Найти в Дзене

Плач читателя – плачь!

Искусство, безусловно, имеет большую власть над человеком. Хорошая книга легко может заставить, как смеяться до упаду, так и горько плакать. А каждый писатель, конечно, немного садист. Кому бы не хотелось довести читателя до слез? И сегодня мы поговорим о том, какими приемами можно заставить почти любого рыдать навзрыд. Один из самых очевидных способов – это физическая смерть персонажа. Над полюбившимся героем, которого не стало, все будут рыдать в три ручья. Но это должен быть непременно полюбившийся герой, которого действительно жалко. Несимпатичный персонаж вряд ли способен кого-то растрогать. И, конечно же, стоит избегать смерти в самом начале произведения. Читатель еще не успел привыкнуть к герою, а потому его внезапная смерть вызовет скорее недоумение, чем слезы. Еще один верный прием, способный тронуть даже каменное сердце – введение в текст кого-то, кто будет всей душой любить нашего героя и заботиться о нем. Может, это будет мальчик, который ухаживает за больной раком матушкой

Искусство, безусловно, имеет большую власть над человеком. Хорошая книга легко может заставить, как смеяться до упаду, так и горько плакать. А каждый писатель, конечно, немного садист. Кому бы не хотелось довести читателя до слез? И сегодня мы поговорим о том, какими приемами можно заставить почти любого рыдать навзрыд.

Один из самых очевидных способов – это физическая смерть персонажа. Над полюбившимся героем, которого не стало, все будут рыдать в три ручья. Но это должен быть непременно полюбившийся герой, которого действительно жалко. Несимпатичный персонаж вряд ли способен кого-то растрогать. И, конечно же, стоит избегать смерти в самом начале произведения. Читатель еще не успел привыкнуть к герою, а потому его внезапная смерть вызовет скорее недоумение, чем слезы.

Еще один верный прием, способный тронуть даже каменное сердце – введение в текст кого-то, кто будет всей душой любить нашего героя и заботиться о нем. Может, это будет мальчик, который ухаживает за больной раком матушкой? Или юноша, который пытался спасти свою возлюбленную от смерти, да самую малость не успел?.. У всех нас есть близкие люди, которые нам дороги, и потерять их – смерти подобно. Поэтому читатель подсознательно ставит себя на место персонажа, оплакивающего смерть дорогого ему существа. От слез здесь не удержаться…

Еще один «слезовыжимательный» аспект – смерть не буквальная, но метафорическая. Это когда герой теряет что-либо, очень дорогое для него: отношения, работу, веру, мечту всей жизни. Естественно, этот прием сработает лишь в том случае, если потеря героя имеет для него огромное значение. Когда героя увольняют с самой обычной неинтересной работы, это способно вызвать у читателя лишь капельку сочувствия. Но если наш персонаж теряет дело всей жизни, в которое вложил все свои силы и веру, то это настоящий удар как для него, так и для читателя. Такой момент мало кого оставит равнодушным.

Любовь между героями тоже способна заставить публику пролить немало слез. Разумеется, в данном аспекте нас не волнуют счастливые безоблачные отношения. Нам нужно показать их недоступность, невозможность. Как это сделать? Давайте разберемся.

Берем героя, который симпатичен аудитории. Показываем его любовный интерес, не менее симпатичный и интересный, чем он сам. Читатели должны всей душой захотеть, чтобы эта парочка была вместе. Но пусть на пути их любви будет неисчислимое количество препятствий.

Например, они уже могут находиться в отношениях с другими людьми, или и вовсе быть в браке. А, может, герои крепко завязли в дружбе, когда один любит другого, но тот будто бы считает его лишь другом? В какой-то момент вы «убиваете» эти отношения. Герой не получает взаимности от своей любви, и вынужден сбежать в отчаянии. Однако для самого мощного эмоционального взрыва нам необходимо «возрождение». Отношения внезапно «воскрешают» из мертвых. Случается что-то, что все же соединяет нашу пару. И тогда читатели рыдают, но уже слезами счастья…

Еще один путь – поставить в центр сюжета борьбу героя с каким-либо своим недостатком. Например, персонаж очень робок и должен приобрести веру в себя. А теперь повышаем ставки. Пусть мечтой всей жизни героя станет победа в международных спортивных соревнованиях. Но его страхи и неуверенность мешают ему прийти к своей мечте. Как извлечь максимум напряжения из этой ситуации? Мы должны убить всякую надежду читателя на счастливый финал для героя. И в последний момент, когда кажется, что все пропало, нам на помощь приходит счастливый случай. Он помогает герою снова поверить в себя и одержать победу над обстоятельствами. Самое время проронить слезинку от гордости за него, не так ли?

Такая модель «смерти-возрождения» весьма эффективно давит на эмоции. Главное – убедить читателя, что все надежды мертвы. Чем убедительнее это выйдет – тем больше слез прольется в итоге.