Найти тему
ВУЗОПЕДИЯ

Как подготовиться к ЕГЭ по химии 2023 года и что изменилось в экзамене?

Химию школьники выбирают достаточно часто. Это будущие медики, биологи, специалисты в областях сельского хозяйства, химических технологий, пищевой промышленности, фармакологии и ветеринарии. Экзамен этот достаточно сложный, поэтому требует усиленной подготовки.

В этом году задания к экзамену подверглись незначительным изменениям. Их общее количество ― 34. На 28 вопросов понадобится краткий ответ, 6 заданий потребуют развернутого пояснения.

Что изменится в ЕГЭ по химии?

В первую очередь в этом году изменился порядок заданий, требующих развернутого ответа. Задача, цель которой ― определить молекулярную и структурную формулу вещества, идет под № 33. Задачи №№ 32 и 33 составляют блок по органической химии, № 34 - направлена на определение состава исходного и конечного раствора.

В задании № 23 вместо таблицы все данные будут поданы в текстовом виде. Увеличивается сложность заданий №№ 9, 12 и 16. При этом максимальный балл за правильное решение остается прежним.

Разбор заданий

Что касается первого блока, то он направлен на проверку теоретических знаний.

  • Задание № 1 требует знания закономерностей орбиталей, умения фиксировать формулы ионов и атомов в спокойном и возбужденном состоянии.
  • Для выполнения задания № 2 школьникам нужно знать об изменениях свойств элементов, а также простых и сложных веществ в соответствии с периодами и группами таблицы Менделеева.
  • Задание № 3 проверяет знание валентностей и степеней окисления. Здесь важно уметь связывать данные характеристики с положением элемента в таблице Менделеева, а также уметь объяснить несовпадение с номером группы в ряде отдельных случаев.
  • Задание № 4 ориентировано на проверку знаний о строении веществ. Здесь важно ориентироваться в типах химических связей (отдельное внимание следует уделить металлической и ионной, ковалентной), а также в кристаллических решетках.

Далее следуют задания, посвященные веществам, имеющим неорганическую природу.

  • Задание № 5 требует установить связь между классом и отдельным неорганическим веществом из предложенного списка.

Задания с № 6 по № 9 имеют повышенную сложность. За правильный ответ за задачи 6-8 ученики могут получить по два балла.

  • Для решения задачи №6 нужно знать физические свойства, а также качественные реакции анионов и катионов, их основные признаки.
  • Задание № 7 требует установления соответствия между веществом и перечнем, в который входят три реагента.
  • В задании № 8 устанавливается связь реагентов и продуктов реакции неорганических веществ. Здесь важно знать свойства химических элементов и закономерности протекания реакций.
  • В задании № 9 предлагается назвать вещества, отслеживая их по цепочке превращений.

Блок, включающий в себя задания с № 10 по № 16, направлен на проверку знаний органической химии.

Следующий блок задач проверяет знание химических реакций. Задание № 17 потребует умения классифицировать реакцию по количеству элементов, катализатору, степени окисления и другим характеристикам.

  • В задании № 18 школьникам предстоит выбрать несколько правильных ответов, их количество может быть от двух до четырех. Чтобы успешно с ним справиться, нужно иметь представление о влиянии различных факторов на скорость протекания реакции.
  • Задание № 19 проверяет знание окислительно-восстановительных реакций, № 20 ― электролиза. Задача № 21 требует расположить предложенные растворы в соответствии с изменением рН.
  • Задания №№ 21 и 22 проверяют знания о химическом равновесии.
  • Задание № 23 ― установить изначальные и равновесные концентрации предложенных веществ.
  • Задание № 24 направлено на проверку знаний качественных реакций веществ. Для этого ученикам следует знать внешние признаки их протекания.
  • Задание № 25 достаточно сложное в силу широкой тематики. Обычно в нем рассматриваются разнообразные процессы промышленного производства. Например, получение кислот, переработка сырья, металлургия и т.д. Здесь могут проверяться знания высокомолекулярных веществ, полимеризации, получения промышленных полимеров и т.д.
  • Задания с 26 по 28 обычно не вызывают сложностей. Здесь требуется выполнить расчеты по уравнениям.
  • Начиная с 29-го, следуют задания, имеющие повышенный уровень сложности. Их проверка осуществляется в соответствии с обозначенными критериями.
  • Задания №№ 29 и 30 имеют общий контекст. Экзаменуемому предоставляется список, где представлены шесть различных веществ. В рамках задания № 29 ему следует выбрать те, между которыми возможна окислительно-восстановительная реакция, задание № 30 ― ионного обмена. Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания - два.
  • В задании № 31 школьнику предоставляется текст, описывающий химический элемент. Далее ему следует написать четыре уравнения реакций, соответствующих предложенному описанию. Каждое правильное уравнение принесет экзаменуемому по одному баллу.
  • В задании № 32 предлагается схема превращений, где зашифрованы химические вещества. Далее необходимо записать пять соответствующих уравнений реакций. За каждый правильный ответ ставится один балл.
  • Задание № 33 направлено на определение молекулярной и структурной формулы органического вещества.
  • Задание № 34 подразумевает решение задачи, состоящей в определении массовой доли вещества в растворе или смеси. При решении рекомендуется правильно записать все уравнения реакций, рассчитать количество каждого компонента после превращения, установить избыток и недостаток веществ. За выполнение данного задания экзаменуемый может получить до четырех баллов.

Как подготовиться к экзамену по химии и получить высокий балл?

Подробная информация по каждому заданию выложена на официальном сайте ФИПИ. Также школьникам рекомендуется воспользоваться навигатором самостоятельной подготовки. Полезными будут и различные видеоматериалы, найти которые можно на сайте и в социальных сетях Московского центра качества образования.

Большую роль в процессе подготовки к испытанию играет практика. Одиннадцатиклассникам предлагается участие в независимых диагностиках, которые соответствуют реальному экзамену. Таким образом ребята смогут ощутить атмосферу ЕГЭ и понять, что их ждет в день настоящего экзамена, а также определить свои сильные и слабые стороны и эффективно подготовиться к испытанию.

Существует несколько форматов подготовки к ЕГЭ. О том, какой из них выбрать, читайте в нашем материале.