевой выиграть на Чемпионате России, но и там у них не вышло.
Дисквалифицировать Валиеву в России, особенно после небезызвестной церемонии награждения, на которую половина российских олимпийских чемпионов идти отказалась, не могли – сразу бы заклеймили "почётным" статусом "врага народа", а наши доблестные мастера по навешиванию лапши населению на уши, оккупировавшие все телеканалы и являющиеся "специалистами" одновременно абсолютно во всех областях: от вирусологии до высокого искусства и от экономики до художественной гимнастики, изошлись бы в "праведном" гневе.
Поэтому РУСАДА попросту умыло руки, ведь не наказать Валиеву тоже не выходило. Разумеется, такая позиция только ухудшила положение дел, причём не только Валиевой, но и других пяти российских фигуристов, которые вроде бы и олимпийские чемпионы, но не совсем, ибо в любой момент этот титул у них могут отнять.
После апелляции ВАДА было понятно, что Валиеву дисквалифицируют, причём на более длительный срок, чем изначально предполагалось, а "золото" командного турнира у России с большой долей вероятности отберут, хотя первоначально, по крайней мере, по второму вопросу у России имелась довольно сильная позиция. Однако был выбран путь бессмысленной конфронтации с ВАДА и МОК в угоду чьим-то сиюминутным политическим интересам. ВАДА и МОК теперь пойдут уже до конца – больше не может вестись речи ни о каком компромиссном решении, которое вполне просматривалось: дисквалификация Валиевой на небольшой срок с учётом её несовершеннолетнего возраста, аннулирование её результатов, но сохранение в силе результатов командного турнира, так как Валиева на нём оказалась из-за процедурных нарушений ВАДА при том, что допинг она умышленно не принимала и во время Олимпийских игр все её пробы были чистыми.
Но ДАК решил всех провести. Хотя, скорее всего, решение принималось в другом месте.
Чего они хотят этим добиться?
Теперь уже поданная в КАС апелляция ВАДА теряет смысл, ибо решение вынесено, и подавать нужно будет новую апелляцию на это решение. ВАДА и МОК уже заявили, что это будет сделано. Подать апелляцию в КАС может и РУСАДА, но вряд ли оно на это сподобится.
Таким образом, опять оттягивается время. Для чего? Наверное, чтобы Валиева смогла победить на Финале Кубка России, раз на Чемпионате России не вышло. Но это с одной стороны.
С другой, Валиеву ведь наказали: лишили титула чемпионки России (формально решение ещё не вступило в силу и сама Валиева его может обжаловать, и ФФККР тоже – на данный момент результаты не пересмотрены.) Но вопросы об её результатах на Чемпионате Европы 2022 и Олимпиаде остались открытыми.
Неужто они полагают, что таким Макаром всех можно надуть?
Да, поскольку проба взята на внутреннем соревновании, расследование и вынесение решения предоставлено российским антидопинговым структурам. Но российские антидопинговые структуры, разумеется, не имеют возможности влиять на результаты международных соревнований под эгидой ИСУ и МОК.
Они что, серьезно думают, что там, в ВАДА и МОК, сидят такие дураки, что не понимают, что их пытаются объегорить? Раз Валиева невиновна, значит, её и наказать больше нельзя.
И вот тут возникает и третья сторона вопроса: а как вообще такое возможно, чтобы признанного невиновным человека наказывали за некое действие или бездействие, если установлено отсутствие его вины?
Я не буду лицемерить: моё отношение к Валиевой, равно, как и к её покровителям, хорошо известно, но я против того, чтобы её наказывали при отсутствии вины. Это, пардон, противоречит Всеобщей декларации прав человека, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на территории большинства стран мира, в том числе и России. Между прочим, положения Всеобщей декларации прав человека в России имеют бóльшую юридическую силу, чем Конституция. (Не верьте тем, кто говорит обратное – это очередная лапша на уши, ведь пункт 4 статьи 15 Конституции никто не отменял и не изменял.)
Таким образом, получается, что права Валиевой нарушены.
