Найти тему
Культура Урала

Как один человек основал музей-заповедник. История Ивана Самойлова

Оглавление

В уральском селе Нижняя Синячиха рядом с современными коттеджами стоят старинные деревянные постройки прошлых веков. Яркие часовни, избы с расписными наличниками, пожарная станция с каланчой и многое другое – 20 зданий и сооружений XVII-XIX веков и огромная музейная коллекция образуют Нижнесинячихинский музей-заповедник, в котором воссоздана старинная уральская деревня.

Сельскую красоту спас и дал ей вторую жизнь Иван Данилович Самойлов. Визитной карточкой Нижней Синячихи является отреставрированный им Спасо-Преображенский храм. А главная музейная коллекция уральской народной росписи по дереву, собранная Самойловым, не имеет аналогов ни в одном музее мира.

-2

Иван Самойлов работал инженером-землеустроителем. Помимо работы, интересовался историей края и был известным в районе коллекционером. В 1978 году открыл Музей уральской живописи в отреставрированном Спасо-Преображенском храме.

За 10 лет создал народный, без государственной поддержки, музей-заповедник деревянного зодчества и долго не мог добиться для него статуса государственного.

История Ивана Самойлова

Иван Данилович родился в 1922 году в деревне Исаково в большой крестьянской семье. Глава семьи Данила Николаевич был уважаемым человеком, самым грамотным – окончил три класса церковноприходской школы. И детей своих он приучал к чтению.

В начале 30-х годов XX века хозяйство Самойловых попало под колесо коллективизации. У семьи забрали все, что можно было забрать. Отец вынужден был скрываться, а детям пришлось и в колхозе работать, и милостыню просить.

Когда все поутихло, Данила Николаевич вернулся и работал полеводом в колхозе «Искра», который при любой погоде давал хорошие урожаи, а его сын Иван окончил школу и начал работать помощником старшего землеустроителя.

Затем началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны Иван Самойлов был направлен в Черкасское военно-пехотное училище, эвакуированное в Свердловск, и уже в 1941-42 гг. участвовал в освобождении Можайска как младший лейтенант. Там он был ранен.

-3

После войны ему пророчили карьеру кадрового военного, но лейтенант Самойлов без всяких сомнений написал рапорт об отставке и вернулся в родной колхоз на должность инженера-землеустроителя.

На нем лежала большая ответственность: он устраивал порядок на земле, занимался съемкой местности, готовил сельскохозяйственные карты, контролировал режим севооборотов. Колхозы и совхозы работали по его проектам землеустройства.

Судьбоносное увлечение

-4

Помимо специальных знаний, Ивана Даниловича интересовала история России и Урала, искусство и культура народа. Он изучал археологию, палеографию, этнографию и другие дисциплины.

«В Москве, чуть выпадал досужий час, не вылезал из музеев, часто бывал в букинистическом магазине «Метрополь», в котором покупал книги об уральской старине <…>  Как это люди не понимают, что если человек интересуется искусством, то его интересует все: расписные туески, прялки, домовая роспись, колокольчики, книги по искусству и вообще хорошие книги - познавательные на любую тему. Человек интересуется этими делами, это значит - он живет полной жизнью, это - сама жизнь... Не согласен жить так: знать только свою казенную работу и свою квартиру, платить партийные взносы – это не жизнь, а прозябание на этом свете», – из дневников.

С расписного простенка крестьянской избы началась история коллекции Самойлова.

Однажды Иван Данилович по делам землеустройства заехал в деревню Пешково. У кирпичного дома он увидел необычную поленницу: дрова в ней были не простые, а расписные. Сразу догадался, что это такое: сам в детстве жил в избе с расписанными стенками. Домохозяин пояснил: «Да, вот, поставил новый дом, а старый, наследственный разобрал. Бревна распилил на дрова. Раскрашенные доски из простенков резать не стал, их можно целиком побросать в печку».

Ивана Даниловича эти слова ошеломили. Бросить в огонь то, чем любовались наши предки! Самойлов попросил хозяина продать доски. О музее он тогда не думал, просто красоту пожалел.

Но с тех пор начался кропотливый поиск. Из каждой поездки вез он домой присмотренные и купленные в какой-нибудь глухой деревушке расписную деревянную прялку, берестяной туесок, простенок, резной оконный наличник или филейную скатерть. Порой, не найдя попутный транспорт, в любую непогоду тащил на себе до станции массивную дверь или другую ценную старинную вещь. И все приобретал на скромную зарплату инженера-землеустроителя.

Церкви и дома как экспонаты

-7

В 1975 году, когда Самойлову предложили перевезти в Нижнюю Синячиху деревянную церковь из Бичур, он просыпался ночами и записывал в дневнике: «За перевозку церкви я возьмусь, не сделать этого я не смогу. Все равно спокойной жизнью жить не могу».

Хотя на тот момент Иван Данилович уже запланировал музей народного искусства в Нижнесинячихинской церкви и перевозку в Нижнюю Синячиху один-два дома с настенной росписью, он не верил, что у него все получится. Читаем в его дневнике: «Ой, как все это очень много, не верю – неужели все это должен сделать один человек?»

«Для меня отдых – в работе, иначе мне не обеспечить выполнение той работы, которую навесил на себя. Труд, труд, труд только может принести что-то. А у меня нет и дня свободного, нервничаю: мало делаю, не успеваю, напланировал выше головы и все хочу схватить».

Читайте полный текст на Культура-Урала.РФ