Найти в Дзене

Алексей Учитель о российском кино, перспективах и вызовах

Оглавление

На днях меня пригласили на творческую встречу с народным артистом России Алексеем Учителем. Повод для общения с журналистами был знаковый, а именно - Международный день кинематографа, который во всем мире отмечается 28 декабря, буквально накануне Нового года. История праздника такова.

Алексей Учитель. Фото из "7 секретов". Коллаж автора
Алексей Учитель. Фото из "7 секретов". Коллаж автора

ИСТОРИЯ ДАТЫ. В начале 1895 года знаменитые братья-французы Луи и Огюст Люмьеры получили патент на изобретенный ими аппарат «Синематограф». А 28 февраля того же года в парижском «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся показ на большом экране их первого фильма для широкой публики «Выход рабочих с фабрики». Именно в честь этой символичной даты и стали отмечать Международный день кино.

Не хватает блокбастеров

Если говорить об Алексее Учителе, то он прославился в 2000 году после выхода фильма «Дневник его жены». За эту картину режиссер-постановщик получил несколько престижных наград, в том числе национальную премию «Ника» и Гран-при фестиваля «Кинотавр».

В 2005 году его фильм «Космос как предчувствие» получил на XXVII Московском международном кинофестиваля главный приз - «Золотого Святого Георгия».

Кроме того, Национальная академия кинематографических искусств и наук России присудила премию «Золотой орел» за лучшую режиссерскую работу. Сегодня Алексей Учитель - член президиума Российской академии кинематографических искусств «Ника», а также художественный руководитель киностудии «Рок».

Алексей Учитель: «Я оптимист, уверен,  у нас все получится!" Фото из "7 секретов"
Алексей Учитель: «Я оптимист, уверен, у нас все получится!" Фото из "7 секретов"

- Алексей Ефимович, что сейчас происходит с российским кино? Кое-кто даже заявляет, что оно уже умерло...

- Ну что вы. Слухи о смерти российского кинематографа сильно преувеличены. Если оглянуться в прошлые годы, то его не раз уже хоронили. В том числе во время ковида.

Хотя даже тогда наши режиссеры по-прежнему снимали. Другой вопрос, что не работали кинотеатры. А раз так, то казалось, что кинематограф вообще умер. Впрочем, так говорили не только о нашем кино...

Тем не менее факты — вещь упрямая. Очевидно, что, даже несмотря на все трудности, российский кинематограф отнюдь не падает, он даже не идет по прямой, а неуклонно поднимается все выше. И так из года в год, из десятилетия в десятилетие. Но, конечно, это вовсе не значит, что мы всех победили. Проблем еще немало.

«Дневник его жены» (2000) — это  история последней любви и одиночества великого русского писателя Ивана Бунина. Фото из "7 секретов"
«Дневник его жены» (2000) — это история последней любви и одиночества великого русского писателя Ивана Бунина. Фото из "7 секретов"

Противостоит весь мир

- Какие главные проблемы?

- В первую очередь конкуренты. Нам противостоит не только Голливуд, но и Болливуд, и европейское кино. А еще Китай и другие страны. Везде что-то снимают и стараются протолкнуть, где только можно. Однако масштаб нашего кино неизменно увеличивается. Другой вопрос, чтобы этот объем переходил в массовость.

- Что вы имеете в виду?

- Я говорю о действительно мощных фильмах-событиях. Скажем, «Сердце Пармы» или, например, «Чебурашка», показали, что наши картины тоже могут делать большую кассу, собирая миллиарды рублей.

И таких примеров немало. Могу долго перечислять российское кино, которое в разное время стало настоящим событием. Это фильмы и о космонавтах, и о спортсменах, и на военную тематику.

Историческая драма «Сердце Пармы» стала тоже  одним из лидеров проката. Фото из "7 секретов".
Историческая драма «Сердце Пармы» стала тоже одним из лидеров проката. Фото из "7 секретов".

Вопрос в количестве. К сожалению, таких блокбастеров явно недостаточно. Ясно, что их должно быть намного больше, чтобы не было никаких пауз. Очень важно, чтобы буквально каждая неделя в течение года начиналась с какого-нибудь забойного отечественного кино.

Но пока ситуация такая, какая есть. Да, все посмотрели отличный фильм, все восхитились, а дальше... пустота. Да, зияющая пустота. А ведь, согласно законам физики, если где-то появляется пустое пространство, его кто-то заполняет.

