1. “А ты уже решил, кем хочет быть?” – не стоит слишком рано задавать этот вопрос. До 12 лет у детей интересы хаотичны. Поэтому сегодня дочка увлекается танцами, завтра просится на футбол, а через месяц не выпускает кисть из рук. В этот период стоит пробовать много всего и искать, что же увлечет. Так ребенок научится понимать себя.
В этом возрасте дети со многими профессиями даже не знакомы. Они могли видеть воспитателей, врачей, но ничего не знают о бизнес-аналитиках, project-менеджерах и т.д.
2. “Пусть хоть куда-то поступит”, “Пойдем туда, куда по баллам попадем”, “Главное - хоть куда-то поступить. Потом решишь, кем работать”. В России считается большим провалом, если ребенок никуда не поступил сразу. Но есть страны, где детям дают возможность понять себя и выбрать будущее. Например, в Финляндии после 9 класса ребятам дают возможность целый год ничего не делать. Они могут отдохнуть и принять решение, пойдут ли в старшую школу или в профессиональный колледж.
3. “Я пожил, я лучше знаю”. Родители навязывают свой опыт и представления, кем работать. Критериям выбора могут стать престижность профессии, перспективы, потенциальные доходы и т.д.. К сожалению, они не всегда основываются на реалиях рынка, а уж про ориентацию на интересы и желания ребенка молчу.
4. “Английский идет хорошо, переводчиком будешь”. Не стоит выбирать профессиональную область по предметам, которые легче даются в школе. Например, английский язык может быть инструментом, а не ключевым навыком. Поэтому лучше выбирать профессиональную область, только потом накладывать на нее навыки и возможности подростка.
5. “Нужно обязательно продолжить семейные традиции”. Семейные династии – это прекрасно. Иногда ребенок воспитывается в такой атмосфере, что и выбора другого нет. Мама врач, папа врач. Дедушка и бабушка тоже. Никакая другая профессия для следующих поколений не рассматривается. Спустя время дети понимают, что пришлось потратить годы на профессию, которая совсем не по душе.
Поделитесь, пожалуйста, как родители повлияли на ваш профессиональный выбор?