"Музыкант должен слышать, а художник — видеть, причем больше, чем окружающие," —
так говорит Николай Королёв.
Удивительный художник из моего родного города Самара.
И именно с иллюстрациями к "Мастеру и Маргарите" в 2009 году Николай Королёв получил первое место на международном графическом конкурсе "5th Russian art week" в номинации "Полиграфический дизайн". Точнее первое место заняли 17 иллюстраций! И немного позже мы их обязательно рассмотрим.
Стиль художника относят к сюрреализму и фэнтези. Он не скрывает, что сочетает несочетаемое, легко выходит за рамки произведения писателя, и не боится воплощать свои самые смелые мысли.
Как всё начиналось
В детском садике деткам предлагали нехитрое упражнение. Нужно было положить ладошку на бумагу и обвести её. А потом разукрасить получившуюся перчатку.
Маленький Коля раскрашивал и вспоминал, как утром папа, провожая его в садик, рассказывал про Луну и звезды. Про бесконечную Вселенную.
И вот тогда
"...я вдруг осознал, что имею свои границы в этом безграничном мире! Не знаю что произошло, но после этого случая я как-то по-особенному стал относиться к процессу рисования.
Мне не только нравилось рисовать, но ещё я для себя решил, что чем лучше буду рисовать, тем бесконечнее будет бесконечность. Впоследствии жизнь только подтвердила это — нет предела совершенству!"
Николай Королёв, интервью
Разве это не прекрасно? А что делаете вы, чтобы "бесконечность стала бесконечнее"? Обязательно расскажите (я вот, к примеру, пишу новый роман).
Иллюстрации к роману
"Приступая к созданию персонажей, я заранее для себя решил, что прототипами их будут мои родные и близкие. Это, по-моему разумению, наиболее самый простой быстрый и честный путь к визуализации необходимых образов. Мне кажется, все мы в той или иной степени похожи на персонажей, прочитанных когда — то нами книг, похожи внутренне или внешне.
В итоге прототипом Воланда стал мой отец, прототип Ивана — родной племянник, с его юношеским нигилизмом, максимализмом и энергией, а Берлиоза я рисовал со своего знакомого ди-джея и ведущего на радио."
Николай Королёв
Так как мы с дорогими читателями рассматриваем иллюстрации к роману от различных художников уже некоторое время, было несложно заметить, что мало кто из художников отталкивался просто от описания персонажей автором.
Иногда за основу брали самого Булгакова и его последнюю жену, Елену Сергеевну, иногда известных людей (что, как мне кажется, служит дополнительным маркетингом при продвижении иллюстраций). А вот Николай Королёв честно признаётся, что увековечил своих родственников.
Как вам такой подход? Обязательно пишите в комментариях.
"Мастер и Маргарита"
Сегодня мы не просто полюбуемся иллюстрациями. Я приведу вам некоторые комментарии художника относительно работ, композиции, героев и т.д.. Мне это показалось очень интересным.
"Никогда не разговаривайте с неизвестными"
На Патриарших:
"Берлиоз тотчас сообразил, что следует делать. Откинувшись на спинку скамьи, он за спиною профессора замигал Бездомному – не противоречь, мол, ему, – но растерявшийся поэт этих сигналов не понял."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
А вот что сам художник рассказывает про иллюстрацию:
"Первая иллюстрация — иллюстрация с Воландом, по замыслу должна была приковывать взгляд, гипнотизировать и вместе с тем подсознательно вызывать ощущение нестабильности у зрителя. Отсюда и её композиция, вписанные в перевёрнутый вершиной вниз треугольник персонажи иллюстрации. Существуют определённые композиционные схемы построения композиций, которые я всегда применяю в своих работах, перевёрнутый треугольник означает отсутствие равновесия."
Николай Королёв
Тела трёх мужчин образуют треугольник, неустойчивую конструкцию. Вот с неё-то всё и началось!
"Понтий Пилат"
Пилат объявляет приговор:
"Он выждал некоторое время, зная, что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу, пока она не выдохнет все, что накопилось у нее внутри, и не смолкнет сама. И когда этот момент наступил, прокуратор выбросил вверх правую руку, и последний шум сдуло с толпы."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
А теперь прочитайте комментарий художника и проверьте сами!
"— Я не верю в случайности, что-то сознательно или нет приводит нас к тому или иному событию… Так, «случайно», в иллюстрации ко второй главе «Понтий Пилат», копья стражников, сдерживающих толпу, пересеклись в аббревиатуру «I X V», где «I» — Иисус, «Х» — Христос, «V» — Воскрес или Victory — Победа.
Забавно, но я на это обратил внимание уже после окончания работы."
Николай Королёв
"Седьмое доказательство"
Довольный Коровьев взирает на удивленную голову Берлиоза:
"В последний раз мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
"Было дело в Грибоедове"
Иванушка в "Грибоедове":
"– Братья во литературе! (осипший голос его окреп и стал горячей) Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!"
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
И пока вы не прочитали дальше, попробуйте (не подглядывая!) узнать изображённых на иллюстрации. Пишите в комментарии, кого узнали!
А вот и комментарий художника:
"— В иллюстрации к пятой главе «Было дело в Грибоедове» в образе подвыпивших гуляк, я изобразил разделённых на два лагеря писателей. С правой стороны, за спиной самого М. А. Булгакова, поедающего стерлядь (не судачков) «а ля натюрель», расположились его друзья — Юрий Карлович Олеша, цепляющий вилкой бутерброд и Бабель. С левой стороны — недруги писателя Шкловский, Толстой. Сам «Грибоедов» воплощён в образе храма."