Массовый зритель, видя, что отечественные кинематографы не могут ничего больше предложить, переключается на зарубежное кино. А за границе не сидят сложа руки: гигантский иностранный фильмовый вал не прекращается ни на минуту.

«Чебурашка» cтал самым кассовым фильмом  в истории российского кинематографа. Фото из "7 секретов"
«Чебурашка» cтал самым кассовым фильмом в истории российского кинематографа. Фото из "7 секретов"

Прокатчики подводят

- Как сломать порочную систему?

- Все просто: нужно выпускать больше фильмов, чтобы самим заполнять абсолютно все ниши. И взрослого, и детского кино. Плюс мультики и пр. Когда мы докажем массовому зрителю, что у него огромный выбор родных хитов, тогда можно будет с уверенностью сказать, что мы всех победили.

Причем это касается не только Нового года или какой-либо другой значимой даты с точки зрения привлечения публики, но и абсолютно всех двенадцати месяцев в году — и января, и февраля, ну и так далее. Чтобы даже летом, когда обычно наступает некая пауза, тоже появлялись мощные блокбастеры.

Тем не менее объем масштаб нашего кино, как я уже говорил, действительно неизменно увеличивается. Исхожу из своего опыта. Я преподаю во ВГИКе.

На моем курсе 25 студентов. Все мечтают что-то снять. И снимают. Один игровой и один документальный фильм каждые полгода. Получается, только мы раз в шесть месяцев выдаем десятки картин разного жанра.

А еще я — президент международного кинофестиваля «Послание к человеку», который проходит в Санкт-Петербурге. Там столько показывается фильмов! Кстати, на моей киностудии «Рок» за прошлый год было произведено 5 картин. В 2023 году их будет намного больше.

«Космос как предчувствие» (2005) —  фильм о 50-х годах. Люди тогда искренне верили 
в светлое будущее. Фото из "7 секретов"
«Космос как предчувствие» (2005) — фильм о 50-х годах. Люди тогда искренне верили в светлое будущее. Фото из "7 секретов"

Господдержка это не панацея

- Иногда говорят, что кинематографистам нужна поддержка со стороны государства.

- Так господдержка есть. Причем очень активная. Но сегодня очевидно, что это вовсе не панацея от всех бед. Мы видим, что из года в год денег в кино инвестируется немало. О чем говорит количество снимаемых картин. У нас появляется масса новичков в кино.

Постоянно кто-то дебютирует с каким-нибудь фильмом. Вопрос в том, что это кино зачастую никто не видит. Тут свою негативную роль играют и пиарщики. Они взахлеб рассказывают только о тех фильмах, за рекламу которых им заплатили.

К сожалению, часто это далеко не самые лучшие картины. Получается порочный круг, из которого трудно выбраться. Особенно тяжело авторскому кино. На него вообще порой не обращают внимания.

Очевидно и то, что прокатчики в целом с большой неохотой крутят отечественные фильмы. Их можно понять: уж слишком все неровно, как я отмечал: сегодня - густо, а завтра - пусто.

Но без мощной поддержки со стороны дистрибьюторов отечественный кинематограф точно никого не победит. Можно производить картины в огромнейшем количестве, но что толку, если потом они лежат на полках. К сожалению, так часто и происходит.

Иной режиссер снял настоящий шедевр, о котором никто так и не узнал, потому что массового зрителя постоянно кормят каким-то иностранным ширпотребом. И все же я оптимист: мы постоянно растем, а значит, у нас все получится.

- Благодарим за беседу, желаем в наступившем году творческих успехов!

Читайте другие материалы автора:

«Я шагаю по Москве»: секреты съёмок

Рига в роли Москвы: как в Латвии снимали российское кино

Агата Муциниеце, Павел Прилучный в Риге: как латышская школа превратилась в московский загс

Роль Риги в жизни Высоцкого

Русские вороны клевали французов в английском фильме

Как Михаил Ефремов снимался в Риге со своими сыновьями

"Ригу я так и не увидел", - посетовал актёр Театра на Таганке

Как живётся в Москве молодой актрисе Грете Сабуровой

Андрею Соколову приятно, когда его называют секс-символом

«Рижский сырочек» от Светланы Делле

Павел Поздняков: поющий повар. Готовя, он сочиняет новые песни

Свекольник от Максима Павлова-старшего