Найти тему

Старейший Сталинградский хор, которому в 1945 году рукоплескала Москва, поет до сих пор

Корреспонденты РИАЦ побывали на репетиции коллектива, родившегося в Бекетовке практически сразу после разгрома немцев под Сталинградом.

Возраст большинства сегодняшних вокалистов – 80-90 лет, но забыв про все недуги и давление, они бегут два раза в неделю на репетицию в ДК «Патриот». Потому что для каждого из них слово «петь» приравнивается к слову «жить».

- Это же не просто хор, это хор-легенда, - рассказывает хористка Людмила Алексеевна Пташкограй. – Он был создан в 1944 году, когда еще не закончилась война. Хор принимали на «ура» на всех концертных площадках Сталинграда, а в 1945-м году в Москве отметили, как лучший народный хор. Конечно, я мечтала петь в таком коллективе. Я выросла на Кубани, а там без песни – никак! Когда я пришла в хор, репетировали мы в любимом всеми нами Дворце культуры имени Кирова, где всегда кипела культурная жизнь, и мы все были ее неотъемлемой частью.

Татьяна Степановна Самылина пришла в хор 17 –летней девчонкой в 1959 году. И с тех пор не представляет своей жизни без этого коллектива.

- Перерывы были, когда уходила в декрет. Но всегда с радостью возвращалась в свой хор. Я пою сколько себя помню. У нас в семье у всех были хорошие голоса. У мамы высокое сопрано. Поэтому никакой самодеятельности, кроме хора, мне не надо было. И сейчас не надо. Если любишь песню, то это навсегда!

И хотя себя причисляет ко второму поколению хористок, она застала всех тех, кто пел здесь со дня основания.

Первые репетиции Сталинградского хора начались в помещении пожарной части Кировского района. Дворец культуры имени Кирова тогда еще не был достроен. На первое занятие пришло человек пятьдесят, в основном, молодые работницы химзавода, но после нескольких репетиций половина отсеялась сама собой.

Руководителем хора тогда был Михаил Семенович Зубач. Он взялся за коллектив серьезно, разделил девчонок по голосам. И репетиции назначал почти каждый день.

Первая программа, с которой хор начал выступать по цехам и госпиталям, состояла из народных песен: «Летят утки», «Калинка», «Ой, туманы», «Идет Катя за водой».

Уже через год хор успешно прошел все смотры творческих коллективов. Их признали лучшими не только в Сталинграде, но и в области, и отправили в Москву, где они взяли первое место на Всесоюзном смотре хоров.

Дэя Григорьевна Вразова поет в хоре с 1990-х годов, параллельно собирает историю легендарного коллектива. Ею были записаны воспоминания первых хористок, в том числе и о той поездке в столицу. Тонечка Темникова и Машенька Луночкина (ни той, ни другой уже нет в живых) рассказывали ей, как встречались с Дунаевским, как пели в зале Чайковского, в Колонном зале, на ВДНХ, а потом ездили по предприятиям столицы.

Однако сначала столица встретила девчонок не столь гостеприимно. Не успели приехать в Москву, их ждал сюрприз. Хористке Римме Лазаревой срезали сумочку прямо на вокзале. Руководитель коллектива тогда строго сказал им: «Это вам не Сталинград. Москва не любит ротозеев».

А потом их принимали как настоящих звезд. Хор из Бекетовки смог покорить столицу за считанные дни. Женщины сами не могли понять, как им это удалось – провинциалкам в простеньких ситцевых сарафанах, настолько молодым, что они еще толком ничего не видели в жизни. Конечно, на сцене никто не делал скидок на провинциальность. И победа на Всесоюзном смотре хоров бала результатом серьезной работы.

Победительниц одарили по-царски. Каждой вручили духи «1 мая», пластмассовые босоножки и билет в Большой театр на оперу «Князь Игорь». С тех давних времен сохранилось общее фото из Колонного зала, где запечатлен весь хор. На нем трудно разобрать лица, но Дэя Вразова точно знает, что четвертая в третьем ряду – Мария Луночкина, пятая – Антонина Темникова. А девятый в первом ряду – руководитель хора Зубач.

Для всех женщин, поющих здесь, хор – это вторая семья, крепкая, надежная. И проверенная временем. Чтобы ее сохранить, они готовы пойти на многое.

- Был момент, когда хор мог изжить себя, — рассказывает Дэя Григорьевна Вразова,- Нас выгоняли из нашего родного ДК Кирова. Там уже было отключено электричество, а мы все равно не сдавались – приходили и пели при свечах. Писали письмо на завод, чтобы нас сохранили как коллектив. Тогда мы смогли отстоять руководителей хора. Они ведь остались без зарплаты. Потом приютила нас одна школа, где мы пели, сидя на детских скамеечках. К счастью, сейчас нашим домом стал ДК «Патриот».

Хористки говорят, что их коллективу всегда везло с руководителями. С ними работали по-настоящему увлеченные, талантливые люди – Зубач, Ершов, Касьянов. «Мы росли с каждым нашим руководителем. Последние 20 лет хором руководил профессор Сергей Юрьевич Пальгов – преподаватель консерватории, знаток фольклора. Он обогатил коллектив народной песней», - говорят хористки.

Сейчас их хормейстер - выпускница Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова Анна Анищенко. Она работает с нимисравнительно недавно, но уже стала своей в этом слаженном коллективе.

«Она нас учит петь, так, как мы еще никогда не пели, старается раскрыть возможности голоса каждого», - говорят хористки.

Кстати, в коллектив хора входят не только женщины, но и мужчины. Один из самых возрастных вокалистов - Виталий Иванович Артамонов. «Моя фамилия, как в книжке Горького «Дело Артамоновых», знаете?» - представляется он.

Виталию Ивановичу 96 лет. И на репетиции он ездит в Кировский район из центра Волгограда. Раньше пел рядом с домом, но коллектив распался. И его подруга Людочка предложила заниматься здесь.

- Хор – это наша жизнь, - говорит он. - Без хора - не могу. Я родился в деревне, мои отец и дядя очень хорошо пели. И я до сих пор помню все их любимые песни.

Анна Анищенко признается, что у своих возрастных учеников она тоже учится. За годы выступлений хора у вокалистов накоплен огромный репертуар. Некоторые песни ей не знакомы, она открывает их для себя благодаря им.

- У многих хористов интересные голоса. К примеру, у Виталия Ивановича замечательный тенор. Мне хочется дать каждому из них возможность спеть не только в составе хора, но и сделать сольные номера. Сейчас работаем над программой из 15 песен, с которой планируем выступить в марте.

В этом коллективевсе исполнители знают про благоприятное влияние пения на здоровье. И диафрагма работает, и легкие вентилируются.

— А у нас этого еще и душа просит! – говорят они. — Если мы захотим петь, то никто нам не помешает. На сцене у нас второе дыхание открывается, ни у кого ничего не болит, тут мы все сразу становимся молодыми!