Окончание. Первая часть тут, вторая тут.
.....
Выход на работу в банк.
Я помню первые дни смутно, если честно. Никуда ехать "вживую" не пришлось, всё удалённо. Были какие-то встречи. Ну, наверное. Их не быть не могло. Все не помню, но три были ключевыми.
Первая - с моим руководителем в рамках компании, и руководителем банковской аналитики по направлению, где предстояло работать. Забегая вперёд: девушка, выходец из той же компании, где я обучался. Прекрасный специалист и отличный человек. Да, может раздать люлей за бездельничанье/глупость/непонимание тех моментов, которые явно уже должен знать - "ну здрасьте. Мы с тобой уже это проговаривали" (с). Более того - и регулярно раздаёт ведь. Дежурные шутки про "волшебные тапки" уже давно часть нашего внутреннего фольклора.
Но в каких-то сложных ситуациях она помогает обязательно. Один из моих коллег Катю сравнил со строгим, но справедливым сержантом в учебке. Я же ей подарил в своё время пятак Екатерины II - ну, раз она Екатерина, то Великая. А почему вторая, пусть уж сама разбирается:) И, надо сказать, я ей очень сильно обязан - без её жесткого, но грамотного контроля и помощи влиться в профессию было бы реально проблематично. С меня при случае зачтется.
Вторая - важная - с руководителем (лидом) рабочей группы. С ним мы в итоге не нашли общего языка. Это, надо признать, было в бОльшей степени моей виной. Впрочем, ситуация разрешилась по-китайски, в формате сидения на берегу реки, и ожидания, когда что-то да проплывет мимо. Сейчас Валентин ушел из банка в другой проект. Всего ему там наилучшего - человек он, в общем то, неплохой. С новым лидом отношения, слава богу, сложились вполне ровные.
Третья - могла бы быть важной, но... - с ментором от моего работодателя. Да, на первых порах к любому новичку (на птичьем языке "джуну", от junior) компания обязательно прикрепляет куратора из числа опытных коллег. Что тут сказать, забегая вперёд... наверное, Артёму, если бы он имел дело с металлоискателями, стоило бы работать в АКА. Помните тот момент, что, читая АКА-шные инструкции, ты узнаёшь очень много интересного. Об общих принципах металлопоиска; о том, как устроен и работает прибор; о том, почему с тем или иным металлоискателем нет находок... в общем, обо всём, кроме основного - как настраивать именно их детище в каждой конкретной ситуации. С Артёмом по сей день общаюсь с удовольствием, но, наученный прежним опытом, стараюсь рабочие вопросы формулировать предельно конкретно, а расплывание мыслью по древу - пресекать. Иначе его монологи имеют привычку занимать всё доступное время, а сухой остаток от них... такое себе.
.....
Следующий этап - настройка необходимых доступов и получение документации на ознакомление.
Настройка доступов в банке формализована и поставлена на поток. Занимался этим лид команды, куда меня определили. Я в итоге получил всё готовое, и, в общем то, не парился по этому поводу. Кстати, сейчас периодически случается рутинка, когда надо помочь кому-то из коллег, например, завести запрос на разблокировку учетной записи - стараюсь вписываться и делать. Рутинка, короче говоря.
А вот с документацией всё не настолько просто. Да, процесс онбординга (в переводе с "птичьего языка" - ввода нового сотрудника в коллектив и ознакомления с рабочими процессами) тоже на потоке, но... В общем, прочитать инструкцию ты можешь хоть десять, хоть сто раз. Но реальность такова, что пока не столкнешься с той или иной ситуацией сам, инструкция остается абстрактным текстом. Общая ли это проблема, или же лично моя - сложно сказать. Но, чтобы понять, надо пощупать и повертеть самому.
.....
Команда.
Могу сказать, что тут мне скорее повезло, чем нет.
Не повезло в том смысле, что вся команда оказалась из одной фирмы, конкурирующей с нами. То есть, их так же, как и меня, продали в банк, но так сложилось, что многие ребята работали вместе на других проектах. Я оказался... ну, чужим среди своих, наверное. И это обязывало к тому, что ваш покорный слуга не должен был ударить лицом в грязь. Забегая вперёд, скажу так - я ударил. Неоднократно, с очень звонким "плюх!".
Повезло, что все ребята оказались в целом вполне адекватными. С кем-то общаться приятнее и проще, с кем-то где-то чуть сложнее, но в целом сейчас, спустя время, я какой-то " инаковости" по работодательному признаку не ощущаю. Работаем вместе, и ладно.
.....
Первые задачи.
Какое-то количество по началу было в духе пресловутого "три П" - принеси, подай, пошел лесом, не мешай.