Николай Королёв
"Нехорошая квартирка"
Шайка Воланда поселяется на квартире Степы Лиходеева. Сам Степа отправляется в Ялту:
"Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
Лиц, изображённых на этой иллюстрации, узнать будет куда сложнее, чем известных писателей на предыдущей. Но, как говорил один мой одногруппник, приходя на экзамен "чистым", то есть не знающим ни одного билета, "попробую сдать, чем чёрт не шутит". Вот и вы попробуйте, а если узнали — молодцы, немедленно идите в комментарии. 😉
"— В иллюстрации к седьмой главе «Нехорошая квартирка», в качестве интерьера, я изобразил кусочек мастерской своего близкого друга и самарского художника, кстати, в образе Коровьего он сам, а Азазелло — это тоже мой друг театральный режиссер и чистокровный русский цыган."
Николай Королёв
"Раздвоение Ивана"
"– Но-но-но, – вдруг сурово сказал где-то, не то внутри, не то над ухом, прежний Иван Ивану новому, – про то, что голову Берлиозу-то отрежет, ведь он все-таки знал заранее? Как же не взволноваться?"
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
"— В иллюстрации к главе одиннадцатой «Раздвоение Ивана», удачным решением было (уже после окончания иллюстрации), пририсовать тень от решетки, которая ассоциировалась бы с сетью — символом несвободы."
Николай Королёв
"Явление героя"
Беседа Мастера и Ивана:
"Гость долго грустил и дергался, но наконец заговорил:
– Видите ли, какая странная история, я здесь сижу из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата"
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
"— «Явление героя» глава тринадцатая, на которой изображено пол-лица Мастера, символ его внутреннего раскола и отсутствие его, предназначенной судьбой, второй половинки Маргариты. В образ самого Мастера я рискнул добавить от себя и нарисовать свой собственный глаз, ну и внешне Мастер тоже чем–то напоминает меня. Вообще, поиск образа Мастера, его визуализация была для меня самой сложной задачей."
Николай Королёв
"Слава петуху!"
К Римскому в гости приходит Гелла:
"Рама широко распахнулась, но вместо ночной свежести и аромата лип в комнату ворвался запах погреба. Покойница вступила на подоконник."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
"— Если дьявол в мелочах, то в законченности иллюстрации к четырнадцатой главе «Слава петуху!» сыграла роль одна мелочь — левое колено Римского изначально не было освещено, но как только на нём появился холодный свет из окна, всё сразу встало на свои места!"
Николай Королёв
"Маргарита"
Маргарита с у зеркала:
"Маргарита Николаевна установила на трехстворчатом зеркале фотографию и просидела около часа, держа на коленях испорченную огнем тетрадь, перелистывая ее и перечитывая то, в чем после сожжения не было ни начала, ни конца."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
"— «Маргарита», глава девятнадцатая, была сделана в перекличке с образом Мастера из иллюстрации к главе «Явление героя». Здесь, в отличие от раскола Мастера, я показал через трёхкратное отражение Маргариты в зеркале её разрывающие на части мысли, сомнения, воспоминания, посетившие героиню после увиденного сна. Все эти отражения зыбки и не ясны, по большому счёту, они не имеют смысла, кроме того, что образ Мастера начал постепенно тускнеть и стираться. Зеркало — вот главный вход в композицию и в антимир поджидающий Маргариту в будущем."
Николай Королёв
"Прощение и вечный приют"
Последний приют для мастера и лунная дорога для Пилата:
"От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться."
Булгаков, "Мастер и Маргарита"
"— И последняя иллюстрация к главе тридцать второй «Прощение и вечный приют». Я слышал много замечаний в свой адрес по поводу того, что я искажаю текст романа и «остроухий пёс серой масти» на моей иллюстрации вовсе и не остроухий. Я осознанно сделал пса с покорно опущенными ушами, что, по моему глубокому убеждению, больше соответствовало настроению происходящего, чем агрессивно торчащие уши, кстати, я рисовал реально существующую собаку одного своего друга. Справедливости ради нужно сказать, что в эскизах я пробовал рисовать торчащие уши у собаки, но меня не отпускало ощущение того, что из глубины картины добрыми и преданными глазами на меня глядит сам Бэтман. После такого видения все сомнения, какие уши рисовать отпали сами собой. Некоторые детали в этой иллюстрации перекочевали из других глав произведения, например, ласточка из второй главы «Понтий Пилат», пролетает через всё повествование и появляется в последней иллюстрации. Так же на иллюстрации можно заметить цаплю, древний символ перерождения и связи с загробным миром."
Николай Королёв
Надеюсь, вам понравились иллюстрации Николая Королёва.
Иллюстрации с Геллой и обнаженной Маргаритой я не могу вам показать, потому что дорогой целомудренный Дзен огранивает за них публикации. Остальные ищите в моём тг канале (без цензуры!). Это территория нашего общения, там мы можем познакомиться поближе, есть анонсы всех статей и книг, а также личные посты, которые я больше никуда не выкладываю.
В этот раз в тг канал я выложу все иллюстрации, а к "подцензурным" дамам дам такие же пояснения, как в статье.
Кстати, если вы всё пропустили, вот подборка по Булгакову
Ваша Есипова Оксана
❤️❤️ Жду вас ТГ | ВК | ОК ❤️❤️ Мои книги на Литрес с реф ссылкой