В детские годы, бывает, задаёшься самыми бессмысленными вопросами: почему снег белый, почему небо голубое, почему вороны чёрные и т.п. Ответы на них ты получаешь не всегда. Взрослые часто отмахиваются от тебя. И, бывает также, что вопросы эти остаются с тобой на всю жизнь, а ответы на них ты получаешь в самых неожиданных местах.
Но то была присказка. Сказка начнётся сейчас. В ранние годы любил я книжки с картинками и историческое кино. Ну вот и возник у меня вопрос: почему так странно одевали солдат в 18-19 веках??
Все эти мундиры попугайских расцветок, эполеты, аксельбанты, галуны и лампасы. А головные уборы -- отдельная песня! Никто из окружающих взрослых убедительного ответа мне дать не смог.
С возрастом я начал кое-что понимать...
Атавизм рыцарства
Так исторически сложилось, что война была делом аристократии. А потому каждый уважающий себя вояка на поле боя искал личной славы. Значит, надо было быть максимально заметным. В средневековье был герб, в более поздние времена -- роскошная и вычурная форма. Вспомним неаполетанского короля и маршала наполеоновской армии Мюрата в его опереточном облачении с попоной из леопардовой шкуры.
Эстетизация войны
Сама по себе война -- дело не очень привлекательное. Часто и пахнет там нехорошо. А потому с древности ей пытались придать благородный флёр. И приукрасить процесс человекоубийства. Делали нарядными оружие и доспехи. Сопровождали идущих в бой оркестрами. Отсюда и яркая форма.
Неожиданный финал
Окончательный ответ пришёл в странном месте, в непонятное время. В годы юности довелось мне недолго трудиться начальником отдела продаж на швейной фабрике. Шили мы спец.одежду. Из постоянных клиентов -- две местные птицефабрики. Они и модели заказывали одинаковые, но был один нюанс. Если первая фабрика брала спецовку одного оливкового цвета, то вторая примерно так: три комплекта красной, восемь чёрной, пять синей с зелёной кокеткой (деталь с верха спины) и т.п.
Производство от таких заказов просто сатанело. Это разноцветье приходилось кроить вручную, что значительно удорожало процесс, но не влияло на цену. И вот однажды я выловил снабженца со второго птичника и спросил: почему?
Ответ был удивительный. Директор фабрики, глядя в панорамное окно своего кабинета, видел по цвету одежды, работники какого цеха бездельничают, безобразничают или воруют!
Вот тут пазл окончательно в моей голове сложился. В эпоху, когда связь осуществлялась только через вестовых, разноцветная форма решала задачу управления войсками. Стоя на холме, командующий видел, что его егерей в зелёном теснят фузилёры врага в чёрном, но на помощь уже спешат лейб-гренадёры в красном с золотом.
Да, процесс познания бывает крайне извилист))