Поменять текстовку, выводимую на той или иной экранной форме. Добавить/убрать отображение какого-то параметра. Ну и так далее.
Цель таких задач для новичка - не столько сделать их (а сделать всё равно придётся, просто опытный аналитик такое щелкает за 10 минут, из которых 9 тратит на приготовление кофе и на то, чтобы его выпить). Речь про то, что на таких задачах набиваешь руку на оформлении требований - в самих ли задачах, во внутренней ли информационной базе (confluence). Тут учишься искать по быстрому, где что лежит, и к кому приставать с вопросами.
Кстати, мне, несомненно, повезло попасть в проект, где структура знаний очень хорошо упорядочена. От коллег регулярно слышу про легаси код (в переводе с птичьего - оно как-то работает, но одному господу известно как. Те, кто это делал, уже не с нами, а документация, если вообще была, давно и прочно про... долбана). Сам сталкивался по минимуму с таким. И надо сказать, в этом есть очень большая заслуга упомянутого выше товарища сержанта, Екатерины Великой:)
.....
Первый облом.
Прилетела задачка - взять документацию по определённой системе (не скажу, сколько листов, но мнооооого!), выпилить из неё часть разделов, а в оставшихся определённым образом поправить ссылки. Для понимания, количество ссылок под правку - число четырехзначное. Проблема заключалась в том, что любимый мой вариант расчленения большой задачи на скоуп (с птичьего - набор, совокупность) более мелких - "мамонта едят по частям" (с) - не работал. Надо было всё это сделать в одной ветке,. одним мердж реквестом (с птичьего - внесением изменений).
Возился я неоправданно долго. Несколько раз считал, что всё готово, но получал отлуп на ревью (с птичьего - проверка проделанной работы более опытным либо независимым коллегой).
Попробовал договориться о разбиении задачи. Предсказуемо, ничего не вышло. Под конец начал даже откровенно психовать.
В итоге девушка, которая меня проверяла, плюнула, мол - ну чего ты, тут дел осталось на полдня - забрала эту задачу себе и быстро доделала. Опыт и внимательность, внимательность и опыт.
И да, сейчас с ней прекрасно общаемся. Всё в порядке.
.....
Второй облом.
Прилетела задача, которая уже затрагивала некие существенные функции приложения. Не так давно мы с коллегой её делали, и скажу так - даже сейчас, с обретением некоторого опыта, она не выглядит простой. Как минимум, пришлось много вещей делать "с нуля", еще больше дорабатывать. И уж точно в ней никак не обойтись без консультаций коллег из смежных групп и подразделений.
На тот момент у меня не стояло задачи сделать всё это. Так, сделать декомпозицию (разбить задачу на мелкие подзадачи, которые можно впоследствии делать независимо. Ну или на этапы работ, если хотите), и оценить работу по времени.
Эту задачу я с треском провалил. Провалил просто потому, что даже не знал, как к этому всему подойти. Спросить у кого-нибудь? Чтобы нормально спросить, надо знать больше половины ответа. А я был зелёным-зелёным нулём.
В итоге за неделю то ли две я не сделал фактически ничего.
А потом - загремел в больницу. Сначала на месяц, потом еще на две недели. Хорошо, что жив остался. Плохо то, что на работе тем временем надо мной начали сгущаться тучи.
.....
Первый успех.
Вернувшись на работу после больничного, я осознал одну простую вещь - лид команды банально не доверяет мне, не считает компетентным сотрудником, и не очень рад, что я работаю в его команде. Уволить меня своим решением он, к счастью, не мог, но поспособствовать увольнению - очень даже.
Закончиться всё могло бы очень грустно, если бы не компания-работодатель. Она за меня вписалась всеми возможными ресурсами. В деталях рассказывать не буду, но мою лояльность это подняло на очень высокий уровень. Не в последнюю очередь на контрасте с потребительски отношением работодателя на прежних местах работы.
Ну и сюда же лид аналитики, та самая Екатерина Великая. Ей обязан очень сильно, с меня при случае зачтется.
Она, добротно промыв мне мозги:
- выдала задачу. Нормальную задачу, не простую, но и не сверхсложную;
- установила сроки её решения. В формате уложишься - останешься, нет - прощаемся;
- показала, как ранее одним коллегой решалась если не аналогичная, то очень схожая задача;
- установила жесткий личный контроль за поэтапным выполнением работ;
- лично проверяла меня на каждом шагу, указывала на недоработки и ошибки, и заставляла править.
Задача была сделана. Пусть не совсем в срок - техническое задание имеет свойство меняться по ходу работы. Пусть вышла в закрытом виде - в изначальной проработке со стороны бизнес-аналитика и бизнес-архитектора были неочевидные, но критически важные ошибки.
