Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего канала. Сегодня я хочу вспомнить о событии, произошедшем более 100 лет назад, 19 января 1920 года. В этот день в рамках объявленного и активно развивавшегося «Ленинского плана монументальной пропаганды», перед зданием МГУ на Моховой улице были торжественно заложены памятники выпускникам университета и основоположникам теории «русского социализма» Александру Ивановичу Герцену и Николаю Платоновичу Огареву. Оба они были весьма почитаемы советской властью и лично В.И. Лениным, работу которого «Памяти Герцена» в свое время чуть ли не наизусть заучивали все школьники Советского Союза.
Лично для меня событие произошедшее 103 года назад главным образом представляет интерес в том плане, что автором изваяний двум российским вольнодумцам стал замечательный , весьма знаменитый к тому времени русский скульптор
Николай Андреевич Андреев (1873–1932)
Русский и советский скульптор, один из самых видных отечественных ваятелей первой половины 20 – го века. В 1901 году окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1904 году вступил в Товарищество передвижников. В 1906 году молодой скульптор неожиданно для многих мэтров становится победителем конкурса на памятник Гоголю в Москве, который планировалось установить к столетию великого писателя на Пречистенском бульваре.
В апреле 1909 года состоялось торжественное открытие памятника пьедестал, которого был разработан архитектором Шехтелем и украшен барельефами гоголевских персонажей.
Заявив о себе как о невероятно самобытном ни на кого не похожем скульпторе, Андреев практически сразу же получает от московских властей заказ на увековечивание памяти великого русского врача – гуманиста Федора Петровича Гааза всю жизнь спешившего делать добро
Ещё один потрясающий по силе своего эмоционального воздействия мемориал работы Н.А. Андреева, можно увидеть на Армянском кладбище (вход почти напротив Ваганьковского). Он установлен на могиле Николая Лазаревича Тарасова (Тарасян) нефтепромышленника, мецената, одного из богатейших людей России трагически погибшего в возрасте 28 лет
После Революции 1917 года, Андреев, будучи весьма известным скульптором, не только в России, но и в Европе, наверное мог бы эмигрировать и жить где ни будь в Париже в свое удовольствие, но он решает остаться и поставить свое искусство на службу советской власти.
Как я уже упоминал, в 1919 году он выиграл конкурс на проект памятника Герцену и Огарёву, торжественная закладка которого прошла 19 января 1920 года.
В условиях тогдашнего тотального дефицита всего и вся, скульптор отказался от традиционных для монументов такого плана бронзы или мрамора. В качестве основного материала для скульптур мастер использовал бетон с мраморной крошкой.
А. И. Герцен изображён стоящим в полный рост со скрещёнными на груди руками. На правом плече у него плащ, ниспадающий декоративными складками. Н. П. Огарев изображён во весь рост с крылаткой, перекинутой через согнутую правую руку
Торжественное открытие памятников состоялось 10 декабря 1922 года. Вот уже более 100 лет бывшие выпускники МГУ «охраняют» вход в свою «альма матер».
В начале 1920-х Н. А. Андреевым создано с натуры огромное число портретов Ленина, вошедших в его знаменитую «лениниану» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Маленькую копию одного из этих портретов носил в карман у самого сердца каждый член КПСС наверное не всегда и догадываясь кто нарисовал портрет вождя изображённый на партбилете.
Н. А. Андреевым создано с натуры также огромное число портретов политических деятелей, советских идеологов, деятелей культуры и науки, в том числе — делегатов конгресса Коминтерна: А. В. Луначарского, И. В. Сталина, М. Горького, К. С. Станиславского, М. А. Чехова, Ф. И. Шаляпина, Н.К. Кольцова и многих других.
Ныне все они находятся в Третьяковской галерее. Возможно именно этот факт спас от полного уничтожения его главное творение – памятник Гоголю
В 1952 году к столетию со дня смерти писателя было принято решение памятник работы Андреева изображавшего мрачного измученного душевными терзаниями Гоголя заменить, на веселого жизнерадостного писателя с одобрительной улыбкой взирающего на Москву советскую. Автором нового монумента стал скульптор Томский, а на постаменте вместо литературных персонажей появилась надпись «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю» от правительства Советского Союза».
Старого Гоголя, слава Богу, отправили не на свалку истории, а в «ссылку» в Донской монастырь, где он в прочем пребывал не так долго.
В 1956 году памятник был установлен на Никитском бульваре во дворе дома, где он жил и где скончался.
Впрочем, Николай Андреевич Андреев всех этих перипетий к счастью не застал. Скульптор скончался в 1932 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище буквально в нескольких шагах от могилы перезахороненного там, в 1931 году Гоголя.
Вот такая почти мистическая история . На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.