Гениальный актёр, замечательный человек, прекрасный семьянин. Всё это о Евгении Павловиче Леонове, который ушел от нас морозным январским вечером 1994 года. Ему было 67. Давайте помнить своих кумиров! Тех, кто привнёс в нашу жизнь милосердие и доброту, любовь к жизни и уважение друг к другу.
В каждой роли актёр оставляет кусочек своего сердца, здоровья, много неимоверного труда... (Е. Леонов).
Непоправимая утрата
К 1988 году у Евгения Павловича Леонова было более ста киноролей и почти столько же театральных и аудиоработ. На гастролях в Гамбурге у актёра случился инфаркт. Уже в больнице - повторный. 16 дней комы.
Я на несколько минут заглянул Туда. Надеялся увидеть Раневскую, но не разглядел. (Е. Леонов).
Немецкие врачи сотворили чудо - они вернули стране любимого артиста, собравшего все возможные регалии и заслужившего признание публики. Год вынужденного перерыва - и снова работа. Евгений Павлович торопится жить, понимая: нельзя себя жалеть, можно не успеть. Сделать что-то по-настоящему важное. В "Ленкоме" он репетирует одну из самых значительных своих ролей - Тевье-молочника ("Поминальная молитва").
29 января 1994 года. Публика подтягивается к зданию театра. На афише - "Поминальная молитва". Но что-то случилось - в зале объявляют об отмене спектакля и предлагают зрителям сдавать билеты. А по вечерней Москве уже ползут слухи: "Умер Леонов!" Зрители в зале не расходятся, они зажигают непонятно откуда взятые свечи и погружаются в молчание. Они молятся. Никто и не думает идти в кассы и возвращать деньги за билеты. Но... чуда не произошло.
Морозным днём артиста провожала вся Москва. Марк Захаров вспоминал: людской поток был столь огромен, что протянулся от Садового кольца, заполонив всю улицу Чехова. Погребение задержали на 4 часа, но даже этого времени не хватило, чтобы все желающие смогли проститься с Артистом.
После ухода И. Чуриковой один известный поэт сказал: страшно не то, что артисты такого уровня уходят - мы все смертны. Страшно от того, кто приходит им на смену.
В чем же феномен Леонова, Чуриковой и других актёров старой волны?
Плоть от плоти своего народа
Евгений Леонов (1926-1994) появился на свет в семье московского инженера. Его детство, как он сам говорил, похоже на детство целого поколения. Когда началась Великая Отечественная, будущему актёру было 14. Мать, старший брат и он сам пошли работать на авиазавод, где трудился отец. Сначала Евгений Леонов был учеником токаря, потом токарем 4-го разряда. Поступил в авиационный техникум.
И всегда знал, что обязательно будет артистом. Посещал театральную студию. Успешно её окончил и пришел в театр им. Станиславского. Но... ролей практически не было. Ни в кино (он начал сниматься в конце 40-х), ни в театре. Это позднее Леонов поймет, что готовый взяться даже за роль Гамлета, он вряд ли смог бы ее сыграть:
Я еще ничего не успел пережить. Как бы я передал трагедию и радость другого человека?
Веру в себя актёру подарил Михаил Яншин, поставивший в 1954-м спектакль "Дни Турбиных", где Леонов сыграл Лариосика. А в кино успех к актёру пришел в 1961-м после выхода на экраны "Полосатого рейса". На тот момент актёру было уже 35. Кругленький, пухленький, смешной, он воспринимался многими артистом комедийного жанра, но сам более других любил свои серьёзные роли, начало которым положил образ Якова Шибалка в "Донской повести" (реж. В. Фетин).
Все свои многочисленные образы Е. Леонов искал и находил в реальной жизни. Когда сын Андрей в 9-м классе признался, что хочет пойти по стопам отца, отец начал писать ему письма-размышления, опубликованные сегодня как "Письма сыну". В одном из них он признался, откуда черпал вдохновение:
Через всю мою жизнь, как и через жизнь каждого человека, прошло столько лиц, людей. С кем-то сталкивался ближе, а с кем-то просто ехал в машине со съемок. Но ведь каждый человек, если заглянуть ему в глаза, это целый мир. Будь восприимчив к этим мирам. Здесь начало искусства.