Надо понимать, что, по имеющейся пока весьма скудной информации, известно, что вроде бы было установлено отсутствие вины в умышленном употреблении допинга и отсутствие халатности со стороны фигуристки. Но отсутствие умышленной вины ещё не означает, что запрещённое вещество попало в организм спортсменки не по её вине. Мы не знаем всех деталей, но в потоке противоречивых сведений мы слышали о неосторожности. Неосторожность – это одна из разновидностей неумышленной вины, которая не исключает ответственность в антидопинговых делах.
Хотелось бы поинтересоваться у г-на Свищёва, говорящего об "убойных доказательствах": так всё-таки установлено отсутствие вины и случайное попадание запрещённого вещества в организм или отсутствие умышленной вины? Это большая разница: в первом случае ответственность исключается, во втором – нет. (Пожалуй, не буду загружать эту статью объяснениями, чем отличается случай от неосторожности – это очень сложный вопрос, который требует написания отдельной статьи.)
Ещё раз: если Валиеву предписали лишить титула чемпионки России, значит: либо в её действиях установлена, как минимум, неосторожность, либо её права грубо нарушены.
Не слушайте объяснения тех, кто утверждает, что установление факта обнаружения в организме спортсмена запрещённых веществ автоматически ведёт к аннулированию результата соревнований, на которых это произошло. Якобы это однозначно следует из Кодекса ВАДА. Это не совсем так. Тут есть очень много нюансов. Можно вспомнить дело, например, знаменитого британского велогонщика Кристофера Фрума, да и других британских велогонщиков – как правило, они всегда отделываются лишь лёгким испугом, потому что у их юристов всегда находятся объяснения, почему их нельзя ни дисквалифицировать, ни лишать титулов. А давайте вспомним, как американские спортсмены регулярно выходят сухими из воды, даже когда установлено умышленное применение запрещённых веществ, потому что их ушлые адвокаты доказывают нарушение процедурных вопросов и недопустимость доказательств со стороны ВАДА.
Как видите, всё гораздо сложнее, чем нам пытаются объяснить, но, не зная всех деталей дела, не имея на руках мотивировочной части решения, приходится гадать на кофейной гуще.
В пресс-релизе ВАДА говорится, что "Комитет РУСАДА установил, что спортсменка нарушила антидопинговые правила, но в этом нет никакой ее вины и халатности. Таким образом, комитет не наложил никаких санкций, за исключением аннулирования её результата на ту дату, когда была взята проба (25 декабря 2021 года)". Я дико извиняюсь: вы тоже видите слово "нарушила", или мне одному оно бросается в глаза? Значит, всё-таки не случайное попадание в организм, а неосторожное и вина всё-таки есть? ВАДА-то материалы дела должно было получить ранее - по факту обжалования умышленного непринятия решения, и знает, о чём речь. И в МОК, наверняка, стуканули, и в USADA "слили". Потому и обжалуют, что не согласны, либо с выводами, либо с допустимостью предоставленных доказательств стороной защиты, либо с юридическими трактовками, либо со всем вышеизложенным. Надо полагать, имеют основания.
Но, в конце концов, свет клином на Валиевой не сошёлся, проблемы ведь теперь могут возникнуть у всего российского спорта (как будто их сейчас мало!), не говоря уже о командном "золоте".
Такое странное решение вкупе с засекречиванием материалов дела неизбежно породит на Западе волну заявлений о той самой пресловутой государственной системе сокрытия допинга в России, которую так и не смог доказать МакЛарен, но теперь желающим ещё сильнее наказать российским спорт в руки вложили как раз "убойные доказательства": а зачем что-то скрывать, если ваша спортсменка действительно невиновна? Законный, согласитесь, вопрос. То есть, такими действиями российский спорт превратили в ту самую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла: государственной системы сокрытия допинга у нас нет, но мы вам с радостью предоставим аргументы для доказывания того, чего не существует. Вот именно так фактически поступили они - те, кто это проворачивает, как обычно, не думая о более глобальных последствиях.
Чего же в итоге добьются тем, что натворили?
