Найти в Дзене

Синдром самозванца у учителя: распознать и преодолеть

Оглавление
Синдром самозванца — это состояние, когда человек не верит в то, что заслужил собственный успех, он считает свои достижения случайностью и удачей

Предлагаем проверить, сталкивались ли вы когда-нибудь с синдромом самозванца. Отметьте пункты, в которых узнали себя:

Если вы отметили один или более пунктов, определите для себя, мешают ли вам эти мысли в жизни и работе: они не всегда оказывают негативный эффект, редкое появление может даже быть полезно и подталкивать к развитию.

Однако если мысли становятся навязчивыми, вызывают фоновую тревогу, мешают вам продвигаться по карьерной лестнице, увеличивать доход, реализовываться, эта статья для вас. Разберем несколько способов, которые помогут снизить проявление синдрома самозванца. Не старайтесь навсегда избавиться от подобных мыслей, наш мозг эволюционно привык тревожиться, наша задача – снизить негативное влияние.

-2

Способ 1. Делитесь своими чувствами и эмоциями

Если вы обнаружили синдром самозванца, не пытайтесь это скрыть. Не нужно блокировать эмоции, постарайтесь их прожить и изменить. Помните, что вы не одиноки. Многие успешные специалисты испытывают этот синдром. Если вы начнете говорить о своих чувствах, то сможете получить поддержку и посмотреть на ситуацию с разных сторон.

Чтобы лучше узнать свои эмоции выпишите все установки, которые связаны с этим синдромом. Понаблюдайте в какие моменты синдром обостряется, т.е. что вызывает появление этих мыслей.

Примеры установок:

«Я не достоин этой должности»
«У меня недостаточно опыта»
«Я допускаю ошибки в решении заданий»
«Как меня взяли, я же не знаю всех методик обучения»

Выписав свои негативные установки, придумайте на их замену новые, позитивные, к которым вы стремитесь. Оставьте этот листок на видном месте, постарайтесь сосредоточиться на своих новых установках.

-3

Способ 2. Выявите свои достоинства, попробуйте продемонстрировать их другим

Давайте немного повысим самооценку! «Самозванец» уверен, что он ничего не знает и не умеет. Конечно, это не может быть правдой. Каждый человек уникален, но часто мы обесцениваем свои знания и воспринимаем их как данность.

Подумайте, что вы можете продемонстрировать другим? Чему можете легко научить? Необязательно делать это с учениками в рамках своего предмета. Это может быть ваше хобби, малоизвестный лайфхак и т.п.

Если перед уроком вас одолевают волнения, в голове кружатся мысли: «Вдруг, я не справлюсь?», «Что делать, если меня не будут слушать?», «Они поймут, что я не знаю предмет на 100%» и т.п.; предлагаем вам сменить фокус мыслей на то, чем вы можете помочь ученикам, что сможете объяснить простыми словами. В этот момент вы не думаете о своей некомпетентности, а включаете профессионала и сосредотачиваетесь на своих задачах и целях.

-4

Способ 3. Замечайте свои успехи и не концентрируйте внимание на ошибках

Мы рекомендуем проводить рефлексию после каждого занятия, это поможет вам отслеживать и улучшать профессиональные навыки. Обязательно проговаривайте или записывайте сначала свои успехи, а потом зоны роста. Избегайте негатива. Если у вас плохое настроение и вы не можете провести рефлексию объективно, то постарайтесь сначала «выплеснуть» эмоции.

После рефлексии похвалите себя за успехи, придумайте способы улучшить уроки. С каждой следующей рефлексией отмечайте изменения (что вы смогли изменить в лучшую сторону).

-5

Способ 4. Отслеживайте достижения своих учеников

Вас посещают мысли о том, что у вас мало опыта для преподавания, что вы не можете справиться с трудными учениками?

Чтобы визуализировать свои успехи, мы предлагаем завести таблицу с достижениями и трудностями учеников. Это не только поможет вам подбирать методы работы с учениками, давать развернутую обратную связь родителям, но и наблюдать за прогрессом учеником, т.е. вашим прогрессом преподавания. Если вы увидели у ученика трудности и смогли их исправить, это не случайность, а ваш профессионализм.

-6

Способ 5. Признайте, что невозможно знать абсолютно всё

Многие преподаватели боятся, что не смогут ответить на вопрос учеников или допустят ошибку, которую заметят ученики.

Ученики не ждут от вас совершенства, не притворяйтесь ходячим справочником. Наоборот, показывайте, что все ошибаются, это нормально.

Если ученики задали вам вопрос, на который вы не знаете ответ, то запишите его и пообещайте ученикам вернуться с ответом в другой раз. Похвалите учеников за вопрос.

Итог: Многие учителя время от времени сталкиваются с мыслями о некомпетентности. Это нормально. Помните, что с каждым занятием вы совершенствуете свои навыки и преподаете лучше и лучше.

Читайте, что делать, если не знаешь ответ на вопрос ученика:

Как научить ученика задавать вопросы и почему это важно?
Дзен для учителей Учи.Дома11 июля 2022

Екатерина Простова, методист Учи.Дома

#синдромсамозванца #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобразование #онлайнобучение