- Не понравился наш подарок? - Степан повторил вопрос.
Мать стояла и, казалось, смотрела сквозь сына. Отец немного скривился, но вскоре, хлопнул в ладоши и предложил сыну сесть за стол.
- Давай тяпнем по рюмашке, а?!
- Да вы как будто не рады, мам, пап?
- Рады, рады, давай, садись.
Мать суетливо принялась собирать на стол, нарочно начала греметь посудой, чтобы сын больше не просил ответа.
- Подождите..., - остановил их сын.
***
Месяц назад родители Степана отметили юбилей свадьбы. Пятьдесят лет совместной жизни. Даже в районной газете о них вышла заметка. Дети, внуки, близкие родственники съехались со всей страны. Много было пожеланий, поздравлений. Мария и Александр сидели во главе стола и улыбались как дети.
Октябрь стоял сухой. Погода радовала. Под грушей, где стоял стол, пахло влажными пряными травами и грибами.
Душевно всё вышло: угощения были домашние, простые, ими был заполнен весь огромный стол; песни пели, романсы; тепло общались родственники, без криков и суеты, словно плыли по реке жизни на одном корабле и никуда не торопились. Наслаждались мгновением. Хорошо отметили Малышевы праздник. И вспоминали потом этот день только с улыбкой на лице.
Старшая дочь с младшей привезли из города стиральную машину автомат.
- Ой, Света, как же вы её довезли? - разводила руками мать.
- Так и довезли, в багажнике, он у нас вон какой огромный.
Младший сын накопительный водонагреватель преподнёс в качестве подарка. На большой объём, фирма проверенная.
Кто-то фильтры для воды подарил, кто-то сервиз новый и чайник. И ещё множество подарков было.
Родители рады были дорогим подаркам, только вот водопровода в доме не было. И когда градус недоумения у родителей вырос на столько, что казалось, они сейчас спросят: "Зачем нам всё это?", слово взял старший сын Степан:
- Есть у нас родители для вас очень нужный подарок, ко времени, так сказать. Мы хотим, чтобы вам комфортно здесь жилось, поэтому мы решили, что проведём вам в дом водопровод. Договорился с бригадой, до морозов должны успеть.
Гул и возгласы раздались со всех концов стола. Водопровод в деревне - дело затратное. Да и жизнь вода в доме заметно улучшает.
Отец улыбнулся.
- Хороший подарок, спасибо сынок, всем спасибо!
Тосты шли один за другим, потом стало тише, и в сгущающихся сумерках стал изредка слышаться рёв требующих дойки коров. Рёв изредка поддерживали собаки. И в этой иногда прерываемой тишине существовала только большая семья Малышевых, плывущая в своём направлении.
Утром Степан положил на кухонный стол большой ватман с непонятными чертежами и сказал родителям:
- Вот!
- Чего ты бумагу на кухонный разложил, важная, поди, пойдём в комнату? - спросила мать.
- Это план подвода воды к дому. Теперь вам надо решить, где, в каком месте в дом подведём воду, ну и как расположим тут всё.
Мать посмотрела на план, потом на сына, снова на план, на мужа.
- Объясни, сынок, сам.
- Хорошо. Вот здесь, на той улице, узел, идёт вот так... так..., - сын вёл пальцем по чертежу. - Тут под улицей проходит, через колодец, и к дому, а тут...
- Как через колодец? - удивился отец.
- Ну так, закопаем колодец и всё, им всё равно никто не пользуется.
- Я пользуюсь, как никто? - возмутилась мать.
- Так вода в доме будет, зачем тебе, мам, колодец.
- Как зачем? Он всю мою жизнь здесь был, даже при моих родителях и прабабке.
- У всех в округе вода или дома или с колонки, колодец этот уже никому не нужен, - сын посмотрел на часы, потом на родителей. - Так, мне уже пора. Вы обдумайте всё, решите в каком месте воду заводить, я позже приеду, обсудим и надо отдавать проект бригаде. К заморозкам нужно успеть. Тут же не на день работы.
Мать с отцом ведь оставшийся день на тему подвода воды не разговаривали. Лишь изредка подходили к плану, оставленному сыном на столе в комнате. Вздыхали, каждый о своём.
Вечером истопили баню. Маша вышла из бани первая. Постояла у крыльца дома и вдруг повернулась и пошла к изгороди. Там, за забором, среди дудок почерневших лопухов, рядов кустарников прятался под вековыми елями старый колодец. Деревенские давно перестали брать из него воду. Расположен он был почти у крайнего дома, колонка с водой была ближе для всех, кроме Малышевых.
Маша вздохнула и заплакала. Плечи её неровно затряслись.
