Этот автопортрет 1655 года голландского художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669) является одной из жемчужин Шотландской национальной галереи и представляет собой невероятно трогательное изображение художника.
Картина в натуральную величину, возможно, является одним из самых сильных автопортретов Рембрандта, в котором художник передает нюансы состояния человека так, как это удается немногим другим художникам.
Понятно, что Рембрандт написал это портрет в 1655 году, находясь на грани финансового краха. Год спустя Рембрандт объявил о своей несостоятельности, и суд обязал художника продать большую часть имущества, произведений искусства и антиквариата, которые он собрал. Со временем он даже был вынужден продать свой дом (ныне известный как Дом-музей Рембрандта в Амстердаме). Оставшиеся годы своей жизни художник прожил с трудом сводя концы с концами.
Рембрандта, которого мы знаем сегодня, восхваляют за его художественный гений и техническое мастерство, и он считается одним из величайших художников человечества. Однако, как и его соотечественник Винсент ван Гог столетия спустя, Рембрандт умер в бедности.
В автопортрете 1655 года мы видим печаль человека, почти побежденного разбитым сердцем. Это горе было вызвано кончиной его любимой жены жены Саскии ван Эйленбюрх и троих его малолетних детей, а его финансовые проблемы добавили еще больше печали.
Цветовые тона картины тёмные и задумчивые, а пронзительный честный взгляд из-под нахмуренных бровей смотрит как на нас, так и сквозь нас. Благодаря непреклонному взгляду Рембрандта и тому небольшому пространству, которое существует между ним самим и краем рамы, картина также обладает непосредственностью и физическим присутствием.
В истории искусства мало примеров такой впечатляющей силы в выражении человеческого состояния – старости, горя и уныния, — что делает этот портрет, возможно, одним из самых необычных образов, когда-либо созданных.