Последнее время мне часто попадается формулировка "эффект Манделы", описывающая ложные, но совпадающие у нескольких людей воспоминания о каком-то событии. Действительно, как целая группа людей может помнить о том, чего никогда не было? Приведу пять примеров и свои объяснения.
№1 СМЕРТЬ НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ
В 2013 году умер государственный деятель Нельсон Мандела. Новость о его смерти вызвала совершенно непредсказуемую реакцию: люди были удивлены, что он вообще был жив до того момента, а не умер в 1980 году в заключении. Тогда американская писательница и, как она сама себя называет, исследовательница паранормальных явлений Фиона Брум ввела термин "эффект Манделы".
Почему она вообще обратила на это внимание, одной ей известно. Исчезновение популярного человека с экранов всегда ведет к забвению для большинства зрителей. Забытый медийный персонаж перестает существовать в сознании людей, как и ассоциированный с ним человек. Любые новости о нем спустя время вызывают удивление и неохотное копание среди захороненных воспоминай.
Поэтому первая причина ложного коллективного воспоминания - невнимательность к чему-то, угасание или полное отсутсвие интереса, безразличие к деталям. Тема перестает быть актуальной и условно закрывается.
№2 ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ И ДАРЕНИЕ АЛЯСКИ
Вторая причина - отсутсвие знаний. Шанс поймать себя на ложном воспоминании или стать жертвой фейковых новостей в области, которой Вы занимаетесь, невелик.
Сейчас информации много и она легкодоступна. Опечатки и даже намеренные ошибки не всегда замечаются, становясь нашими воспоминания. Например, хороший врач может разбираться в истории гораздо хуже, чем в медицине. А вот историк, скорее всего, поморщится от утверждения, что императрица Екатерина Вторая подарила Аляску, ведь ее не подарил, а продал по очень выгодному тогда курсу ее правнук Александр Второй.
№3 ШОУ-БИЗНЕС
Нейробиологи давно показали, что наши воспоминания не хранятся в целостности и сохранности в каких-то специальных ячейках мозга, они извлекаются и перезаписываются. Каждый раз вспоминая какое-то событие, мы таким образом извлекаем его и перезаписываем заново, незначительно изменяя. Сотни мельчайших изменений превращаются в более крупные. Так, например, может меняться цвет одежды, прически и другие детали воспоминания.
Попробуйте вспомнить любое событие, которые Вы точно помните во всех деталях, запишите его и сделайте то же самое завтра, а еще лучше - через неделю и сравните. Воспоминания будут отличаться, ведь каждый раз Вы вспоминаете его, грубо говоря, с новым жизненным опытом и интерпретациями.
Это и есть ложные воспоминания. Хотя с точки зрения электрофизиологии такие воспоминания никак не отличаются от настоящих. Да и сам человек никогда не отличит одно от другого.
Собственно, на этом построена вся психология. Травмирующее или нежелательное воспоминание перезаписывается. Помните в "Гарри Поттере" ребят учили превращать страшное в смешное? Вот это оно. Конечно, время и качество терапии зависит от самого воспоминания и от психолога. Если же Вы хотите что-то забыть, то не вспоминайте это вообще или хотя бы часто и в деталях, не рассказывайте о нем всем и каждому. Без подпитки воспоминания станет слабым и исчезнет.
Игры с акцентами на правильные воспоминания активно используются в пиаре. Например, что говорить, о ком, как часто, когда и где. Иногда, конечно, смена ярлыков происходит сама собой, но чаще всего, за этим стоит огромная работа над образом. Многие из Вас помнят, что Ксения Собчак вела "Дом-2" или наоборот, что на Анастасию Волочкову и Николая Баскова покупали билеты в Большой театр?
Так что, третья причина ошибочных коллективных воспоминаний - смена образа. Мода в рамках социума, где мы существуем, постоянно меняется, и чтобы оставаться на плаву и на слуху, приходится меняться и быть актуальным.
№4 ПОДТЯЖКИ МИККИ МАУСА
Человек запоминает до 30% новой информации. Все остальное додумывается на основании собственного опыта, который, в свою очередь, формируется нашим окружением. Поэтому умные маркетологи оставляют 70% на повторение уже знакомого, чтобы новые данные полностью усвоились.
Два человека могут абсолютно по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Например, прочитать книгу или посмотреть вместе интервью, но прийти к абсолютно противоположенным заключениям. Поэтому, как правило, нам к комфортнее с людьми с похожим менталитетом. Можно сказать, что с такими людьми мы буквально понимаем друг друга с полуслова.
Если Вы думаете, что на Вас не влияет Ваша семья, друзья, коллеги или паблики, на которые Вы подписаны, то опять же, запишите свои мысли, а потом сравните до и после тесного общения с кем-либо.
Додумывание - четвертая причина ложного мышления и самая популярная в сети. Обычно под ним подразумевают мелкие детали логотипов, незначительные фрагменты героев мультфильмов, музыку, фразы из фильмов или даже позы на картинах и в скульптурах, которые одинаково додумались у большого количества людей. Например, черный кончик хвоста у Пикачу по ассоциации с настоящими животными или подтяжки у Микки Мауса.
№5 "УЗНИК" ЛЕРМОНТОВА
Пятой причиной, безусловно, служат ассоциации. Пример с "Узником" приводится буквально в каждом посте про Эффект Манделы, но он настолько удачный, что я тоже не стану исключением.
Во-первых, на вопрос, кто автор "Узника", очень многие отвечают, что Лермонтов. Это тоже к вопросу про эрудицию, но почему тогда именно Лермонтов? Потому, что он мог бы написать такое мрачное стихотворение.
Во-вторых, приводится фрагмент стихотворения от 1822 года, где орел вскормлен "на воле", а не "в неволе". Я склоняюсь, что это все же те самые фейк ньюз, так как на официальных книжных сайтах приводится второй вариант. Но первый вариант как-то логичнее, так что, даже не знаю:)
__
По моему мнению, эффект Манделы - это дань моде называть все, что может быть названо. Ни больше ни меньше.