19 января Антуану Фукуа исполняется 57 лет. Американский постановщик прославился еще в 1990-х, снимая видеоклипы для Тони Брэкстон, Стиви Уандера и Принса. Уже тогда он восхищался Акирой Куросавой и грезил о карьере кинорежиссера. Началась она с боевиков, в которых зубодробительный экшен удачно сочетается с драматическими элементами. Фукуа трудно назвать автором с узнаваемым режиссерским стилем, но точно можно отнести к крепким голливудским ремесленникам, создающим интересное кино со звездами первой величины. Time Out вспоминает 5 лучших фильмов Антуана Фукуа.
«Тренировочный день», 2001
Свой лучший фильм Фукуа снял на заре карьеры. Стартовав с двух разгромленных критиками боевиков, «Убийцы на замену» (1998) и «На живца» (2000), режиссер решился создать куда более серьезное, реалистичное и трагическое кино, подчиненное то ли животному инстинкту, то ли страху перед улицами криминальной Америки.
Искусство побеждать. Все фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему
Фильм показывает один день из жизни Джейка Хойта (Итан Хоук) – новичка отдела по борьбе с наркотиками полиции Лос-Анджелеса. Начинается он со знакомства с новым напарником, опытным полицейским Алонзо Хариссом (Дензел Вашингтон), чьи методы не всегда законны, но довольно эффективны. По крайней мере, так кажется на первый взгляд: у Алонзо есть надежные осведомители, которым он позволяет торговать наркотиками, есть сила и власть, чтобы творить беззаконие, позволяющее держать в узде преступные группировки города. Однако такие принципы работы, в которых добро и зло уже неотделимы друг от друга, могут привести к ужасным последствиям. Именно с ними и придется столкнуться Джейку в свой первый тренировочный рабочий день.
Эта картина – настоящее кино «серой» зоны. Мораль в ней можно толковать двояко. Герои, инструменты их влияния на жизнь города, происходящие события – все направлено в пекло внутренней нравственной борьбы идеалиста Джейка, впервые попавшего в мир, где победить беззаконие можно лишь другим беззаконием.
80 отличных коротких сериалов на любой вкус, которые можно посмотреть за выходные
Поразительно, что студия Warner bros. решила продвигать на «Оскар» Дензела Вашингтона, как исполнителя главной роли, в то время как Итан Хоук позиционировался актером второго плана. В итоге оба свои номинации получили, а Вашингтон, сыграв, возможно, свою лучшую роль, и вовсе был награжден второй в карьере золотой статуэткой. К слову, он также стал вторым в истории (после Сидни Пуатье) афроамериканским актером, удостоенным премии «Оскар» за лучшую мужскую роль.
«Стрелок», 2007
Боб Ли Суэйггер (Марк Уолберг) – один из лучших снайперов в США, способный поразить цель на огромном расстоянии. Об этом прекрасно знают в спецслужбах и приглашают его, когда президенту США грозит смертельная опасность. Благодаря своему опыту Боб должен отследить снайпера-убийцу и предотвратить покушение. Суэйггер соглашается и обнаруживает удобную позицию для выстрела в президента. В этот момент Боба пытаются убить – оказывается, в правительственных кругах созрел заговор, а почетный снайпер – тот, на кого хотят «повесить» вину.
Наркотики, вера в Бога и четверо детей: 15 фактов о Марке Уолберге
Властелин кино из Новой Зеландии. 10 фильмов Питера Джексона от худшего к лучшему
Далеко не все фильмы Антуана Фукуа, несмотря на принадлежность к жанру боевика, получаются остросюжетными. Акценты чаще всего смещаются в сторону – экшн в «Падении Олимпа», сеттинг в «Великолепной семерке», динамический визуальный стиль в «Освобождении». «Стрелок» же – классический пример остросюжетного кино с твистами и нарастающим чувством тревожного ожидания. Картина еще и тему преданного властью американского патриота поднимает: проработки, конечно, не хватает, однако это с лихвой компенсируется жанром. «Стрелок» может и увлечь, и лишний раз легонько раскритиковать американскую власть за империализм и грязные политические приемы.
«Великий уравнитель», 2014
Агент ЦРУ в отставке Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон) после смерти жены начинает жизнь с чистого листа. Он отказывается от своего боевого прошлого, работает в хозяйственном магазине в Бостоне, а по вечерам читает книги в местном кафе. Однажды Роберт заводит дружбу с юной проституткой Тери (Хлоя Грейс Морец), которая нуждается в помощи. Ее избивает сутенер, работающий на русскую мафию. Несмотря на то, что Роберт дал своей покойной супруге слово, что не станет вмешиваться в опасные игры, судьба сама подкидывает ему задачу – чтобы спасти девушку раз и навсегда, ему в одиночку придется разворошить гнездо мафии, продажных полицейских и других криминальных авторитетов Бостона.