Е. Леонов считал: нельзя сыграть водолаза, если ты никогда не был под водой. Так, ради роли Доцента в "Джентльменах удачи" он четырежды посетил знаменитую "бутырку". Подмечал, как арестанты ведут себя, общаются друг с другом. Записывал наблюдения в тетрадь.
Соавтор роли
Невозможно просто перечислить любимые роли Евгения Павловича. Это и Иван Приходько ("Белорусский вокзал"), и Степан Леднёв ("Большая перемена"), и Король ("Обыкновенное чудо"). Но самым знаковым для меня стал образ Сарафанова в х/ф В. Мельникова "Старший сын" (1975).
Девушкой-подростком поначалу воспринимала главного героя этаким дурачком, которого легко обводят вокруг пальца. А когда вернулась к фильму повзрослевшей, поняла, что в Сарафанове столь сильно нравственное начало и "всечеловеческое добродушие" (термин Нинель Исмаиловой), что ему невозможно представить, что кто-то может играть святыми с рождения вещами. Выдать себя за сына другого человека - как это возможно?
Глубоко убеждена, что у ролей Е. Леонова абсолютно точно два автора: писатель и сам актёр. В "Старшем сыне" Евгений Павлович стал соавтором А. Вампилова. Леонов привносил в каждый образ не только жизненный опыт, эмоциональные впечатления, но и нравственные ценности, которые определяли характер его героя. Для актёра искусство было школой человечности. В каждом персонаже он выделял светлое начало, а играя злодея или негодяя, вызывал в зрителе чувство тоски.
Я не знаю второго такого актёра абсолютно гуманистической направленности. Если только Леонид Куравлёв.
Жизнь с Богом в душе
Мои родители были довольно закрытыми людьми. Они могли поделиться воспоминаниями о своей жизни, но никогда - своими переживаниями по поводу того или иного события. И это очень плохо для формирования эмпатии. Читая "Письма сыну" Е. Леонова, передо мной предстаёт совсем иной человек - открытый, думающий, не боящийся рассказать о своих эмоциях и внутреннем состоянии. Далеко не идеальный, но с Богом в душе:
Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не дает опуститься ниже определенного человеческого уровня... Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям.
Не могу представить, чтобы Евгений Павлович предал друга, ударил женщину или заводил на съемочной площадке бесчисленные романы. Познакомившись на гастролях в 1957-м с Вандой Стойловой, он создал крепкую семью. Одну на всю жизнь. Через два года у пары родился сын Андрей, унаследовавший от родителей любовь к театру.
Ванда Владимировна окончила ГИТИС (театроведческий факультет) и заведовала литературной частью в "Ленкоме", где Евгений Владимирович работал с 1974 года. Поэтому перед сыном проблемы выбора профессии практически не было. Другое дело - достичь славы своего отца. Думаю, это невозможно, потому что талант Евгения Павловича совпал с эпохой.
Начиная с 50-60-х гг. в искусстве сформировался запрос - показать обычного человека. Словно "выдернуть" его из толпы. Нужны были актёры, способные "слышать" жизнь. Евгений Павлович был именно таким.
Как думаете, а какой герой нужен сегодня? Разное время - разные запросы.
Последние дни я часто обращаюсь к словам Евгения Павловича о счастье. Знаете, как он отвечал на этот важный для каждого вопрос?
Счастье – это жизнь без страха. Без ожидания и предчувствия сложностей и несчастий.
Поделитесь своим мнением и не забывайте ставить лайки и подписываться на канал "А ну-ка, бабушки!", потому что здесь вам всегда рады. Внимательно читаю все отзывы и благодарю за то, что помогаете каналу развиваться.
19 января дни рождения Михаила Ножкина и Светланы Хоркиной. Прочитать об актёре можно тут. О Светлане Хоркиной - тут.
Виктория Самарская