- Машунь, ты чего? Увидела кого? - муж подошёл к ней и встал рядом.
- Саша, как же без колодца? Я не могу. Там я с тобой познакомилась, там с мамой мы стояли, отца в командировки провожали, там я поняла, что Стёпкой тяжёлая... как, Саша?
- Да-а-а-а, Маша, это не просто колодец - это память наша с тобой, - муж приобнял жену, - замёрзла, давай, бегом домой, простынешь!
Через три дня Машу увезли в больницу на скорой. Двухсторонняя пневмония. Мать долго лечили, до работ по проведению водопровода никому не было дела. Выздоровление шло медленно, матери то становилось лучше, то вновь хуже.
Стёпа настаивал на переводе в городскую больницу, не верил врачам, предлагал купить любые лекарства. Но врач утверждал, что ничего не нужно, и всё требуемое лечение больная получает в полном объёме. А как только ударили первые морозы и выпал снег, матери стало значительно лучше и её отпустили домой.
Степан приехал к родителям в первые свободные выходные.
- Давайте, пока не сильно холодно, проведём воду, а то в зиму и без воды.
- А что торопиться, мы и к следующему лету ничего не потеряем, правда, мать?
- Да, сынок, к чему спешка, надо понять, где будет удобнее, и надо ли нам вода в доме.
- В смысле? - Степан удивился тому, что услышал от матери. - Как не надо? Вам не понравился наш подарок? Это же от нас от всех!
- Сынок, ты что, понравился! Но это же проект, а не так, что копайте от того дома до этого, тут решить всё нужно, обсудить.
- Так я и приехал, чтобы решить, помочь.
- Мы не спешим. Пока колодец недалеко - вода дома есть, к лету и видно будет.
- Мам, пап. Вот сейчас да, я понимаю. Сил у вас много, вы у нас шустрые, на месте не сидите, но надо и о будущем думать. Чем лучше - открыл кран и вот тебе вода. И холодная и тёплая. Опять же помыться не надо будет в баню бегать.
- Ну ты, сынок, даёшь! Баня - это же святое! Баню я попрошу не трогать. Колодец ты у нас уже забрал, теперь и баню. Ну ты..., - отец замотал головой.
- В смысле забрал колодец?
- А так, сынок. Колодец этот для нас, что этот дом, что скамейка у крыльца или эта железная кружка, из которой вы все пили, память это. Да и вода там всегда есть. Перемёрзнет, не дай Бог, этот твой водопровод. А в колодец бух ведро и тяни себе. Всегда вода есть. Да и ключевая она, чистая, с родника, не то, что в колонке.
- А молчали почему? Ведь не сейчас вы это решили, таили...
- Так мы, сынок, - начала оправдываться мать.
- Не понравился, значит, подарок... А подойти, сказать, так, мол, и так, сынок, нельзя было? Что же вы тянули, думали зима придёт и всё отложиться? - Стёпа в лице сразу изменился.
- Ну да, - пожал плечами отец, - да и отказываться от такого подарка стыдно.
- Вот это мне стыдно, что родители у меня такие, с сыном начистоту не могли поговорить. Ладно мать, а ты, бать? Перенесём мы трубы вот так, - сын чиркнул карандашом по плану, - и обойдём ваш колодец, лишние несколько метров всего, проверим на грунт и всё, нет проблемы.
- Уф, - выдохнула мать.
- Ну ты смотри. Маш, сын то у нас умный.
- Ты не обижайся на нас, сынок. Воспитаны мы так, жили в такое время, что против нельзя говорить было, обидеть человека из-за своей прихоти плохо это.
- Не обиделся я, - махнул рукой Стёпа.
Весной, как только промёрзлая земля начала дышать, бригада приступила к работе. Воду к дому провели быстро, обошли колодец. Самую маленькую комнату в небольшом доме выделили под душевую и туалет, тут же отделили место под стиральную машину, оборудовали угол для сушки и глажки вещей. Младшая дочь спроектировала всё компактно, так, чтобы было удобно. Всему нашлось место, и тесно не было.
Мария с Александром, когда, наконец, подключили всю технику и начали пользоваться водой, очень рады были. К хорошему быстро привыкаешь. Вот тебе и вода, вот тебе и стиральная машина, не нужно днями со стиркой возиться.
Стёпа приехал через неделю в субботу.
- Мам, пап. В следующем году к посёлку газ тянуть будут. Давайте встанем в очередь, пока программа действует. Только, прошу сразу, подумать, от чего вы отказаться не сможете, чтобы не получилось также как с водопроводом.
Отец рассмеялся, а мать немного задумалась.
- Стёпа, а газ это не опасно?
- Мам, ты опять? - теперь смеялся сын.