Скорее всего, если только не случится чуда, Валиеву дисквалифицируют на длительный срок, отберут практически все титулы, а у сборной России отнимут командное олимпийское "золото"; в дальнейшем это негативно отразится на процессе возвращения на международную арену всего российского спорта. ФФККР, разумеется, попытается обжаловать это решение, но если ничего не выйдет, будет вынуждено исполнить решение об отстранении Валиевой, ведь чиновникам ФФККР нужно думать об интересах российского фигурного катания, а не о сомнительных пропагандистских акциях.
КАС будет решать юридические вопросы, но без политического давления в этом деле не обойдётся, однако его против нас в первую очередь будут провоцировать те, кто у нас стоит за подобными решениями. Ведь им нет дела ни до Камилы Валиевой, ни до фигурного катания, ни до всего российского спорта, ибо одни будут прикрывать своё "то самое место", а другие использовать ситуацию для пропагандистского пиара.
Мы ж прекрасно понимаем, что из всех щелей повылезают наши доблестные пропагандисты и неиссякаемым селевым потоком болтовни в бесчисленных ток-шоу будут клеймить позором и ВАДА, и МОК (которые, впрочем, это заслужили), и "мировой империализм", и ФФККР, и любого, кто попытается пробиться с голосом разума. С пеной у рта они будут меряться тем, у кого из них "патриотизм" больше. В деле сестёр Авериных, раздутом на пустом месте, мы это уже видели. Но проблему-то это никак не решит. Однако голос разума всегда тонет в океане безумия.
С Камилой Валиевой случилось то, что может случиться с любым спортсменом, поскольку нормы международного антидопингового права, да и вообще спортивного, несовершенны и несправедливы. Их нужно пересматривать, нужно менять. Для этого нужно иметь вес в соответствующих международных спортивных, да и не только, организациях, отстаивать свою позицию, привлекать на свою сторону сторонников, а не надувать щёки и вставать в бессмысленную позу.
Но, посмотрите: команда Валиевой уже наняла видного иностранного юриста, чтобы защищать её по одной апелляции ВАДА, а тут выносится странное решение и апелляция-то уже будет по другим основаниям!
Зачем это решение уже было нужно принимать сейчас?! Если оправдывать Валиеву, то нужно было это сделать несколько месяцев назад, предоставив широкой общественности доступ ко всей аргументации принятого решения, чтобы всем было очевидно, что допинг умышленно она не принимала, запрещённое вещество попало в её организм случайно (разумеется, если это действительно так, а притянуто за уши), в командном турнире после положительной допинг-пробы она оказалась исключительно по вине ВАДА.
И сколько же можно наступать на одни и те же грабли, не учиться ни на своих, ни на чужих ошибках, не принимать во внимание свой и чужой положительный опыт, а все собственные просчёты оправдывать модной нынче фразой: "Нас обманули!"?!
Нет, нас-то, как раз не обманывали - мы знали, что так и будет, мы об этом предупреждали, но нас не слушали и клеймили позором "за ересь", в том числе и два десятка лет назад, когда представители России ставили свои подписи под ратификацией международных антидопинговых норм. Не послушают и впредь.
В деле Валиевой всё делается неправильно. У нас были подобные прецеденты, которые заканчивались хорошо: дважды в делах Поветкина и в деле Шубенкова, когда международные спортивные инстанции становились на нашу сторону, ПОТОМУ ЧТО БЫЛО ДОКАЗАНО ЮРИДИЧЕСКИ ДОПУСТИМЫМИ МЕТОДАМИ, ЧТО В ОРГАНИЗМ СПОРТСМЕНОВ ЗАПРЕЩЁННОЕ ВЕЩЕСТВО ПОПАДАЛО СЛУЧАЙНО. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – "СЛУЧАЙНО" И "ЮРИДИЧЕСКИ". Политики в этих делах не было. Просто хорошие юристы правильно провели процессы. Без лишнего шума и пыли. Так и надо, так и должно быть…
© Ратибор Волхов, 17.03.2023