В каком-то смысле в «Великом уравнителе», переосмысляющем одноименный сериал 1980-х, Фукуа возвращается к собственным творческим истокам: в актерском составе вновь появляется уже изрядно постаревший Дензел Вашингтон, а ему на пути попадается русская мафия. Эти сюжетные осколки заставляют вспомнить о «Тренировочном дне», хотя других сходств почти нет. Вашингтон перестает быть плохим парнем и играет типичного персонажа Лиама Нисона, только более эмпатичного. Мораль у фильма из серой превращается в черно-белую, да и художественным вызовом здесь не пахнет – простой, прямолинейный и здорово слепленный боевик. Всего понемногу: есть за кого переживать, экшн-сцены достойные, герои заурядные, зато диспозиция предельно ясна – добро должно победить. Как – неважно.
У фильма есть неплохой сиквел, а в 2023 году должен выйти триквел, тоже под чутким руководством Антуана Фукуа. На сей раз Роберт МакКол в исполнении Вашингтона будет защищать героиню Дакоты Фаннинг. Однажды Дензелу уже приходилось спасать 10-летнюю Дакоту на экране в криминальном триллере Тони Скотта «Гнев» (2004).
Все, что нужно знать о сериале «Одни из нас» и оригинальной игре
«Левша», 2015
В жизни боксера Билли Хоупа (Джейк Джилленхол) все прекрасно: чемпионские пояса, любящая жена, маленькая дочка и очень много денег. На горизонте вырисовывается бой с надоедливым и скандальным соперником, с которым Билли откровенно не ладит. В одну из встреч боксеры не сдерживаются и начинают драку – в ее ходе погибает супруга Хоупа, и вся его карьера и жизнь с этого момента летят в тартарары. Депрессия, зависимости, потеря контрактов, лишение родительских прав – Билли придется начинать с самых низов на улицах родного города, чтобы вернуть дочь и свое славное имя.
«Левша» – тривиальная лента, как и почти любая другая у Фукуа. Она не выходит за рамки типичного боксерского кино и обладает стандартным набором жанровых шаблонов, из которых выстраивается тяжелый путь потерявшегося человека. В таких случаях привлечь зрительское внимание фильмам помогает лишь качественная и слаженная работа съемочной команды. «Левша» – тот самый случай. Фукуа удалось снять стильную тестестероновую спортивную драму с интересными визуальными решениями и мотивирующим хип-хоп-саундтреком, выгодно отличающуюся от большинства картин, которые он делал до и после. Венцом всему – потрясающий Джейк Джилленхол, привычно вложивший в свою роль неимоверную экспрессию и энергию.
«Виновный», 2021
Полицейского Джо (Джейк Джилленхол) разжаловали до диспетчера из-за инцидента, произошедшего много месяцев назад. Пока идет суд, Джо работает в колл-центре и принимает звонки от пострадавших. Один из таких звонков превращается в настоящий триллер – Джо пытается спасти похищенную девушку и подключает все возможные ресурсы, ведь счет ее жизни идет на минуты.
15 главных сериалов 2023 года по версии Time Out
Датский камерный триллер с таким же названием в 2018 году оказался для проката чем-то вроде бомбы – неожиданно успешным фильмом, блеснувшим на Санденсе (приз зрительских симпатий) и добравшимся до наград Европейской киноакадемии. В Голливуде тотчас заявили: «Ни слова больше!», – и запустили в производство ремейк, доверив его Антуану Фукуа. Режиссер, в свою очередь, позвал в проект Джейка Джилленхола, с которым уже работал над «Левшой».
Фукуа знаком с аксиомой, что ремейк в большинстве случаев слабее оригинала, еще по съемкам «Великолепной семерки», поэтому в «Виновном» он решил немного изменить датскую версию. Сюжетным фоном стали катастрофические калифорнийские лесные пожары, частенько беспокоящие жителей Лос-Анджелеса, в том числе и в год выхода ленты. Решение оказалось уместным – паранойя и так сдавливает пространство фильма, так еще к этому добавляется и предчувствие неотвратимой беды.
Почти Человек-паук. 10 фактов о Джейке Джилленхоле
«Я — король мира». Фильмы Джеймса Кэмерона от худшего к лучшему
Саспенса «Виновному» Фукуа не занимать, но деталей по сравнению с оригиналом все-таки многовато. Минимализм – главное свойство картин «одного актера» в одной локации – теряется, оттого и Джейку Джилленхолу приходится придумывать новые грани для образа, которые не были присущи герою в датской версии. Кажется, делает это он чересчур истерично, так и не находя пределов повышения уровня громкости, в общем-то, довольно тихой ленты. Несмотря на это, для карьеры Фукуа «Виновный» – скорее, успех, пусть и относительный.