Жадность это или экономия? Зло ли это, или добро?
В перестройку моего крестного сократили. А животных не перестали к дому подбрасывать. Он же — "Мишка-дурачок".
Так звали его в деревне за беззлобный нрав, да сердобольность. Тетя моя ещё работала, но на зарплату заведующего аптекой в деревне не пошикуешь. Себя бы прокормить.
Вот и придумал Мишка собирать металлолом. Себе, да собакам на пропитание. Да бутылочку иногда прикупал с этих денег — не без этого.
Сколотил тележку — рабочий инструмент свой стало быть. С ней везде мотался — с утра до вечера. На ней, кроме металла и привозил порой щенков брошенных, да котят.
Ругала его тетя, да потом смирилась. Да она и сама любила животных. Правда, в комнату собак не пускала — иконы висят, нельзя. Так объясняла.
А дядя Миша пускал. Собак искупает, полы вымоет "с хлорочкой"— его выражение, телевизор включит вечером и... красота. Собаки у его ног, да на диване. Дружно жили.
Ну да не о том разговор я завела. Когда собирал металлом мой крестный, то сделал себе, кроме тележки и верстак во дворе. Чтобы можно было сортировать железо, которое находил.
И вот приезжает к ним в гости сестра двоюродная с мужем — Андреем Павловичем. И все в дом пойдут, а Андрей Павлович у верстака останавливается. Рассматривает железки. Это для женщин мусор, а для мужчин это, может, сокровища Агры. Может, там такое есть, что крайне необходимо иметь в хозяйстве. И вот что делал Андрей Павлович, который, кстати говоря, в то время работал и работал на хорошей должности. Да и жена тоже в ОРСе трудилась.
Увидит железячку какую у дяди Миши на верстачке. Покрутит ее, да сверху положит. Будто так и лежала. А потом за столом спросит невзначай: "Миш, а тебя нет вот этого?". И назовет железку им примеченную. Дядя Миша ему говорит: "Есть, возьми, вон там лежит" .
И так постоянно. Андрей Павлович с крестного смеялся — необразованный, слесарь, металлолом собирает.
А дядя Миша удивлялся ему: что же жадный такой? Не говорил, правда, в глаза, но понимал это, как и то, что они, вроде бы родственники, считают его за человека второго сорта.
Как-то раз поехала тетя Галя в город. Со своей сестрой двоюродной и ее мужем. У них-то машина. Да и брал Андрей Павлович с тети Гали немного — пятьсот рублей. Я, правда, удивилась, когда узнала — они же родственники, но тетя Галя сказала, что он не отказывается от денег, а ей неловко не платить. Да и бензин-то он тратит? Тратит. Ну ладно, это не моё дело. Получила тетя Галя пенсию и поехали. Надо купить и продукты, и лекарство, да не забыть жгучего перца купить маленького. Знаете, такой в горшочках иногда растет? И вот все купили, а перец забыла. И двоюродная сестра тети говорит мужу: "Андрей, сходи за перцем, а мы в машине посидим". Принес перец Андрей Павлович, отдал тете Гале. Приехали домой. Занесли в дом покупки. Тетя Галя рассчиталась с Андреем Павловичем, отдала полагающиеся пятьсот рублей. И смотрит, что не доволен он чего-то. Помялся-помялся, а потом говорит: "Ты думаешь мне деньги отдавать?". Тетя Галя даже испугалась: "Какие деньги, сколько?".
Пояснил ей Андрей Павлович: "Рубель, за перчик" (это не автор ошибся, это так Андрей Павлович говорит).
Достала тетя Галя металлическую десятку из кармашка кофточки и отдала. Было это в 2019 году. Большие деньги — один рубль.
Это мне тетя Галя рассказала, когда уже похоронили мы дядю Мишу...