Но - задача была сделана.
С этого момента жить стало значительно проще. Появился практический опыт. Появилась некоторая уверенность в себе. Не скажу, что всё шло гладко - определённые замечания к моей работе появлялись регулярно. Но в целом жизнь наладилась.
И, главное, я понял, как оно в принципе всё работает, и как должно делаться.
.....
Отношения в команде и вне её.
Практика показывает, что всё знать нельзя. Всегда нужна помощь. Чаще всего приходится ходить к коллегам-аналитикам, если дорабатываемый тобой функционал затрагивает их области. Например, я занимаюсь преимущественно доработками, связанными со вкладами. Если же доработка затрагивает, например, переводы с карт на вклады - скорее всего, придётся идти с вопросами к "картежникам".
Не менее часто приходится ходить к разработчикам. То, что я пишу - им превращать в программный код, так что их советы совершенно необходимы. Элементарно может быть такое, что мои фантазии или не могут быть реализованы, или что либо можно и нужно делать по другому. Опять же, если разбирается какой-то дефект/инцидент - практика показывает, что они находят ошибки гораздо быстрее меня. А зная, в чем проблема, её и решать проще.
Третья категория - аналитики в смежных подразделениях. Обмен данными между системами, получение какой-либо информации - это всё к ним.
А ещё есть бизнес-аналитики, бизнес-архитекторы, продакт-оунеры, представители бизнеса, тестировщики - и так далее, и тому подобное.
Общаться приходится постоянно. Задавать вопросы - регулярно. Помогать коллегам - очень часто. Обмен информацией/взаимопомощь - норма жизни. Сегодня ты кому-то не ответил, а завтра точно так же не ответят тебе. Так что, будь добр, можешь - помоги.
И тут мне либо повезло, либо нет, но за всё время работы попался ровно один человек, которому готов при случае крепко пожать горло. К сожалению, тоже аналитик, и даже в одной компании работаем. Но один... вот честно, концентрация альтернативно-одарённых на прежних местах работы была выше на порядок.
Сказанное выше касается только работы. Жизненные ориентиры, политические взгляды, определенная инфантильность - тут был и, наверное, остаюсь белой вороной. За редким исключением все коллеги мне годятся чуть ли не в дети. И у них своё видение мира. На мой взгляд, крайне упрощённо-эгоцентричное, где-то между "я - личность" и "яндекс-доставкой". Но общаться по нерабочим вопросам - дело такое, сугубо добровольное.
Ещё один минус в общении - культурный код. Мое поколение, несмотря на появление интернета, жило анекдотами. Нынешнее юмор в большей степени визуализирует. Видосики, тиктоки, мемы. Хорошо это или плохо, сказать не могу. Наверное, это надо воспринимать как данность.
Но очень забавно наблюдать бывает вещи, связанные с разницей возрасте. Живой пример: обсуждение в команде, дескать, надо сделать то-то и то-то. Кто-то из коллег подсказывает, что это давно уже делалось, просто прикопали до лучших времён. В ответ на предложение раскопать я, естественно, процитировал старое как мир: "сказал "хватит разврата" и выкопал стюардессу" (с). Смеялся единственный коллега, который как раз мне ровесник, плюс-минус. Остальные десять просто не поняли.
Что касается каких-то вариантов общения вне работы - тут всё несколько сложнее.
Если речь идёт про коллег внутри компании-работодателя, то да, есть несколько региональных офисов. Есть корпоративы общие, и есть локальные посиделки офиса московского. Который, к моему огромному удовольствию, самый возрастной. И предложение поделиться воблой из уловов по первому льду, например, достаточно быстро приводит к организации локального сабантуя:)
С коллегами по работе в банке встретиться сложнее. Сам по себе банк проводит какие-то мероприятия, но для штатных сотрудников. Внешние же контракторы - мимо кассы. Собраться самостоятельно... рабочая группа, увы, раскидана от Гомеля до Иркутска. Так что только посиделки в зуме/скайпе с игрой в Бункер, Мафию, Семейку Смит и так далее. Вот разве что в Брянск при случае поеду, там двое наших интеграционных тестировщиков. Надо будет кофе вживую попить.
.....
Результат.
Есть новая, стабильная и нормально оплачиваемая работа. Есть белая зарплата (кредиты брать не собираюсь, но пора уже о пенсии задумываться понемногу). Есть нормальный работодатель, который поставил себя так, что ему можно доверять.
Хотелось бы верить, что с ним не получится так, как с предыдущим.
.....
Такая вот история про мужика под пятьдесят, вынужденного что-то в своей жизни менять. Надеюсь, она была хоть немного, но интересна.