Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Будут ли латыши отдавать своих детей в "русские школы"?

   © Public domain / Jānis U / Rīgas 3. ģimnāzija
© Public domain / Jānis U / Rīgas 3. ģimnāzija

Все школы в Латвии не станут равными после того, как языком преподавания в них будет латышский

После отказа от билингвального образования в Латвии больше не будет русских или латышских школ. Но начнут ли русские и латышские дети учиться вместе? Таким вопросом задается Илзе Кузьмина на страницах Latvijas Avīze.

В Риге всегда были более короткие очереди в детские сады для нацменьшинств: русскоязычные и смешанные семьи часто выбирали дошкольное образование на латышском языке, а латышские семьи, как правило, не хотели отдавать своих детей в детские сады нацменьшинств. Такая же ситуация была и со школами: русские дети ходили в латышские школы, но не наоборот.

При этом можно предсказать, что в Риге со временем станет меньше школ, потому что больше не будет смысла содержать латышскую школу и бывшую русскую школу в одном микрорайоне. Таким образом, выбора будет меньше.

Готовы ли латыши отдать своих детей в бывшие русские детские сады и школы теперь?

Во-первых, по мнению Кузьминой, для этого родители "должны быть уверены, что уроки действительно, а не формально будут вестись на латышском языке, что учитель сможет действительно хорошо говорить по-латышски, что технический персонал школы, контактирующий с их ребенком, тоже будет говорить по-латышски, и что ребенок на переменах не будет белой вороной, с которым никто не разговаривает, потому что он не знает русского".

Во-вторых, чтобы родители преодолели опасения и предубеждения в отношении русских школ, те должны быть лучше, чем соседние латышские, однако здесь картина не особо обнадёживающая.

Согласно рейтингу школ, лучшей школой нацменьшинств в столице является Рижская 34-я средняя школа, однако на данный момент в Риге немного русских школ, качество образования которых могло бы привлечь латышей.

По мнению автора, если действительно есть желание латышизировать русские школы, то надо вкладывать больше средств в улучшение их качества, даже если это будет несправедливо по отношению к латышским школам.