В понедельник, 23 января – День ручного письма (День почерка – по-другому). Кто нас учит правильно сидеть при письме и правильно держать ручку и тетрадь? Кто нам помогает и поддерживает нас, когда мы выводим закорючки, которые, как потом выясняется, являются элементами букв? Кто хвалит нас за наши самые первые буквы в тетради? Конечно же, наш первый учитель.
Компьютер у детей чуть ли не с пелёнок
Заслуженный учитель Удмуртской Республики Людмила Главатских учила графическому письму еще то поколение юскинских школьников, которое ознакомилось с компьютером ближе к окончанию школы. А теперь учит тому же поколение, знающее компьютер едва ли не с пеленок.
- Новые поколения первоклассников, конечно же, отличаются от тех, которые были раньше. И все же я не могу сказать, что благодаря компьютеру они приходят в школу с умением печатать, что затруднило бы обучение графическому письму. Чувствуется, конечно, что родители не запрещают им пользоваться компьютером, смартфоном. Но дети играют на них в игры, и не более того. Печатать мы учимся в школе. Как и многому другому. В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности. Все начинается с умения ребенка свободно использовать навыки чтения и письма, навыки говорения и слушания, – говорит Людмила Николаевна.
О дошкольном образовании
По причине того, что детей в Юскинской средней школе немного, в начальном ее звене практикуются так называемые сдвоенные уроки. Это когда в одной классной комнате занимаются два класса. Людмила Николаевна, например, учит первоклассников и третьеклассников в этом учебном году. В первом классе остался один ученик, в третьем – четыре ученика. Конечно, есть свои сложности, когда учителю приходится переключаться с одной темы на другую, с одного класса – на другой. Но они справляются. Жаль, что в Юсках нет детского сада и несколько лет назад не стало группы кратковременного пребывания детей в школе. По многолетнему опыту педагога, дети, получившие дошкольное образование, приходят в первый класс подготовленными к освоению школьной программы, а не получившие его готовы к школе заметно хуже.
- Очень важно развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, а этим профессионально занимаются педагоги дошкольного образования. Многие родители из нашего села возят своих детей в кезские детские сады, но есть и те, кому это не под силу, - сожалеет Людмила Николаевна.
Единственный первоклассник в классе Людмилы Николаевны сейчас успешно знакомится с азами русского языка и литературного чтения. Иван осваивает грамоту, и два этих предмета для него пока еще единое целое. К апрелю он, по программе, узнает все буквы. Надо сказать, что незнакомых букв у первоклассника осталось немного, и он уже пишет предложения. А с апреля грамматика и чтение станут для него отдельными предметами.
Дети нынче смелые
- Дети меняются. Они нынче смелые, не боятся высказываться. Но в то же время имеются наблюдения, касающиеся социализации детей. Надо сказать, что социализация им дается непросто сейчас. Большую роль в этом играет раннее увлечение гаджетами. Современные сельские дети, как и их ровесники в городе, очень быстро осваивают новые технологии. Сложно представить обучение в современной школе без тех же интерактивных досок, без интерактивных порталов. Мы очень часто обращаемся к порталу «Учи. ру», на котором в интерактивной форме подаются школьные предметы и есть возможность закрепить, повторить пройденные темы, провести мониторинг знаний, поучаствовать в олимпиадах. Мы прикладываем немало усилий для того, чтобы приводить бессистемные умения и знания детей, связанные с компьютером и гаджетами, к системе, - говорит Людмила Николаевна.
По новым федеральным государственным образовательным стандартам, по которым учатся нынче ученики первого и пятого классов школы, большое внимание уделяется практическим знаниям и умениям детей. Для того, чтобы заинтересовать учеников, даже задачи по математике они очень часто придумывают сами, беря примеры из деревенской жизни, из практики. Ведь если базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность, математическая грамотность - следующий вид функциональной грамотности. Как оказалось, дети с большим интересом ищут ответы на задачи, связанные с понятиями и предметами, с которыми они сталкиваются в обыденной жизни.
Быть первым учителем – ответственно
Людмила Николаевна старается разнообразить и внеурочную деятельность своих классов, уделяя при этом большое внимание изучению родного удмуртского языка. Вместе с ребятами они готовят сценки, диалоги на удмуртском, играют в национальные игры, изучают народные танцы. Бывают в сельской библиотеке, где всегда много новой литературы на удмуртском языке. Даже физкультурные пятиминутки Людмила Николаевна старается проводить на родном для детей языке.
Это такая ответственность – быть первым учителем. 37 лет Людмила Николаевна работает в школе, 35 из них – в родной для нее самой, Юскинской. Меняются времена, меняются образовательные стандарты, школьные программы. Но к первому учителю всегда предъявляются самые высокие требования. И самое трепетное отношение тоже всегда к нему – первому учителю.
Поставьте лайк (нам будет приятно) и не забудьте подписаться.