Недавно была статья про поселок Сокол, что сохраняется уже почти столетие посреди Москвы со своими зелеными садами. Упомянул одно событие в истории этого места – падение самолета «Максим Горький» прямо на коттеджи «Сокола». Решил чуть подробнее остановиться на этом эпизоде, в частности вспомнить уникальный самолет, завершивший свой последний полет посреди зеленых аллей.
Итак, самолет «Максим Горький» - вершина советской авиационной мысли. Давать самолетам, а также пароходам, городам и улицам, имена еще вполне живых людей в 30-е годы прошлого века было в порядке вещей. Интересно и то, что уникальная машина задумывалась прежде всего как агит-самолет, а уже потом шло ее военное или транспортное предназначение. Построенный в 1934 году, «Максим Горький» реально опередил свое время. Оснащенный 8-ю двигателями, он мог перевезти 70 пассажиров на расстояние 1200 километров со скоростью около 200 км/час. На борту были каюты со спальными местами, буфет и библиотека. Бортовая радиостанция транслировала свои передачи, а кинопроектор имел возможность проецировать кинокадры прямо на облака.
Здесь имелись автопилот и дистанционная система управления рулями, собственная электростанция и пневмопочта. Удивительно, но это был настоящий прообраз современных лайнеров, по уровню оснащения мало чем уступавший самолетам, появившимся через десятилетия.
Это было громадное достижение СССР, и к нему относились, как к достижению. На нем возили передовиков производства, катали над Москвой иностранных гостей, били мировые рекорды – и речи совершенно не шло о практической эксплуатации, все было непрерывной агитацией и рекламой. По сути это его и погубило.
18 мая 1935 на самолет посадили работников Центрального института гражданской авиации, которые создавали этот гигант, с членами их семей. Предполагалось, что, взлетев с Центрального аэродрома на Ходынке, «Максим Горький» должен был сделать несколько кругов над столицей, сопровождаемый двумя самолетами, истребителем И-5 и разведчиком Р-5. Первый выполнял бы вокруг огромных крыльев фигуры высшего пилотажа, которые бы сняли на кинопленку операторы, находившиеся на втором.
Летчик Благин, пилотировавший истребитель, понимал серьезность ситуации, но кинематографисты настаивали. Пилот сумел совершить несколько бочек рядом с гигантом, но не справился с управлением и таранил крыло «Максима Горького», застряв в нем. Огромный самолет рухнул вниз. Катастрофа произошла как раз над поселком «Сокол». Два коттеджа были полностью разрушены – удивительным образом на земле никто не погиб, лишь несколько человек получили травмы. Не загорелось разлитое авиационное топливо – еще и благодаря этому жертв и больших разрушений в поселке удалось избежать. К сожалению, все кто был на борту самолета – пассажиры и экипаж, погибли.
Погибшие были похоронены на Новодевичьем кладбище, разрушенные дома быстро восстановили – и сейчас, наверное, никто особо не вспоминает об этом событии. Ну разве только, услышав рассказ, совершая экскурсию по поселку «Сокол» или наткнувшись на большой барельеф на старой монастырской стене…
Хотите узнать - нужно ли Екатеринбургу метро?
Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда